Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение излишка или недостатка в запасах приведено в таблице 2.20.

Таблица 2.20 - Определение излишка или недостатка запасов ООО «Стройматериал-СПБ» за 2014- 2018 годы

Товарные группы

Норма запаса, тыс. руб.

Фактический запас, тыс. руб.

Излишек (+), недостаток (-)

2014 год

2017 год

2018 год

2014 год

2017 год

2018 год

2014 год

2017 год

2018 год

Кирпичи

33

35

37

65

86

84

31,94

51,37

46,68

Строительные смеси

33

36

39

40

38

66

6,89

2,26

26,83

Лакокрасочная продукция

32

50

52

47

156

182

15,26

106,49

129,71

Шифер

37

92

84

62

140

59

25,41

47,73

-25,03

Прочие строительные материалы

25

51

54

21

60

14

-4,01

9,10

-40,42

Итого

160

263

267

235

480

405

75,50

216,95

137,77

На основании данных таблицы 2.12 видно, что в 2014 году был недостаток прочих строительных материалов. В 2017 году не наблюдалось недостатка в запасах. В 2018 году существовал недостаток товаров по шиферу и прочим строительным материалам.

Таким образом, основным достоинством определения потребности в запасах на предприятии является установления зависимости между необходимой суммой запасов и интервалом поставки товаров, однодневной реализации товаров. Недостатком в определении потребности в товарах является то, что при формировании запаса не учитывается стоимость доставки и хранения товаров, отсутствие гибкости в поставках на предприятие.

2.Подпроцесс «Выбор поставщиков». Цель подпроцесса: выбор поставщиков на основе их способности поставлять продукцию, соответствующую требованиям потребителя по срокам и качеству. Руководитель подпроцесса: товаровед.

Мониторинг процесса осуществляется путём отслеживания значений контролируемых показателей должностными лицами, указанными в таблице 2.21.

Таблица 2.21 - Мониторинг процесса «Закупки»

Точка контроля

Контролируемый показатель

Периодич-ность контроля

Источник информации

Кто контро-лирует

Подпроцесс «Определение потребности в закупке материально - технических ресурсов»

Сроки составления потребности в сырье и материалах

Постоянно

Не документируется

Товаровед

Подпроцесс «Со-действие Поставщику в улучшении СМК»

Количество поставщиков, улучшивших свой рейтинг

1 раз в год

«Сводная таблица оценки

поставщиков»

Товаровед

Подпроцесс «Оформление договоров»

Ритмичность поставок сырья и материалов

Постоянно

Не документируется

Директор

Подпроцесс «До-ставка сырья и материалов»

Наличие уведомлений, связанных с вопросами качества или поставок

1 раз в полгода

Не документируется

Товаровед

Подпроцесс «Входной контроль»

Сроки проведения входного контроля поступающего сырья и материалов, товаров

Постоянно

Не документируется

Товаровед

Процесс «Закупки»

Степень выполнения запланированных мероприятий

Постоянно

План мероприятий для достижения целей в области качества

Директор


На основании данных таблицы 2.21 видно, что в основном данный процесс контролируется товароведом, хотя в контроле над его реализацией принимает участие и директор, который контролирует степень выполнения намеченных мероприятий и ритмичность поставок товаров.

Для обеспечения качества закупаемых товаров Предприятие использует выборочный входной контроль, базирующийся на качественных характеристиках. Данный контроль является неэффективным, так как существует высокий уровень брака в закупленной продукции.

Таким образом, анализ управления товарными запасами в ООО «Стройматериал-СПБ» позволяет сделать вывод, что достоинствами системы управления запасами является документирование процесса закупок, а недостатком системы управления запасами является то, что фактически процесс закупок товаров является неэффективным.

2.3. Проблемы в закупочной деятельности на предприятии

Для определения проблем закупочной деятельности ООО «Стройматериал-СПБ» и путей их решения определим сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы ее деятельности со стороны внешней среды.

Выявленные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы сведем в таблицу 2.22.

Таблица 2.22 - Матрица SWOT – анализа управления запасами ООО «Стройматериал-СПБ» за 2018 год

Сильные стороны:

Слабые стороны:

1)снижение стоимости материальных ценностей на 1 кг закупок;

2)разработанная система контроля над состоянием запасов;

3)наличие долгосрочных отношений со многими поставщиками;

4)удобное месторасположение по отношению к поставщикам;

5)квалифицированный персонал по организации закупок товаров;

6)стабильные отношения с поставщиками;

7)наличие большого количества товаров-заменителей.

1)не выполняются планы закупок;

2)уровень брака растет;

3)отсутствие контроля над всеми составляющими, определяющими эффективность управления запасами ТМЦ;

4)нарушаются сроки доставки товаров;

5)растут транспортные затраты на поставку товаров;

6)отвлечение денежных средств из оборота за счет требований немедленной оплаты;

7)потери при смене поставщиков незначительны.

Возможности:

Угрозы:

1)совершенствование контроля над выполнением плана закупок;

2)совершенствование организации хозяйственных связей;

3)возможность выбора поставщика товарно-материальных ценностей;

4)возможность использования гибких условий оплаты;

5)наличие широких возможностей замены товаров;

6)возможность организации собственной доставки товаров;

7)возможность улучшения организации контроля над состоянием запасов.

1)снижение качества поставляемой продукции;

2)возможность роста стоимости материалов;

3)рост транспортных расходов;

4)ужесточение условий оплаты;

5)наличие возможности сговора между поставщиками;

6)нестабильная финансовая ситуация в экономике;

7)угроза неисполнения поставщиками своих договорных обязательств.


Проанализируем далее влияние выявленных возможностей и угроз на стратегию ООО «Стройматериал-СПБ» в таблице 2.15.

Таблица 2.23 - Влияние выявленных возможностей и угроз на развитие ООО «Стройматериал-СПБ»

Сильные и слабые стороны

Возможности

Угрозы

Возможности:

1)совершенствование контроля над выполнением плана закупок;

2)совершенствование организации управления запасами;

3)возможность выбора поставщика товарно-материальных ценностей;

4)возможность использования гибких условий оплаты;

Угрозы:

1)снижение качества поставляемой продукции;

2)возможность роста стоимости материалов;

3)рост транспортных расходов;

4)ужесточение условий оплаты;

5)наличие возможности сговора между поставщиками;

.

Сильные стороны:

1)снижение стоимости материальных ценностей на 1 кг закупок;

2)разработанная система контроля над состоянием запасов;

.

«Сила и возможности»

Замена поставщиков,

Возможность снижения стоимости товарно-материальных ценностей;

улучшение организации контроля над состояние хозяйственных связей;

«Сила и угрозы»

Долгосрочные отношения с поставщиками снизят возможность роста стоимости материалов,

Возможность приобретения собственного транспортного средства снизит риск увеличения транспортных расходов;

Слабые стороны:

1)не выполняются планы закупок;

2)уровень брака растет;

3)отсутствие контроля над всеми составляющими, определяющими эффективность управления запасами;

«Слабость и возможность»

Улучшение организации закупок снизит возможность потерь;

Улучшение организации закупок поможет снизить уровень брака закупаемой продукции;

«Слабость и угрозы»

Невыполнение плана закупок может привести к существенным потерям в деятельности предприятия;

Оценим вероятность наступления выявленных возможностей и угроз в таблице 2.23.

Таблица 2.23 - Матрица возможностей

Оценка вероятности

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Улучшение организации контроля над закупками

Возможность покупки собственных транспортных средств

Возможность введение штрафных санкций за нарушений условий доставки товаров

Средняя вероятность

Возможность смены поставщикам

Наличие долгосрочных контрактов на поставку ТМЦ

Возможность организации гибких условий доставки товаров

Низкая вероятность

Возможность использования товаров-заменителей

Высокий уровень квалификации персонала

Объединение с поставщиками в одно предприятие


На основе анализа матрицы возможностей видно, что наиболее вероятными возможностями, оказывающими значительное влияние на деятельность предприятия, являются улучшение организации контроля над закупками, возможность покупки транспортных средств, возможность смены поставщиков.

Матрица угроз ООО «Стройматериал-СПБ» приведена в таблице 2.24.

Таблица 2.24 - Матрица угроз

Оценка вероятности

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

падение покупательского спроса

Снижение качества поставляемой продукции

Рост транспортных расходов

Рост стоимости материалов

Средняя вероятность

нестабильность поставок со стороны поставщиков

нестабильность цен поставщиков

Риск невыполнения договорных обязательств поставщиками

Негибкие условия оплаты

Низкая вероятность

Снижение имиджа предприятия у покупателей

Наличие возможности сговора между поставщиками

Нестабильная финансовая ситуация в экономике

падение спроса на продукцию

Наиболее вероятными значительными угрозами для ООО «Стройматериал-СПБ» является возможность падения покупательского спроса, снижение качества поставляемой продукции, нестабильность поставок со стороны поставщиков.

Анализ возможностей и угроз ООО «Стройматериал-СПБ» показал, что наиболее важными направлениями улучшения закупочной деятельности являются:

1)укрепление связей с наиболее надежными поставщиками;

2)установление новых хозяйственных связей с учетом гибкости условий оплаты и оптимальных условий поставки;

3)повышения уровня контроля над выполнением поставщиками договорных обязательств;

4)повышение контроля над качеством поставляемых материалов;

5) дифференцированный подход к стратегии управления запасами.

ГЛАВА 3. Совершенствование организации закупочной деятельности ООО «Стройматериал-СПБ»

3.1 Расчет оптимального размера заказа на поставку товаров


Оптимальный размер заказа на поставку товара рекомендуется определять не по всем запасам, а только по отдельным запасам. Поэтому необходимо выявить наиболее значимые запасы и по ним определять оптимальный размер заказа.

Для этого предлагается осуществить следующие этапы.

1) спрогнозировать спрос на товары ООО «Стройматериал-СПБ»;

2) в соответствии с прогнозируемым размером спроса выявить наиболее значимые виды товаров с помощью АВС – анализа;

3) выявить наиболее значимые запасы с точки зрения затрат на хранение и транспортировку с помощью ХYZ - анализа;

4) выделить категории запасов совместив результаты АВС и ХYZ – анализа;

5) предложить мероприятия по совершенствованию управления запасами каждой из выделенных категорий запасов.

Первый этап – прогноз спроса на товары ООО «Стройматериал-СПБ» на 2019 год.

Для прогнозирования спроса на товары ООО «Стройматериал-СПБ» определим средние темпы роста однодневной реализации товаров и в соответствии с ними скорректируем данные 2019 года.

В таблице 3.1 приведен расчет средних темпов роста спроса на товары ООО «Стройматериал-СПБ» на 2019 год.

Средние темпы роста рассчитываем по следующей формуле:

, (3.1)

Трср – средние темпы роста за 2014- 2018 годы;

Тр – темпы роста.

Например, средние темпы роста объема реализации кирпичей составят:

Таблица 3.1 - Определение средних темпов роста спроса на товары ООО «Стройматериал-СПБ» на 2019 год

Товарные группы

Однодневная реализация, тыс. руб.

Темпы роста, %

Средний темп роста, %

2014 год

2017 год

2018 год

2017/ 2014

2018/ 2017

Кирпичи

11,02

11,54

12,44

104,72

107,80

106,25

Строительные смеси

8,28

8,93

9,79

107,85

109,63

108,74

Лакокрасочная продукция

7,93

8,25

8,72

104,04

105,70

104,86

Шифер

12,2

13,18

14,01

108,03

106,30

107,16

Прочие строительные материалы

3,57

5,09

6,05

142,58

118,86

130,18

Итого

43

47

51

109,30

108,51

108,91

На основании данных о средних темпах роста и однодневной реализации за 2017 год определим прогнозируемый объем продаж товаров на 2019 год по следующей формуле: