Файл: Общие основания назначения пенсии по старости (Источники права пенсионного обеспечения по старости в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Уплата обязательных страховых взносов в бюджет

Критерий, определяющий обязанность по перечислению страховых взносов, тесно связан с предыдущим пунктом: мало просто относится к застрахованным лицам, необходимо, чтобы в период выполнения оплачиваемой работы производилась уплата установленных Главой 34 Налогового кодекса платежей.[154]

Подтверждается данный факт понятием «страхового стажа», которое приведено в Федеральном законе от 16.07.1999 №165-ФЗ, определяющим его как суммарную продолжительность времени уплаты страховых взносов.[155]

Российским законодательством регламентировано, что пенсионные права в виде ИПК и страхового стажа (о которых шла речь в предыдущем параграфе 2.1 курсового проекта) тех, кто зарегистрирован в системе индивидуального учета, формируются при условии

- перечисления в надлежащем размере страховых взносов на ОПС за все время трудовой деятельности застрахованного лица;[156]

- представления налоговому органу и страховщику установленной отчетности и необходимых сведений для ведения учета уплаченных страховых взносов.[157]

Статья 9 Федерального закона №165-ФЗ обозначает, что правоотношения по обязательному социальному страхованию возникают с момента заключения трудового договора с работодателем и с начала уплаты страховых взносов.[158]

Правда, на таком обязательном факторе, связанном с учетом страховых взносов, уплачиваемых в пользу застрахованных лиц, акцент в трудах, посвященных пенсионному обеспечению, делается крайне редко, вероятно, по той причине, что хотя выполнение законодательно установленного требования и влияет на назначение страховой пенсии по старости, но напрямую не зависит от наемного работника.[159]

Тем не менее, обязанность по выполнению положений нормативно-правовых актов о налогах и сборах и об обязательном социальном страховании лично застрахованными лицами (гражданами, относящимися к категории занятого населения, самостоятельного обеспечивающего себя заработком) или страхователями (работодателями, которые исполняют обязательства по уплате взносов, реализуя права наемных сотрудников) зафиксирована сразу в нескольких НПА, на которых базируется система пенсионного права.

Нормы, аналогичные тем, что изложены в уже упомянутом Федеральном законе №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», утверждены и Федеральным законом №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». На соблюдении страхователями, которые производят выплаты в пользу физических лиц, условий по начислению и уплате в полном объеме обязательных взносов по ОПС и предоставлению данных о том, за каких застрахованных лиц были внесены страховые платежи, указывают положения статьи 14 правового акта.[160]


О том, что назначение и финансирование страховой пенсии застрахованных лиц зависит от перечисленных страховых взносов, говорится и в статье 3 Федерального закона «О страховых пенсиях». На исполнение данного требования ориентируют и положения Главы III законодательного документа, определяющие, что время работы и иной трудовой деятельности включается в страховой стаж в случае начисления и уплаты обязательных страховых платежей за эти периоды.[161]

Поскольку страховая пенсия формируется за счет начисляемых работодателем обязательных взносов, их уплата позволяет подтвердить не только страховой стаж, но и накопленный ИПК. Рассчитываются пенсионные баллы из суммы поступивших и учтенных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов по ОПС, исчисленных исходя из уровня заработка, с которого они были начислены.[162]

Изложенное выше свидетельствует о справедливости выводов, к которым пришел военный юрист Д.Ю. Мананников, заметивший, что страховая пенсия по старости не может быть сформирована в случае, когда за гражданина не уплачивались страховые взносы. [163]

3.Заявительный характер назначения пенсии по старости

Еще одной немаловажной особенностью пенсий по старости, которая отличает их от иных социальных выплат (включая некоторые виды пенсионного обеспечения), назначаемых в беззаявительном порядке, является необходимость обратиться с заявлением для установления пенсионного обеспечения непосредственно в территориальный орган ПФР или в МФЦ по месту жительства в любое время после появления права на назначение пенсии по старости.[164]

Только на основании полученного обращения и имеющихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета сведений и документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, сможет вынести положительное или отрицательное решение о выплате пенсионного пособия по старости.

4.Подлинность сведений, предъявляемых страховщику

Перечень необходимых условий можно дополнить еще одним важным требованием, которое предъявляется к физическим лицам – представление в органы ПФР комплекта документов для назначения пенсионного обеспечения, которые содержат достоверные данные[165] (в том числе о стаже и доходах, определяющих размер будущей пенсии).

При проверке поступивших от граждан для назначения пенсии документов органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, вправе устанавливать обоснованность выдачи таких документов и достоверность, информации указанной в них.[166] Подобное обязательство установлено правилами обращения за оформлением пенсии, прописанными в Главе V Федерального закона «О страховых пенсиях» и Главе V Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».


За несоблюдение гражданами положений о предъявлении документов, содержащих подлинные сведения, они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.Условия, предъявляемые к отдельным категориям граждан

Отдельно нужно упомянуть о дополнительных требованиях, которые обязательны для выполнения некоторыми категориями лиц, претендующими на получение пенсионного обеспечения по старости.

Обзор действующей нормативно-правовой базы позволяет выявить, что для иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы России, которые достигли пенсионного возраста, устанавливается особый порядок назначения страховой и социальной пенсии данного вида. Помимо указанного в параграфе 2.1 настоящей работы требования о соблюдении ценза «оседлости» (на который ссылаются статьи 11 и 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ») дополнительные условия по установлению права на пенсию по старости регулируются ратифицированными межгосударственными договорами, учитывающими международные стандарты в области пенсионного обеспечения.

Выводы к главе 2

1. В период с 2015 по 2018 год внесенными законодательными поправками изменены основные показатели, дающие право выхода на пенсию по старости. Переход к новым требованиям, предъявляемым к гражданам, обращающимся за установлением пенсии, проходит постепенно: необходимые значения возраста, стажа и пенсионных баллов определяются в зависимости от года назначения пенсионного обеспечения.

2. Законодательно регламентированы разные основания приобретения права на пенсию по старости, назначаемую на общих основаниях: для женщин пенсионные возрастные критерии ниже, чем для мужчин.

3. При назначении социальной пенсии, выплачиваемой из федерального бюджета, не учитывается приобретенный страховой стаж, даже если он незначительно ниже того, что установлен положениями Федерального закона «О страховых пенсиях».

4. Помимо общих условий, регламентированных статьями, которые носят говорящее название «Условия назначения страховой пенсии по старости» и «Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам», существует ряд факультативных требований, предъявляемых к тем, кто обращается за назначением пенсионного обеспечения по старости, которые регулируются другими законодательными нормами (См. Приложение №3)

5. На основании информации о произведенных страхователями (т.е. преимущественно третьими лицами, выплачивающими вознаграждение своим сотрудникам)[167] обязательных отчислениях, отраженной на индивидуальном лицевом счете физического лица, страховщиком делаются выводы о продолжительности страхового стажа застрахованного лица.


Размер годового ИПК, зависящий от уровня заработка, тоже рассчитывается исходя из уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что учитывается при определении права на страховую пенсию по старости.

5. Поскольку установление пенсии по старости носит заявительный характер, важными условиями для назначения пенсионных выплат является

- подача соответствующей заявки с необходимым пакетом документов в орган ПФР или орган, предоставляющий госуслугу по их приему (МФЦ)

- вынесение решения об установлении пенсии или отказе в ее назначении по результатам рассмотрения обращения и проведения проверки.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что все условия (и общего характера, и дополнительные), которые должны быть соблюдены гражданином, претендующим на установление пенсии по старости, назначаемой на общих основаниях, являются юридически значимыми, поскольку их исполнение является обязательным для будущих пенсионеров. Невыполнение физическими лицами одного из установленных законодательством требований может привести к вынесению органом ПФР соответствующего решения:

- отказ в назначении пенсии по достижении общеустановленного возраста;

- установление иного вида пенсии, чем тот, на который рассчитывал заявитель;

- назначение уменьшенного размера пенсионных выплат, компенсирующих утраченный заработок.

Связано это с тем, что при определении права заявителя на конкретный вид пенсионного обеспечения сотрудники ведомства руководствуются имеющимися в распоряжении сведениями персонифицированного учета и проверенными на достоверность документами, поступившими от гражданина, работодателя или соответствующих компетентных органов.

Заключение

Процесс формирования пенсионной системы оказался довольно длительным. Юридическое сообщество отмечает сложности, связанные с освещением проблем пенсионного обеспечения, ввиду стремительных изменений, вносимых в систему пенсионного права.

Не вызывает сомнений, что тема социальной поддержки граждан и пенсионного обеспечения как неотъемлемой части социальной защиты населения – один из непростых вопросов современного российского законодательства, который еще долгое время не потеряет актуальности. Несмотря на реформы в этой области, ряд задач так и остались на сегодняшний день нерешенными.

Подтверждение тому, факты, убеждающие, что нормотворческий процесс в сфере пенсионного обеспечения не останавливается и правовая база в данном направлении будет и в дальнейшем подвергаться модификации, а потому проводить работу по совершенствованию пенсионного законодательства, следует, опираясь на накопленный в социальной политике опыт и учитывая правоприменительную практику. В рамках реализации принципа, устанавливающего право каждого на достойный уровень жизни, должны разрабатываться программы, направленные на повышения благосостояния как лиц, достигших пенсионного возраста, так и населения, находящегося в трудоспособном возрасте.


Поскольку пенсия по старости – это гарантированная выплата, которая назначается с целью компенсации утраченного дохода, ключевые величины, используемые в источниках права пенсионного обеспечения, должны устанавливаться исходя из реальных вознаграждений, выплачиваемых нанимателями в пользу занятого населения.

К заключению о влиянии регулятора оплаты труда на формирование будущей пенсии можно прийти, если сравнить федеральный МРОТ[168] с минимальным значением коэффициента замещения, утвержденного Конвенцией МОТ №102 в размере 40% утраченного заработка.

Такой вывод основывается на следующем. Если ежемесячная заработная плата начисляется работодателем в размере МРОТ, то учитывая, что сотруднику выплачивается сумма за вычетом НДФЛ (13%), фактически размер полученной выплаты окажется ниже прожиточного минимума (хотя данное обстоятельство и идет в разрез нормам трудового права - ст. 133 ТК РФ).

При проведении подсчета[169] пенсионных выплат на основе таких низких параметров официального дохода работника, с которого производятся отчисления обязательных страховых платежей по ОПС, выявиться, что гражданин, маловероятно, сумеет накопить необходимую для назначения пенсионного обеспечения сумму ИПК при наличии минимально установленного страхового стажа, а следовательно, не сможет претендовать на получение страховой пенсии по старости, назначаемой на общих основаниях. Как результат, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность, может рассчитывать только на назначение государственного социального обеспечения по старости. Достигнув пенсионного возраста, он с учетом современных реалий окажется за чертой бедности, если ему не будут установлены государственные компенсационные доплаты к пенсии (выплата которых, как представляется, является временным решением проблемы), и будет отнесен к группе низкодоходных пенсионеров.

Анализ правовой базы РФ свидетельствует, что нормотворцы стремятся минимизировать недочеты и повысить качество закона путем выявления малоэффективных правовых положений, устранения законодательных упущений и внесения поправок в НПА.

Чтобы избежать негативных последствий в экономике и социальной сфере, в 2018 году принято решение об увеличении размера МРОТ до уровня прожиточного минимума. Однако величину, выступающую своего рода барометром уровня жизни населения, необходимо поднять выше значения прожиточного минимума и рассмотреть вопрос о внесении поправок в трудовое законодательство, устанавливающих минимальные нормы по гарантированной оплате труда не ниже пяти- семикратного размера прожиточного минимума. Такая мера, связанная с изменением базового социального ориентира, позволит защитить трудовые и пенсионные права застрахованных лиц, повысить размер заработка и социальных пособий, обеспечить рост доходной части бюджета ПФР за счет поступления пенсионных взносов.