Файл: Отчет по производственной практике программы подготовки специалистов среднего звена по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ПМ.01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01. Право социального обеспечения
1.2. Основания возникновения прав граждан на социальное обеспечение
2.1. Требования к специалистам социальной сферы
2.2. Характеристика программ, применяемых в системе социального обеспечения
2.3. Анализ правонарушений в области социального обеспечения
2.4. Назначение, перерасчет, выплата социального обеспечения
2.5. Консультирование граждан по вопросам социального обеспечения
2.6. Назначение и расчет социального обеспечения
МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности
3.2. Основы медико-социальной экспертизы
ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной
защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Анализ деятельности отдела, отделения ПФР или учреждения СЗН
2. Анализ нормативно- правовой базы оказания помощи отдельным категориям населения
3. Анализ организации работы с обращениями граждан
5. Изучение порядка ввода правовой информации в базу данных
Таким образом, правовым актам присущи определенные устойчивые признаки, которые отличают их от других видов источников права и по большинству из них мнение ученых, как видно из приведенных примеров, совпадают. В праве социального обеспечения присутствует сочетание нескольких уровней правового регулирования: централизованного с региональным, муниципальным и локальным, что является одной из основных черт метода права социального обеспечения. Распределительный характер отношений по социальному обеспечению как главная черта этой отрасли делает выгодным для государства одновременное сочетание различных уровней правового регулирования. Для федерального законодателя очевидно, что расходы по социальному обеспечению непосильны только для федеральной собственности, поэтому Бюджетный кодекс РФ в ч. 1 ст. 85 закрепил, что обеспечение социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации и средств местных бюджетов.
Государство предоставило возможность (право) каждому собственнику средств (региону, муниципалитету, работодателю и т.д.) распорядиться частью своей собственности на социальное обеспечение населения, а в некоторых случаях обязало собственника к такому распределению. В одних случаях нормы права социального обеспечения разрешают субъектам соответствующего уровня правового регулирования установить за свой счет предоставление какого-либо блага по социальному обеспечению (принять нормативный правовой акт об увеличении пенсии, пособия, компенсации на данной территории, в данной организации и т.д.), а в других случаях обязывают их самостоятельно создать правовую норму, как правило, конкретизирующую вышестоящую норму (например, в сфере социального обслуживания, медицинской помощи гражданам, социальной защиты ветеранов и т.д.). Это обязывание, «перекладывание» бремени нормотворчества выгодно государству, так как чем ниже уровень правового регулирования, тем ближе правотворец к получателям благ по социальному обеспечению, тем эффективнее он регулирует некоторые общественные отношения, тем лучше он учтет уровневые особенности причин нуждаемости и иные факторы, тем в конечном итоге действенней будут использованы (может быть даже сэкономлены) средства, направляемые на эти цели.
Множественность уровней правового регулирования объясняется и тем, что в праве социального обеспечения возможна и необходима дифференциация условий и норм социального обеспечения, в том числе и в связи с особенностями конкретной территории, отрасли экономики, организации. Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т.д. Адекватное и полное отражение этих особенностей в праве социального обеспечения − нерешаемая задача для какого-нибудь одного уровня власти, и оказать помощь в ее разрешении должны и иные социальноответственные перед обществом субъекты.
Вопросы социального обеспечения отнесены Конституцией РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 72) к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим при анализе особенностей источников права социального обеспечения необходимо учитывать бурное развитие законодательной деятельности субъектов Федерации, в результате которой образуется обширный пласт источников. Следующая особенность источников права социального обеспечения вытекает из ст. 39 Конституции РФ, где предусмотрено, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законами».
Анализируя правотворческую деятельность компетентных органов, можно сделать вывод, что формирование российской системы социального обеспечения в первую очередь связано с принятием нормативных правовых актов в виде законов по пенсионному обеспечению, пособиям, социальному обслуживанию. Законодательство советского периода в данной сфере ограничивалось, как правило, уровнем подзаконных нормативных актов. При этом необходимо подчеркнуть, что в федеральных законах закреплен минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких обстоятельствах другими субъектами, поскольку гарантируется финансовыми источниками на уровне федерации. Говоря об особенностях содержания источников права социального обеспечения следует отметить, что почти все они носят правоустановительный характер.
Граждане наделяются определенными правами на получение тех или иных видов социального обеспечения. В отличие от большинства отраслей российского права в праве социального обеспечения отраслевой кодификации законодательства не проведено, хотя предпосылки для этого уже созрели: в стране действует ряд кодифицированных нормативных актов по отдельным видам социального обеспечения, интенсивно развивается текущее законодательство, имеется огромный массив противоречивых, несовершенных нормативных правовых актов, требующих систематизации и обновления, действуют акты еще советского периода, принятые общественными организациями. Сегодня как никогда возникла настоятельная потребность в принятии кодифицированного нормативного правового акта, что явилось бы важным этапом создания единой, целостной системы источников права социального обеспечения.
1.2. Основания возникновения прав граждан на социальное обеспечение
Возникновение любой отрасли права обусловлено особой значимостью общественных отношений, входящих в ее предмет. В предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений. К середине ХХ века такая необходимость была признана и научно обоснована по поводу отношений, связанных с обеспечением нетрудоспособных, престарелых граждан, лиц, имеющих детей. В качестве одного из признаков права социального обеспечения как самостоятельной отрасли В.С. Андреевым была подчеркнута заинтересованность общества в развитии и совершенствовании системы норм права о социальном обеспечении и регулируемых ими общественных отношений.
Данный тезис и в настоящее время не вызывает сомнений. Общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, складываются между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и нестраховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев.
Таким образом, основанием возникновения права гражданина на социальное обеспечение выступают вышеназванные случаи, или, как их чаще называют, социальные риски. Е.Е. Мачульская под социальным риском понимает вероятность наступления материальной необеспеченности из-за утраты заработка, дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания по экономическим (безработица), физиологическим (старость, инвалидность, материнство) или демографическим (многодетность, потеря кормильца) причинам. М.Ю. Федорова рассматривает эту категорию более объемно и указывает, что «социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества, др.)».
Вопрос о способе компенсации того или иного социального риска (предоставлении гражданину пенсии, пособия, компенсационной выплаты и т.п. при соблюдении условий, закрепленных законом) напрямую зависит от тех основных идей, которые определяют смысл, назначение и содержание права социального обеспечения. Поэтому одной из его базовых категорий являются его принципы. Л.Ю. Бугров, Ю.В. Васильева, В.Б. Савостьянова на основании таких признаков, как отражение законов природы и общественного развития, указание на сущность права социального обеспечения, выражение правовой материи в нормах, дали следующее определение понятия отраслевого принципа права социального обеспечения: это обоснованное социальными и природными законами, прямо закрепленное в нормах права всех или большинства институтов данной отрасли или проводимое через их содержание основополагающее суждение законодателя о существенном в праве социального обеспечения.
В отраслевой науке нет единого мнения о принципах права социального обеспечения, хотя в литературе этот вопрос поднимается достаточно часто. К примеру, В.Ш.Шайхатдинов относит к отраслевым принципам права социального обеспечения следующие: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Другие ученые выделяют такие принципы, как всеобщность социального обеспечения; предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью; установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека; многообразие оснований и видов социального обеспечения; дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств (трудовой деятельности, местности, где выполнялась работа (служба) или живет человек, субъективных особенностей человека и его семьи, материального положения); участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.