Файл: ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (Анализ результатов деятельности торговой организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Протекания процессов управления персоналом является результатом действия результирующей резня приложенных сил, каждая из которых подчиняется той или иной закономерности управления. Закономерности непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами, создавая интегрированную результирующую силу. Отсюда вытекает необходимость единства действий закономерностей управления персоналом.

Отметим, что еще не все закономерности управления персоналом глубоко изучены и открыты. Закономерности (как и законы) могут прекращать свое действие в силу изменения условий производства и управления, а также в силу прекращения или начала действия экономических законов развития. По мере перехода рынка такие изменения происходят особенно интенсивно.

Необходимо различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.

Принципы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы люди узнают закономерности. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерности, так и сами являются объективными.

Принципов управления персоналом - множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих принципов, традиционно утвердились в отечественных организациях: научности, демократического централизма, плановости, первого - лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; комбинации единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля выполнения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широко используют и другие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля выполнения задач, основанного на доверии; комбинации такого контроля с корпоративной культурой; Консенсуальный принятия решений, то есть обязательное одобрение принятых решений большинства работников.

В отечественной системе менеджмента разработан комплексный подход к принципам управления руководителей среднего и высшего звена как субъектов управления.

Принципы построения системы управления персоналом, правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом, организации при формировании системы управления персоналом принципы построения системы управления персоналом представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов и закономерностей, присущих рис, начал их действия. Принципы объективные так же, как объективные экономические законы и закономерности.


Принципы построения системы управления персоналом следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянные и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет такого влияния на принцип, так как последний объективен.

Различают две группы принципов построения системы управления персоналом: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом.

Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, такие: обусловленность функций управления персоналом целям производства, первичность функций управления, оптимальность соотношения интра- и инфра функций управления персоналом, оптимальное соотношение управленческих ориентаций, потенциальные имитации, экономичность, прогрессивность, перспективность, комплексность, оперативность, оптимальность, простота, научность, иерархичность, автономность, согласованность, устойчивость, многоаспектность, прозрачность, комфортность.

Рассмотренные выше принципы и методы управления обеспечивают функционирование всего механизма управления, соответствующего организационной структуры предприятия, особое место в которой занимают кадровые службы (службы управления персоналом). Принципы и методы управления, практикуемые руководством высшего звена, в решительной мере определяют построение системы управления персоналом на предприятии (организации, фирме). Обычно на эти службы возлагают осуществление найма и увольнения работников, регистрация явки персонала на работу, контроль за соблюдением режима рабочего дня и трудовой дисциплины, обучение кадров и регулирования их профессионального роста и т. Д. Это, так называемый, стандартный набор функций кадровых служб на любой котором предприятии. Однако, людей с его потребностями, мотивациями и конкретными интересами является одним из главных ресурсов, основной силой развития организации. Итак, поиск и разработка новых систем управления персоналом, расширение функций кадровых служб становится насущной необходимостью. Когда руководство предприятия действительно заботится о людях, их жизненный тонус и психологический климат в коллективе обязательно отражаются на эффективности деятельности. Поэтому для менеджеров высшего звена очень важно четко определить стратегию и систему управления персоналом с учетом нового управленческого мышления. Состав подсистем системы управления персоналом предприятия приведены на рисунке.


Учет данных положений позволит сформулировать цели для управления персоналом. Некоторые из специфических целей управления персоналом состоит в том, чтобы:

1) обеспечить организацию хорошо подготовленными и хорошо заинтересованными (мотивированными) служащими;

2) доводить до служащих политику отдела по управлению персоналом;

3) эффективно использовать квалификацию, практический опыт, мастерство и работоспособность сотрудников.

Цели управления персоналом будут достигнуты лишь в том случае, если высшие менеджеры рассматривают человеческие ресурсы фирмы как ключ к ее эффективности. Реализация принципов и методов построения системы управления персоналом требует интеграции следующих основных функций и направлений деятельности:

  • организационно-кадровой функции;
  • учебно-воспитательной функции;
  • социально-экономической функции;
  • исследовательско-проектной функции;
  • психолого-педагогической функции;
  • информационно-аналитической функции.

Эти функции являются элементами современной модели функционирования системы управления персоналом, которую можно представить в виде, который запечатлен на рисунке.

Данная система включает подсистему линейного руководства, а также функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

Каждая подсистема из представленных на рисунке имеет свои конкретные функции, четкое выполнение которых должно способствовать достижению общей цели деятельности предприятия. Способы воздействия (методы управления) определяются содержанием (направлению) деятельности отдела.

Новое управленческое мышление способствует осуществлению комплексного подхода к решению проблем по управлению персоналом с учетом потребностей предприятия.

Система управления персоналом, которая сложилась на ведущих отечественных предприятиях под влиянием введения прогрессивных зарубежных технологий управления персоналом и кристаллизации собственного опыта, включая сегодня такие подсистемы:

Анализ и планирование персонала: к этой подсистемы относятся разработка кадровой политики, разработка стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала и рынка труда, кадровое планирование, прогнозирование потребностей в персонале, организация рекламы и установления взаимодействия с внешними организациями, обеспечивающими предприятие кадрами.

Подбор и наем персонала: проведение собеседований, тестов, анкетирование для выявления интеллектуального уровня, профессионализма, коммуникабельности и других необходимых качеств.


Оценка персонала: персональная оценка - уровень знаний, умений, мастерства и личной ответственности; оценка выполняемой работы и ее результатов.

Организация обучения и повышения квалификации персонала: обучение персонала, переподготовка и повышение квалификации, введение в должность, организация кадрового роста, реализация служебно-профессионального продвижения и карьеры сотрудников, работа с кадровым резервом.

Аттестация и ротация кадров: проведение мероприятий, направленных на выявление соответствия результатов деятельности, качеств и потенциала личности работника требованиям, предъявляемым к выполняемой работе.

Управление оплатой труда.

Мотивация персонала: разработка систем мотивации, выработка систем оплаты труда, участия персонала в прибылях и капитале предприятия, разработка форм морального стимулирования персонала.

Учет сотрудников предприятия: учет приема, перемещения, вознаграждений сотрудников и взысканий с них, увольнение персонала, организация эффективного использования персонала, управление занятостью персонала, кадровое делопроизводство.

Организация трудовых отношений на предприятии: оценка выполнения персоналом своих функциональных обязанностей, формирование у сотрудников чувства ответственности, анализ и регулирование групповых и межличностных отношений, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическая диагностика, установление норм корпоративной культуры, работа с жалобами на трудовые отношения.

Создание условий труда: создание безопасных условий для работы сотрудников; соблюдение норм психофизиологии труда, эргономики, технической эстетики; кадровая безопасность.

Социальное развитие и социальное партнерство: организация питания, медицинского и бытового обслуживания, отдыха и культурно-оздоровительных мероприятий, управления конфликтами и стрессами, организация социального страхования.

Кадровая безопасность.

Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом: решение правовых вопросов трудовых отношений, подготовка нормативных документов, которые регулируют, обеспечение необходимой информацией всех подразделений управления персоналом.

Успех управления персоналом определяется двумя основными факторами: способностью предприятия четко определить, какое поведение работников требуется для достижения его стратегии, и возможностью применять эффективные управленческие рычаги для направления работников на желаемое поведение. Обе задачи одинаково важны и сложны, особенно в условиях рыночной трансформации экономики.


Важнейшими особенностями современного процесса совершенствования управления персоналом являются:

- Расширение полномочий исполнителей на местах и ​​изменение формы контроля;

- Совместное принятие хозяйственных решений и создание атмосферы доверия на предприятии;

- Развитие механизмов планирования карьеры для ключевых работников;

- Комплексное видение проблем и целостный подход к человеческим ресурсам во взаимосвязи со стратегическими установками предприятия;

- Создание корпоративной культуры инновационного типа.

2. Анализ результатов деятельности торговой организации

2.1 Общая характеристика ТС «Подсолнух»

Краеугольным камнем в открытии первого «Подсолнуха» послужило решение руководства Норильского Никеля вывести на рынок продовольственных товаров Норильского промышленного района дееспособного, качественного партнера, в чьих силах было бы возможным регулировать и удерживать цены на продукты и товары первой необходимости, чтобы обеспечивать жителей города большим ассортиментом качественных свежих продуктов по приемлемым ценам.

Исходя из этого, была сформулирована следующая миссия ТС «Подсолнух»:

Миссия компании – всегда довольный клиент

Это главное условие процветания и благоприятного существования нашего предприятия. Потребности покупателей, посетителей – это основной ориентир, определяющий выбор торговой сети «Подсолнух» в целом и каждого сотрудника в частности.

Удовлетворение потребностей покупателей Норильского промышленного района на высоком уровне обслуживания –ключевая задача ТС «Подсолнух».

Задачи ТС «Подсолнух»

 - Максимальное удовлетворение потребностей наших покупателей;

 - Предоставление покупателям широкого выбора товаров и комплекса услуг;

 - Экономия их средств и времени за счет высокого профессионализма сотрудников, использования передовых технологий и продуманной ценовой и маркетинговой политики.

Видение (философия) – лучшие в своей сфере.

Отсюда вплывает следующая концепция развития персонала ТС «Подсолнух»: