Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема пенсионного обеспечения по старости на протяжении многих десятилетий занимает умы отечественных и зарубежных правоведов и правозащитников. И это не удивительно, ведь данная проблема отвечает интересам большинства граждан, поскольку пенсии, выплачиваемые по достижении определенного возраста, становятся основным источником жизнеобеспечения нетрудоспособного на­селения. Следовательно, знания о том, какой размер компенсационных выплат взамен утраченного заработка ожидает каждого после выхода на заслуженных отдых, становятся актуальными для всех членов общества.

Сегодняшнее поколение пенсионеров, лица предпенсионного возраста, трудоспособное население страны хотят быть уверены в завтрашнем дне. Они заинтересованы в обе­спечении своего будущего и создании мер, направленных на защи­ту их интересов со стороны государства, но преобразования пенсионной системы заставляют усомниться в защищенности их пенсионных прав, нововведения встречаются обществом неоднозначно.

Стремительно меняющееся в последние годы законодательство в области пенсионного обеспечения воспринимается населением болезненно. Многочисленные трансформации: расчет пенсионных начислений по довольно сложным формулам, которые трудны для восприятия; изменение ключевых параметров, влияющих на размер социальных выплат (в том числе повышение возрастного ценза и продолжительности стажа) – вызывают у граждан сомнения в своевременности и правильности проводимых преобразований.

В рамках реализации стратегии долгосрочного устойчивого развития системы пенсионного обеспечения основная задача государства состоит в том, чтобы смягчить неблагоприятные последствия, которые связаны с наступлением старости и утратой доходов, выработав у нынешних и будущих пенсионеров уверенность в том, что они будут обеспечены достойным уровнем выплат, и гарантировать гражданам справедливый коэффициент замещения, соответствующий предпенсионному заработку: не ниже 40-50% утраченного дохода и выше величины прожиточного минимума.

Социально-экономическая политика государства должна быть сориентирована на разработку комплекса мероприятий по уменьшению нестабильности и на совершенствование программ, направленных на то, чтобы избежать потрясений, влияющих на благосостояние населения.


Низкие доходы пенсионеров, ухудшение платежеспособности данной категории граждан, дают глубокое понимание того, что необходимо усилить меры по минимизации негативных социальных последствий, воздействующих на критерии качества их жизни.

При наблюдающемся снижении уровня жизни лиц пенсионного возраста прослеживается тенденция постепенного роста числа пожилых людей.

По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата) на 1 января 2019 года, в России проживает 146781 тысяч человек (46% - мужчины, 54% - женщины), из них население старше трудоспособного возраста составляет 37989 тысяч человек.[1]

Если сравнить эти цифры с результатами крупномасштабного статистического обследования (предыдущей Всероссийской переписи населения (ВПН), проведенной в 2010 году),[2] обнаружим: при общем приросте численности населения увеличилось количество мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, в то время как число лиц трудоспособного возраста снизилось.[3]

Следует отметить, что число пенсионеров выше количества граждан старше трудоспособного возраста. Связано это с особенностью пенсионной системы, предусматривающей досрочный выход на пенсию отдельных категорий граждан, которым может быть снижен общеустановленный пенсионный возраст.

Согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), размещенным на сайте Росстата, по состоянию на 1 января 2019 г. в России численность пенсионеров, стоящих на учете в системе ПФР, составляет 43865 тыс. человек (в том числе мужчин – 14601 тыс.чел., женщин – 29264 тыс.чел.), причем пенсию по старости получают 83,69% из них (36710 тыс.чел.).[4]

Статистические сведения убеждают, что пенсии по старости составляют самую значительную часть выплат пенсионного характера, поэтому представляется важным рассмотреть этот вид социального обеспечения подробнее.

Объектом исследования настоящей курсовой работы послужили особенности правоотношений, возникающих в сфере социального обеспечения при установлении пенсий по старости, назначаемых на общих основаниях.

Предметом исследования стали нормы права, регулирующие общеустановленный порядок назначения пенсионного обеспечения по старости на современном этапе.

Цель исследования:

- расширить полученную теоретическую информацию;

- закрепить знания, полученные в ходе первичной учебной практики;


- опираясь на научные труды и специальную литературу, провести анализ норматив­но-правовых актов, определяющих общие условия назначения рассматриваемых пенсий по старости;

- научиться ориентироваться в действующем пенсионном законодательстве и учитывать вносимые в него изменения.

Для достижения поставленных целей решены следующие задачи:

  • изучена соответствующая учебная и научная литература;
  • проанализирована правовая база по исследуемой теме;
  • раскрыто значение термина «пенсия по старости»;
  • рассмотрена классификация пенсий по старости и выявлены виды обеспечения, назначаемые на общих основаниях;
  • определены условия назначения страховой пенсии по старости и государственной социальной пенсии по старости, устанавливаемых без учета льгот, которые предусмотрены законодательством;
  • систематизированы полученные данные.

При написании работы использовались следующие методы и приемы – отбор, обработка и анализ юридической литературы и правовых актов по теме исследования; синтез и обобщение полученной информации.

Работа базируется на изучении ратифицированных международных правовых актов, Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, отдельных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных нормативных правовых актов.[5]

Теоретической основой для написания курсовой работы явились труды и исследования отечественных ученых в области права социального обеспечения, таких как Е.А. Веринова, Е.И. Давыденко, Т.Ю. Голубева, М.А. Афанасьев, Д.Ю. МананниковМ.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, Д.В. Агашев, В.Ш. Шайхатдинов, И.В. Григорьев и др.

Правовые документы и специальная литература анализировалась при информационной поддержке Официального интернет-портала правовой информации, Официального сайта Пенсионного фонда РФ, ЭБС «Университетская библиотека онлайн», СПС КонсультантПлюс.

Структура курсовой работы включает введение, две главы[6] (объем, которых соответствует методическим рекомендациям), заключение. Помимо этого исследование снабжено библиографическим списком и приложениями (включая список сокращений), которые размещены в конце работы.


Глава 1. Характеристика пенсионного обеспечения по старости

§ 1.1. Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ

Пенсионное право, являясь подотраслью права социального обеспечения, включает совокупность юридических норм, которые регламентируют правоотношения в социальной сфере по поводу предоставления выплат отдельным группам населения, нуждающимся в поддержке, в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.

Система российских источников права, регулирующих вопросы социального обеспечения, дифференцируется по видам и юридической силе, охватывая ратифицированные Российской Федерацией международные правовые акты и договоры, национальные нормативно-правовые акты (НПА) нормотворческих органов различного уровня, к которым относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, отдельные НПА федеральных органов исполнительной власти.

Рассмотрим основные правовые акты, регламентирующие общественные отношения в области пенсионного обеспечения.

Право каждого человека, как члена общества, на социальное обеспечение провозглашено Всеобщей Декларацией прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 года и представляет собой свод норм, перечисляющих и определяющих права человека. В соответствии с преамбулой и ст.22 этого международного правового документа государства должны содействовать «социальному прогрессу и улучшению условий жизни» граждан, гарантируя им право на осуществление необходимых для поддержания их достоинства и для свободного развития личности прав в экономической, социальной областях.[7]

Пункт 1 статьи 25 Декларации устанавливает право каждого «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».[8]


 К основополагающим международным правовым документам, закрепляющим право каждого на социальное обеспечение, относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), являющийся частью Международного билля о правах человека.

Нормы Пакта определяют, что государства должны принимать меры к тому, чтобы обеспечить создание таких условий, «при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».[9] Пункт 2 статьи 1 данного международного акта устанавливает: «Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования».[10]

Государства, ратифицировавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,[11] должны принимать меры для осуществления прав «каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование»,[12] и «на достаточный жизненный уровень для него и его семьи».[13]

В рамках сотрудничества России с Международной организации труда (МОТ) реализуются подписанные нашей страной конвенции МОТ, в том числе закрепляющие базовые принципы социального обеспечения. Примером может служить вступивший в силу 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.10.2018 № 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)». Конвенция №102 вступит в силу в соответствии с Разделом XV ратифицированного международного акта (п.3 ст. 79) «через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации».[14]

Ратифицированная Россией Конвенция №102, принятая на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 28 июня 1952 года, предусматривает, что страны-участницы берут на себя обязательства по установлению минимальных параметров социального обеспечения.

Раздел V данного международного правового акта посвящен обеспечению по старости. В нем дается определение покрываемых рисков, устанавливаются требования, предъявляемые к защищаемым лицам при назначении пенсии, указываются продолжительность обеспечения и необходимый стаж для его получения.