Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел XI документа предусматривает порядок исчисления коэффициента замещения прежнего заработка, ст. 67 которого устанавливает, что общая сумма периодических выплат «должна быть достаточной для содержания семьи бенефициария в здоровых и достойных условиях жизни»,[15] размер пенсий не может быть ниже 40% от прежней зарплаты пенсионера.

«Конвенция не применяется к морякам или морским рыбакам»,[16] поскольку в статье 77 прописано, что в отношении них (как отдельной категории работников по найму) применяются положения Конвенции о пенсиях морякам (Конвенция №71).[17] Этот акт, который принят в Сиэтле 28 июня 1946 года на 28-ой сессии Генеральной конференции МОТ, содержит положения о гарантиях пенсионного обеспечения морякам, устанавливая систему выплат морякам, прослужившим установленный период в море, при их уходе в отставку. Дополняет указанный международный правовой акт нормы, установленные Конвенцией №70 «О социальном обеспечении моряков», принятой одновременно с Конвенцией №71 и пересмотренной Конвенциями №165 (1987 г.) и №186 (2006 г.).

Универсальные положения, касающиеся гарантированного соцобеспечения, содержатся и в таких международных правовых документах, утвержденных МОТ, как Конвенции №82 «О социальной политике на территориях вне метрополии (1947 г.), Конвенции №117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.),  Конвенции №118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.).

К числу международных актов, принятых МОТ, относятся документы, расширяющие содержание Конвенций организации. Так, Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. №167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования» регулирует предоставление соцобеспечения на принципах равноправия, зафиксированных в Конвенции 1962 года №118, и обязательствах сохранения для отдельных категорий лиц прав в области социального обеспечения, закрепленных в Конвенции 1982 года №157.[18]

Еще одна группа юридических актов, которая принята Международной организацией труда в отношении отдельных субъектов правоотношений, направлена именно на регулирование вопросов обеспечения по старости. Система правовых документов, содержащих нормы о порядке предоставления пенсий, включает

- Конвенцию МОТ №36 «Об обязательном страховании по старости трудящихся в сельском хозяйстве» (принята в Женеве 29 июня 1933 года);


- Конвенцию МОТ №48 «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (принята в Женеве 22 июня 1935 года), которая пересмотрена в 1982 году Конвенцией №157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения»;

- Конвенцию МОТ №128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (принята в Женеве 29 июня 1967 года). Данный международный документ пересмотрел положения принятой в Женеве 29 июня 1933 года Конвенции №35 «Об обязательном страховании по старости работников промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также надомных работников и домашней прислуги».

Нужно отметить, что пересмотренные статьи с момента вступления в силу заменяют ранее действовавшие обязательства. Последствием полного или частичного пересмотра конвенций не является обязательное закрытие их для дальнейшей ратификации членами МОТ, они обычно остаются в силе для Членов организации, которые не денонсировали их (в том числе путем ратификации новых, пересмотренных конвенций), если иное не установлено нормами этих международных юридических актов.[19]

 Упомянутые Конвенции МОТ №35, №36, №48, №70, №71, №82, №117, №118, №128, №157, №165, №186, регламентирующие правоотношения в области социальной политики, не являются на данный момент нормативными правовыми актами для нашей страны. Поскольку Российская Федерация в них не участвует, они не обязательны для исполнения в правоприменительной деятельности.[20] В то же время отсутствие ратификации не устанавливает запрета на включение конкретных норм в отечественные законы в рамках приведения национальной правовой базы в соответствие с международными стандартами.

При разработке российского законодательства нормотворцы стараются опираться на основные положения международных юридических документов. С участием специалистов МОТ проводится комплексное изучение проблем соцобеспечения. Цель такого исследования – принятие мер по совершенствованию национального законодательства и выработка плана ратификации Россией конвенций МОТ. Подобное было реализовано перед ратификацией уже упомянутой Конвенции №102, когда законодатели приводили положения российского пенсионного права в соответствие с минимальными нормами международного права. Это не случайно, ведь в статьях Конвенций оговариваются особые условия, подразумевающие, что государства, которые приняли решение о ратификации документа, должны удостовериться до принятия обязательств о проведении в жизнь разделов Конвенции в достижении определенного гарантированного уровня обеспечения граждан.[21]


К правовым источникам пенсионной системы относятся и межгосударственные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения о гарантиях прав граждан в пенсионном обеспечении. Примером актов международного характера, содержащих нормы по регулированию комплекса отношений в сфере социального обеспечения, участницей которых является Россия, могут служить

- Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой «О сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» (подписан в Таллинне 14 июля 2011 г., ратифицирован Федеральным законом от 31 января 2012 г. №1-ФЗ, вступил в силу 1 апреля 2012 г.), дополненный Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики «О применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой "О сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года"» (подписан в Таллинне 6 октября 2011 г.);

- Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (подписан в Риге 18 декабря 2007 г., ратифицирован Федеральным законом от 27 октября 2008 г. №185-ФЗ, вступил в силу после обмена ратификационными грамотами 19 января 2011 года);[22]

- Соглашение стран СНГ, заключенное в Москве 13 марта 1992 года, «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». В феврале 2010 года по запросу Правительства Республики Таджикистан было принято Консультативное заключение №01-1/3-09 Экономического Суда СНГ «О толковании статьи 5 и части первой статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года», которое «основывается на принятых ранее судебных актах, касающихся вопросов пенсионного обеспечения граждан: Решении от 26 марта 2008 года № 01-1/2-07 и Консультативном заключении от 28 сентября 2009 года № 01-1/1-09».[23] По запросам соответствующие решения и консультативные заключения были вынесены Экономическим Судом СНГ и в отношении других статей Соглашения.

Центральное место в иерархической системе российского пенсионного законодательства отводится Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, положения которой соответствуют общепризнанным принципам, закрепляющим общечеловеческие ценности. Основной закон страны признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2). Статьи 7 и 39 Конституции РФ содержат основополагающие идеи, устанавливающие право граждан на социальное обеспечение, которое может «реализовываться в форме выплаты пенсий».[24]


Следующими в иерархии источников пенсионного права по юридической силе являются федеральные конституционные законы, кодексы и федеральные законы (в том числе ратифицирующие международные акты).

В российской правовой базе выделяют законодательные акты, устанавливающие порядок пенсионного обеспечения, в зависимости от того обусловлено ли назначение пенсионного пособия уплатой страховых взносов или нет.

К первой совокупности правовых актов, образующих систему государственной (обязательной) формы страхового обеспечения, относятся Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28.12.2013 №424 «О накопительной пенсии», Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

В то же время в отечественном законодательстве отдельными юридическими документами регулируется негосударственное социальное страхование. Порядок дополнительного добровольного корпоративного и личного финансирования будущих пенсий рассматривается в Федеральном законе от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Вторая группа законодательных актов, которая регулирует правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований, включает Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Обеспечить предусмотренные российским законодательством выплаты пенсий в полном объеме позволяют средства бюджета Пенсионного фонда России. Характеризует доходы и расходы (включая распределение бюджетных ассигнований) бюджета ПФР Федеральный закон от 28.11.2018 №432-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»


Существуют нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми регулируются положения статей названных законов, или, напротив, в иных законах содержится ссылка на нормы пенсионного законодательства, при этом такие нормативные документы могут относиться к другим отраслям права.

К их числу можно отнести Налоговый кодекс РФ, который дополнился Главой 34 «О страховых взносах», поскольку с 2017 года полномочия по контролю за уплатой страховых взносов на ОПС были переданы от ПФР налоговым органам. Статьи 419-432 Кодекса (конкретизируя положения статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»), определяют категории плательщиков страховых взносов, их обязанности, устанавливают объект обложения, тарифы страховых взносов, порядок исчисления и уплаты взносов.

Важной гарантией социальной поддержки граждан являются положения Трудового кодекса о том, что сведения, внесенные в трудовую книжку работника, подтверждают права граждан при оформлении пенсий.

Отдельно нужно упомянуть о Законе от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ». Положения данного акта относятся к ограниченному кругу лиц, пенсия которым устанавливается по предложению органов службы занятости населения досрочно по основаниям для снижения общего пенсионного возраста, не предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Регламентирует условия выхода на пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лиц предпенсионного возраста, стоящих на учете в качестве безработных, статья 32 правового документа. Еще одно важное положение, защищающее права будущих пенсионеров, изложено в статье 28 закона, в соответствии с которой «время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа».[25]

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Раздел IV правового акта расширяет положения, установленные для этой группы лиц, нормами Федерального закона от 15.12.2001.№166-ФЗ.

Можно назвать отдельную группу федеральных законов, которые не всегда устанавливают положения, непосредственно относящиеся к пенсионному праву, такие акты вносят поправки и соответствующие изменения в статьи различных законов.