Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2.2. В статье 31 отдельно рассматривается случай досрочного назначения страховой пенсии гражданам, проходившим службу в должностях летно-испытательного состава.

1.2.3. Страховая пенсия по старости с уменьшением возраста назначается застрахованным лицам, имеющим «северный» стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) и в приравненных к ним местностях (МКС) не менее того, что обозначен в статье 32.[77]

Согласно статье 32 оформить пенсию ранее достижения возраста, установленного частями 1 и 1.1 статьи 8, могут многодетные матери. Так, женщинам, родившим пять и более детей, пенсию будут начислять в 50 лет при наличии не менее 30 пенсионных баллов (ИПК) и стажа, составляющего не менее 15 лет.[78] В таком же возрасте согласно п.2 части 1 ст. 32 могут уйти на пенсию женщины, родившие двух и более детей, если они имеют установленный данным законом страховой стаж в РКС или МКС.[79]

С 1 января 2019 года часть 1 статьи 32 дополнена новыми пунктами 1.1 и 1.2, предусматривающими следующее: для родивших и воспитавших троих детей пенсионный возраст наступит на 3 года раньше общеустановленного; женщины, у которых четыре ребенка, могут выйти на пенсию на 4 года раньше.[80]

Этой же статьей предусмотрено снижение пенсионного возраста родителям и опекунам инвалидов с детства, в отношении которых не было отменено усыновление и застрахованное лицо не было лишено родительских прав.[81]

Основанием досрочного выхода на пенсию по старости является состояние здоровья, в частности, I группа инвалидности по зрению, инвалидность вследствие военной травмы, гипофизарный нанинизм (лилипуты), диспропорциональная карликовость.[82]

2. При соблюдении условий, предусмотренных статьей 32 Закона от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», пенсия может быть установлена предпенсионерам, которые официально признаны безработными, ранее достижения установленного законом возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. При невозможности предоставления органами службы занятости таким лицам подходящей работы, отвечающей условиям, которые обозначены в статье 4 данного закона, гражданам с их согласия устанавливается пенсия до наступления соответствующего пенсионного возраста, но не ранее чем за два года до его достижения.[83]


3. Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ предусмотрены случаи досрочного назначения государственной пенсии по старости.

3.1. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 закона урегулировано установление социальной пенсии на льготных основаниях представителям малочисленных северных народов. [84] Причем северян, постоянно живущих в районах проживания малочисленных народов Севера и претендующих на получение социального пенсионного обеспечения по старости, изменения, связанные с поэтапным повышением возраста досрочного выхода на пенсию, не коснулись: они, как и прежде, могут обратиться за назначением государственной соцпенсии в 50 или 55 лет (соответственно женщины и мужчины).

3.2. Досрочным правом назначения государственной пенсии по старости могут воспользоваться лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, в порядке, предусмотренном статьей 10 этого же нормативного правового акта. Пенсионный возраст указанным гражданам может быть снижен не более чем на 15 лет[85] от общепринятого (до 50 лет для мужчин и до 45 лет для женщин)[86] при наличии у них не менее пяти лет трудового стажа.[87]

Положениями Раздела IV «Пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» (статьи 28.1-37) Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 дополнительно устанавливается величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости «в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения».[88]

4. При соблюдении условий, которые дают право на страховую пенсию (наличии необходимого страхового стажа и пенсионных баллов) и наличии сумм пенсионных накоплений, сформированных за счет взносов, средств материнского капитала, а также результатов инвестирования этих средств и учтенных на пенсионном лицевом счете застрахованного лица, граждане имеют право на накопительную пенсию, которая устанавливается «в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости».[89] Данная разновидность пенсии назначается раньше срока, установленного по общему правилу: в соответствии с текстом новой редакции статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 №424-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2019 года, по достижении мужчинами 60 лет, женщинами – 55 лет.[90] Категориям лиц, получающим страховую пенсию по старости досрочно и перечисленным в статьях 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, накопительная пенсия выплачивается по наступлению возраста, определенного законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года.[91]


Надо отметить, что согласно п.4 ст.6 Федерального закона №424-ФЗ выплата данного вида пенсии производится независимо от получения застрахованным лицом другой пенсии или пожизненного содержания.

Выводы к главе 1

1. Важным этапом в правоприменительной практике при изучении вопросов пенсионного обеспечения по старости является знакомство с общепризнанными принципами права и официальными документами, содержащими юридические нормы и изданными компетентными государственными органами.

Система юридических документов, действующих в сфере пенсионного обеспечения, состоит из ряда крупных международных и национальных нормативно-правовых актов.

Источники пенсионного права находятся в определенной взаимосвязи. Законодательство России, регулирующее пенсионные правоотношения, представлено в основном в форме законов федерального уровня, специфика которых заключается в том, что большинство из них включает статьи, содержащие ссылки на другие федеральные законы, а также подзаконные акты, которые утверждены Президентом РФ, Правительством РФ, и статьи, отсылающие к правилам, предусмотренным ратифицированными международными договорами.

Однозначно можно сказать, что все источники пенсионного права РФ основываются на общечеловеческом принципе, заключающемся в создании условий для достойной жизни граждан, достигших законодательно установленного пенсионного возраста.

Приведенный в настоящем курсовом проекте список нормативно-правовых документов, на которые необходимо опираться в практике правоприменения, не является исчерпывающим. Чтобы лучше ориентироваться в действующем законодательстве, нужно учитывать вносимые изменения в НПА и отслеживать новые редакции юридических актов.[92]

2. Нередко ученые при характеристике пенсионного обеспечения по старости по-разному именуют этот правовой элемент. Экспертное сообщество ведет дискуссии о том, какое именно название должно быть применено к виду пенсионного обеспечения, исследуемого в настоящей работе. Одни из них приходят к выводу, что корректнее применять название «пенсия по возрасту», поскольку такое определение не опирается на медико-биологические особенности человека, другие настаивают на употреблении традиционной терминологии «пенсия по старости», утвердившейся в международных и национальных правовых актах. Аргументы последних звучат убедительнее, ведь использование официальных формулировок позволяет установить единообразие в определениях и избежать путаницы при обозначении схожих явлений.


Еще один момент, на который стоит обратить внимание – отсутствие законодательной дефиниции «пенсия по старости». Теоретики в области юриспруденции вынуждены самостоятельно выводить ее смысловое значение, базируясь на фиксации существенных признаков, идентифицирующих этот тип социального обеспечения.

3. Пенсионное обеспечение по старости, являясь одним из видов социального обеспечения, имеет сходства, свойственные другим видам социальной поддержки населения, и особенности, отличающие его от прочих мер социальной защиты. Черты, характерные для пенсионных выплат, устанавливаются исследователями путем интерпретации описаний, приведенных в законодательстве.

4. В юридической литературе можно встретить различные систематизации пенсий, однако разумнее проводить деление пенсий на группы, опираясь на нормативно-правовые акты. В ходе изучения поставленного в работе вопроса и построения классификационной структуры пенсионного обеспечения по старости были выявлены два вида пенсий по старости, назначаемых на общих основаниях: выплачиваемые по достижении общеустановленного пенсионного возраста страховые пенсии по старости и государственные социальные пенсии по старости.

Глава 2. Особенности установления страховой и социальной пенсии по старости

§ 2.1. Общеустановленные критерии, дающие право обращения за назначением пенсии по старости

В ходе анализа правовой базы было установлено, что условия назначения рассматриваемого вида пенсионного обеспечения подробно расписаны в соответствующих федеральных законах и приложениях к ним. В рамках информирования граждан такие сведения размещены и на официальном сайте Пенсионного фонда России.

Основные требования, предъявляемые к претендентам на получение страховой или социальной пенсии по старости, которые устанавливаются гражданам на общих основаниях, изложены соответственно


- в Главе II (статья 8), Главе VII (статья 35) и Приложениях №3, №5 и №6 федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

- в Главе II (статья 11) и Приложении №1 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Трудовая страховая пенсия по старости, назначаемая по общим правилам, может быть установлена при одновременном соблюдении трех обязательных условий:[93]

1. выполнение нормативов, связанных с наступлением общеустановленного возраста, дающего право на оформление пенсии по старости;

2. наличие страхового стажа не менее установленного;

3. накопление необходимой минимальной суммы индивидуального пенсионного коэффициента (страховых пенсионных баллов или ИПК)

Казалось бы, все достаточно прозрачно и не должно вызывать трудностей у населения. Однако сложности возникают в связи с ежегодным изменением ключевых параметров: в зависимости от даты назначения пенсии в отношении застрахованных лиц каждый год устанавливаются новые значения возраста, страхового стажа и размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), используемого в пенсионной формуле при расчете обеспечения по старости.

Дело в том, что в рамках развития пенсионной системы с 2015 года начался очередной этап пенсионной реформы, предусматривающий новый порядок формирования пенсионных прав. Законодательные трансформации затронули огромное число граждан, рассчитывавших в скором времени выйти на заслуженный отдых, ведь внесенные изменения значительно повысили прежние показатели, заставив многих задуматься о пенсионных правах и размере будущей пенсии. Чтобы смягчить напряженную ситуацию в обществе, было принято решение о плавном переходе к новым нормативам,[94] предусматривающем ежегодное введение промежуточных значений на переходный период.

Необходимость учета переходных положений в зависимости от года назначения пенсии предусмотрена Приложениями к федеральным законам, на что ссылаются сами статьи НПА.[95]

1. Достижение общеустановленного возраста

Поворотным шагом в пенсионной реформе стало повышение с 1 января 2019 года общеустановленного возраста,[96] дающего право на получение страховых пенсионных выплат по старости, с 60 и 55 лет до 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).[97]