Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тол­коваться текст договора должен в сочетании с преамбулой и приложениями, а также с любым соглашением, относящимся к до­говору.

В качестве дополнительных средств толкования могут исполь­зоваться подготовительные материалы и обстоятельства заключе­ния договора только в том случае, если толкование приводит к неясным или двусмысленным выводам либо к результатам, кото­рые являются явно абсурдными или неразумными.

Если толкование осуществляется самими участниками догово­ра, то такое толкование называется аутентичным. Оно осуществляется в форме обмена нотами, в форме протокола и т.д.

Наряду с аутентичным толкованием широко используется так называемое международное толкование, которое осуществляется международными органами. В качестве таких органов могут выступать Междуна­родный Суд ООН, различные комиссии и т.д.

Толкование осуществляется при помощи специальных спосо­бов (приемов), к которым относятся грамматическое (словесное), логическое, историческое и систематическое толкования догово­ров.

Действительность международных договоров. Только действительный договор создает права и обязанности, которые в нем предусматриваются.

В международной практике встречались случаи, когда отдель­ные договоры объявлялись недействительными. В ст. 46-53 Венской конвенции 1969 г. указано на конкретные обстоятельства не­действительности международного договора. Международный договор объявляется недействительным, если:

1) он заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора (ст. 46);

2) согласие на обязательство по договору дано по ошибке, если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, и представляли собой существенную основу для согласия на обязательность договора (ст. 48);

3) государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства (ст. 49);

4) согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представи­теля другим участвующим в переговорах государством (ст. 50);

5) представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными против него (ст. 51);

6) заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощен­ных в Уставе ООН (ст. 52);


7) договор в момент заключения противоречит основным принципам международного права (ст. 53).

Недействительность международного договора может быть относи­тельной и абсолютной. Признаками относительной недействительности являются: нарушение внутренних конституционных норм, ошибка, об­ман, подкуп представителя государства. К признакам абсолютной недей­ствительности относятся: принуждение государства или его представите­ля; противоречие договора основным принципам или императивной нор­ме общего международного права (jus cogens).

Если договор признан недействительным, то либо его участники полностью освобождаются от обязательств выполнения договора в дальней­шем, либо устраняются основания, которые послужили причиной недей­ствительности договора, либо договор при согласии участников пере­сматривается весь или в какой-то его части.

Прекращение дого­вора, то есть утрата им юридической силы, или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями дого­вора или в любое время с согласия его участников.

Прекращение договора может происходить в результате исте­чения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы jus cogens, денонсации (уведомление о расторжении договора) на условиях, предусмотрен­ных договором, отмена и аннулирование договора и т.д.

При внесении поправок к многосторонним договорам все дого­варивающиеся государства должны уведомляться о любом предло­жении, касающемся поправок к таким договорам. При этом каждое из договаривающихся государств имеет право участвовать в при­нятии решения в отношении такого предложения, а также в перего­ворах и заключении любого соглашения о внесении поправок в до­говор.

Обес­печение выполнения международно-правовых норм, в том числе договорных, осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддер­жке международных организаций и т.д.

Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств принять все необходимые меры, чтобы побудить участника либо участников выполнить за­ключенный договор.

Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, соглас­но уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы со­блюдения их членами своих договорных обязательств.



Обеспечению выполнения договоров содействует также сущес­твование института международной ответственности за правона­рушения.

Заключение.
В настоящее время роль международных договоров неуклонно растет. Важным качеством договорных норм является стабильность их содержания. Поэтому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости поведения участников. В процессе создания договорных норм на равной основе участвуют все заинтересованные государства, отстранение от участия любого из низ неправомерно. Каждое государство самостоятельно решает вопрос о принятии договора, а при отрицательном решении оно не связано его постановлениями.

Определенность договорных норм облегчает их применение, а также контроль за их осуществлением. Государственно-правовая процедура оформления согласия на обязательность договора придает договорным нормам дополнительный авторитет во внутригосударственной сфере, облегчает их взаимодействие с национальным правом. Вполне понятно, что судье проще применить правило, записанное в договоре, чем неписаную обычную норму.

Поэтому право международных договоров является важной отраслью всего международного права, что нашло свое отражение и в системе науки международного права, а также в изучаемой нами дисциплине.

В лекции рассмотрены основные вопросы, касающиеся понятия, порядка заключения, субъектов, объектов международных договоров. А также раскрыты вопросы, связанные с прекращением действия международных договоров, их действительности и недействительности, толкованием договоров, а также раскрыт механизм обеспечения их выполнения.


ЛЕКЦИЯ № 3. Международные организации и международное право
План.

Введение.

Вопрос 1 . Понятие, классификация и порядок создания международных организаций.

Вопрос 2. Правовая природа международных организаций, их компетенция полномочия и функции.

Вопрос 3. Организация Объединенных Наций (ООН).

Заключение.

Литература.
Введение.
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций — Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Для современных международных организаций характерны дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры.

В настоящее время международных организаций насчитывается около 7 тыс., из них более 300 — межправительственные. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.).
Вопрос 1. Понятие, классификация и порядок создания международных организаций.

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.

Международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосу­дарственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).


Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии.

  1. По характеру членства:

а) межгосударственные (межправительственные)

б) неправительственные.

  1. По кругу участников:

а) открытые, в которых могут участвовать все государств мира (ООН, ее специализированные учреждения)

б) региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

  1. По компетенции:

а) общей компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

б) специальной компетенции. Их деятельность ограничивается со­трудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

  1. по характеру полномочий:

а) межгосударственные. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам

б) наднациональные или, точнее, надгосударственные. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

  1. По порядку вступления:

а) открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)

б) закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государ­ствами.

Процесс создания новой международной организации проходит три этапа:

Принятие учредительного документа;

Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть