Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Синтезируя приведенные формулировки, можно охарактеризовать «пенсии по старости» как регулярные денежные платежи, выплачиваемые из общественных фондов потребления гражданам в заключительный период их жизни в связи с тем, что они прекращают заниматься трудовой деятельностью[46] и утрачивают заработок по причине достижения установленного законодательством возраста, когда ослабляются функции организма и снижается активность.

Комплексный подход без опоры на медико-биологические характеристики позволяет вывести юридическую дефиницию. В обобщенном виде пенсией по старости принято называть «гарантированную государством ежемесячную пожизненную денежную выплату гражданам, соизмеримую с их прежним заработком, назначаемую по достижении пенсионного возраста и при наличии страхового стажа определенной продолжительности»[47] «с целью компенсации или минимизации возможного риска изменения их материального и (или) социального положения»,[48] а лицам, которые не подлежали обязательному пенсионному страхованию, но достигли установленного законом возраста, – «с целью предоставления источника средств существования».[49]

1.2.2. Характерные черты пенсии по старости

Большая работа по выявлению признаков, характерных для рассматриваемого социального института, проделана В.Ш. Шайхатдиновым, Э.Г. Тучковой, В.П. Галагановым, И.В. Григорьевым, коллективами преподавателей Уральской государственной юридической академии и Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

Анализируя правовую базу с учетом приведенного ранее определения, выделяют несколько особенностей пенсионного обеспечения по старости.

Во-первых, в отличие от других видов социальных пособий пенсии относятся к выплатам долгосрочного характера. Страховые пенсии по старости, социальные пенсии по старости и пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению назначаются бессрочно.[50]

Во-вторых, пенсия по старости имеет целевое назначение: она устанавливается для компенсации утраченного заработка в связи с прекращением трудовой деятельности и выходом на пенсию, наступлением нетрудоспособности[51] (при этом для страховых пенсий наступление страхового случая предполагается и не требует доказательств[52]).


В то же время назначение пенсии по старости не зависит от экономической активности граждан. После ухода на заслуженный отдых граждане могут продолжить осуществлять трудовую деятельность. Факт возобновления пенсионером работы не относится к основаниям, которые влекут приостановление или прекращение выплаты пенсии, предусмотренные статьями 24 и 25 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. Исключение составляет социальная пенсия по старости – в соответствии с п.5 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ в период выполнения работ гражданам, подлежащим ОПС, соцпенсия по старости не выплачивается.

В-третьих, для назначения пенсионного пособия по старости необходимо, чтобы гражданин достиг установленного законодательством возраста, который может варьироваться в зависимости от вида пенсии,[53] по половому признаку,[54] от места проживания и работы гражданина,[55] характера выполняемой им ранее работы.[56]

В-четвертых, при определении права на пенсию по старости берется в учет продолжительность стажа и иных периодов, засчитываемых в стаж при получении пенсии.

В-пятых, пенсия по старости находится в зависимости от уровня прежней заработной платы. Если говорить о страховых пенсиях, то с заработка, получаемого работником, работодатель[57] производит отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), которые Пенсионным фондом России (ПФР) учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.[58] ПФР переводит эти отчисления в пенсионные баллы (ИПК).[59] Максимальная сумма ИПК (исходя из предельного размера зарплаты), которую можно накопить за один год – 10 баллов.[60]

В-шестых, в рамках общих правил установления пенсионного обеспечения пенсионеру назначается один вид пенсии по их выбору,[61] если иное не установлено действующим законодательством.

В-седьмых, пенсии относятся исключительно к денежным формам социального обеспечения, в отличие от государственных мер социальной поддержки в виде натуральной помощи путем предоставления нуждающимся гражданам набора социальных услуг.[62]

В-восьмых, обязательное и государственное пенсионное обеспечение относятся к ежемесячным пособиям, в отличие от негосударственных пенсий и социальных пособий, для которых может быть установлена иная периодичность выплаты (единовременная, ежеквартальная).


В-девятых, финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий производится за счет средств бюджета ПФР[63] или за счет межбюджетных трансфертов, направленных из федерального бюджета в бюджет ПФР.[64]

В-десятых, пенсионное обеспечение по старости, как правило, является единственным источником средств существования нетрудоспособных граждан пожилого возраста.

В-одиннадцатых, предоставление пенсионного обеспечения регулируется государством, ее размер устанавливается исключительно на основании нормативных условий НПА. «Размеры пенсий… не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон».[65]

§ 1.3. Классификация пенсий по старости

Формально можно говорить о существовании двух больших групп пенсий – трудовых и нетрудовых. Трудовое пенсионное обеспечение устанавливается с целью частичного замещения утраченного дохода, следовательно, оно не может быть назначено, если полностью отсутствует стаж или он недостаточен для возникновения права на него в соответствии с условиями, обозначенными в НПА. Нетрудовые пенсии не зависят от продолжительности накопленного стажа и его наличия. С некоторой долей условности ко второй группе можно отнести социальные пенсии и добровольные пенсии, сформированные гражданами самостоятельно, поскольку они преимущественно не привязаны к трудовой деятельности.

При этом в соответствии с российским законодательством все пенсионные выплаты подразделяются на страховые, накопительные, государственные и добровольные (негосударственные). Именно такая классификация приведена на официальном сайте ПФР.

В то же время приведенные группы пенсий можно типизировать по основаниям их предоставления, в числе которых достижение установленного возраста (старость), выслуга лет, инвалидность, потеря кормильца, нетрудоспособность.

Схема №1

Типы пенсий по старости в РФ

(в соответствии с законодательными актами)

Пенсионное страхование и обеспечение по старости в РФ

Обязательное

пенсионное страхование

Государственное пенсионное

обеспечение

Негосударственное пенсионное

страхование

и обеспечение

Страховые пенсии

(ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ)

Накопительные пенсии[66]

(ФЗ «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 №424-ФЗ)

Государственные пенсии

(ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. №166-ФЗ)

Дополнительные добровольные (негосударственные) пенсии

Страховые пенсии по старости

Накопительная пенсия по старости

Государственные пенсии по старости

Государственные социальные пенсии

Дополнительная личная пенсия, сформированная самостоятельноа счет собственных накоплений работников)

Государственные социальные пенсии по старости

Дополнительная корпоративная пенсия, сформированная работодателем (за счет дополнительных взносов работодателя)


В свою очередь пенсионное обеспечение по старости можно сгруппировать (в зависимости от нормативно-правового акта, которым регламентирован данный вид пенсии) по установленным возрастным границам, определяющим право на пенсию по старости (основные типы и виды пенсий по старости приведены в Схемах №1 и №2). В этом случае речь идет о пенсиях, выплачиваемых на общих основаниях, и досрочном возникновении права получения пенсионных выплат.[67] Сказанное позволяет выявить явно прослеживающееся существенное отличие таких выплат, заключающееся в том, что при назначении заявителю пенсии по старости по общим правилам не предусмотрено снижение возраста выхода на пенсию, которое учтено для лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.

Схема №2

Виды пенсий по старости в РФ

(в соответствии с установленными возрастными границами

и основаниями предоставления)

Пенсии, выплачиваемые на общих основаниях по достижении общеустановленного пенсионного возраста

Страховые пенсии по старости

Государственные социальные пенсии по старости[68]

Досрочные пенсии, выплачиваемые на льготных основаниях со снижением общеустановленного срока выхода на пенсию

Страховые пенсии по старости, назначаемые раньше общеустановленного срока

Особенности условий труда и профессиональной деятельности

Государственные пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф

Длительное время проживания и работы в особых климатических зонах

Государственные социальные пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера

Социально значимые обстоятельства (например, осуществление обязанности по воспитанию детей в многодетной семье)

Накопительная пенсия, выплачиваемая по достижению возраста, определенного законом №400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 г

Состояние здоровья

Негосударственная добровольная пенсия, назначаемая раннее общеустановленного срока

Статус безработного


Анализируя правовую базу, можно проследить, что интересующая нас в рамках настоящего исследования выплата пенсий, назначаемых на общих основаниях (т.е. без учета предусмотренных законодательством льгот) по достижении указанного в правовых актах возрастного предела, регламентируется

- частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, которыми установлен порядок назначения страховой пенсии по старости,

- пп.5 п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ, где указаны условия назначения государственной социальной пенсии по старости.

Важно отметить, что разница между страховыми и нестраховыми пенсиями, устанавливаемыми по общим правилам, состоит не только в критериях, которые урегулированы нормами федеральных законов и должны быть соблюдены заявителями,[69] но и в источниках финансового обеспечения выплаты пенсий. Государственная соцпенсия выплачивается за счет ассигнований из федерального бюджета,[70] а обязательное страховое обеспечение – за счет расходования денежных средств, находящихся в управлении ПФР.[71]

Проводя систематизацию пенсионного обеспечения, нельзя не обратить внимания на то, что небольшое число граждан имеет право выхода на пенсию по старости с уменьшением общеустановленного законодательством возраста. Круг лиц, которым может быть назначена досрочная пенсия (при условии выполнения соответствующих требований, указанных в НПА), перечислен в приведенных ниже федеральных законах.

1. Основания снижения возраста, который дает право на страховую пенсию, определены частью 1.2 статьи 8, введенной в действие с 1 января 2019 года, и Главой VI (ст.30-33) Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

1.1. Статьей 8 данного закона предусмотрено назначение страховой пенсии на 24 месяца раньше общеустановленного срока при наличии большого страхового стажа: не менее 42 лет у мужчин и 37 лет у женщин.[72]

1.2. В Главе VI рассмотрен более широкий перечень лиц, имеющих право претендовать на льготную пенсию.

1.2.1. Лицам, которые имеют специальный стаж, требуемой продолжительности, право досрочного назначения пенсии дают периоды занятости на соответствующих работах и должностях, перечисленных в п.1 ст.30. К ним относятся осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,[73] педагогическая работа,[74] творческая деятельность,[75] занятость на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью либо условиями труда, соответствующими вредному и опасному классу, который устанавливается по результатам СОУТ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».[76]