Файл: Особенности управления муниципальным образованием(на примере муниципального образования г. Архангельск).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общаяхарактеристика муниципального образования «г. Архангельск»
1.2. Органы местного самоуправления
1.3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
2. Население муниципального образования и социальная сфера
2.1. Население МО «Город Архангельск»
2.2. Анализ социальной сферы МО «Город Архангельск»
3. Финансы муниципального образования
Покупательная способность заработной платы (соотношение среднемесячной начисленной заработной платы работающих в организациях города (без субъектов малого предпринимательства) и прожиточного минимума трудоспособного населения) по сравнению с 2015 годом снизилась с 3,4 до 3,2 раз [10].
Таблица 3 – Динамика денежных доходов населения города Архангельска в 2010–2017 гг. [10]
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Среднемесячная заработная плата одного работника организаций (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 чел., не являющихся субъектами малого предпринимательства), руб. |
25020,7 |
27840,2 |
31580,2 |
35754,4 |
38300,3 |
40328,1 |
43194,3 |
45077,3 |
Среднемесячная начисленная заработная плата в организациях города Архангельска в 2017 году (без учета субъектов малого предпринимательства) составила 45,1 тыс. рублей и по сравнению с 2016 годом выросла на 5,5 %.
Среди составляющих качества жизни характеристик наиболее проблемной является обеспеченность жильем и его качество. Средняя обеспеченность жильем по городу составляет 21,5 м2 на душу населения.
2.2. Анализ социальной сферы МО «Город Архангельск»
Анализ условий и ресурсов муниципального образования «Город Архангельск» за 2016 год отражает как положительные, так и сдерживающие тенденции и факторы изменений экономического потенциала, особенно в сфере производства.
По данным территориального раздела Статистического регистра Росстата на 01 января 2017 года на территории города Архангельска зарегистрировано 12 063 организации.
Основу экономического потенциала города составляют 1 533 организации, работающие в сфере строительства, 1 087 организаций транспорта и связи, 811 организаций обрабатывающих производств, 125 организаций, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, 23 организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых.
За 2016 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организациями всех видов экономической деятельности (без учета субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) составил 90,7 млрд. рублей или 113,1% к уровню 2015 года (по сопоставимому кругу организаций).
Наибольший вес в отчетном году в структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг занимали организации следующих видов экономической деятельности:
- транспорт и связь – 28,7 млрд. рублей или 31,7%;
- обрабатывающие производства – 17,1 млрд. рублей или 18,9%;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 14,0 млрд. рублей или 15,4% [10].
Снижение производственных показателей в 2016 году отмечено по следующим видам экономической деятельности:
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (92,7% к уровню 2015 года);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (99,6% к уровню 2015 года).
Следует отметить положительную динамику роста производства в отрасли «добыча полезных ископаемых» – 117,0% к уровню 2015 года, «обрабатывающие производства» – 113,1% к уровню 2015 года, «строительство» – рост в 1,5 раза к уровню 2015 года.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом на 29,1% возрос объем оказанных услуг в сфере «здравоохранение и предоставление социальных услуг», на 13,3% в отрасли транспорт и связь».
По параметрам благоустройства жилищного фонда в последние годы наблюдаются некоторое улучшение ситуации. В настоящее время уровень обеспеченности населения различными видами коммунальных услуг увеличился и достиг самого высокого уровня за последние несколько лет.
Таблица 4 - Благоустроенность жилищного фонда Архангельска (%)[10]
Благоустройствожильяпогодам, % |
|||||||||
Площадь, оборудованная: |
1995 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2009 г. |
2016 г. |
водопроводом |
81,5 |
84,9 |
84,9 |
86,1 |
85,7 |
85,7 |
86,1 |
87,0 |
89,5 |
канализацией |
79,6 |
82,5 |
82,5 |
83,6 |
83,3 |
83,4 |
85,0 |
85,0 |
87,7 |
центральнымотоплением |
78,5 |
69,3 |
69,5 |
83 |
82,6 |
82,9 |
83,2 |
84,4 |
87,5 |
газом |
71,4 |
71,8 |
71,2 |
71,8 |
73,4 |
73,2 |
72,7 |
72,7 |
67,4 |
ваннами |
71,9 |
76,8 |
76,8 |
77,5 |
78,1 |
78,2 |
78,2 |
78,2 |
80,5 |
горячимводоснабжением |
71,2 |
77,3 |
77,5 |
78,6 |
78,4 |
78,4 |
79,5 |
80,7 |
83,1 |
В развитии потребительского рынка в целом в городе наметились позитивные тенденции роста объемов оборота розничной торговли и общественного питания.
Таблица 5 – Оборот розничной торговли по организациям (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 чел., не являющихся субъектами малого предпринимательства) в 2010–2017 гг. [11]
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
- оборот розничной торговли, млн. руб. |
9098,4 |
10584,3 |
12355,7 |
17398,2 |
20163,3 |
21795,4 |
24014,3 |
26922,2 |
- оборот общественного питания, млн. руб. |
254,6 |
241,4 |
227,8 |
245,0 |
316,6 |
494,6 |
621,3 |
749,7 |
В отчетном году оборот розничной торговли по организациям
(без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) увеличился на 8,8 % в сопоставимых ценах и составил 26,9 млрд. рублей.
Оборот общественного питания (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства), за 2017 год составил 749,7 млн. рублей, что на 17,2 % больше уровня 2016 года в сопоставимых ценах.
Таблица 6 – Объем платных услуг, оказанных населению города, млн.руб. в 2010–2017 гг. [5]
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
16932,1 |
19431,4 |
18781,0 |
19716,5 |
18589,1 |
19780,0 |
20621,0 |
21900,3 |
Объем платных услуг, оказанных населению города Архангельска в отчетном году организациями (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства), составил 21,9 млрд. рублей, что на 6,3% больше уровня 2016 года.
В структуре платных услуг наибольший удельный вес имеют телекоммуникационные услуги – 37,5%, транспортные услуги – 24,2%, коммунальные услуги – 21,5%.
По объему и качеству общественных услуг населению ситуация складывается следующим образом.
Таблица 7 – Состояние системы здравоохранения (на конец года) [5]
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
- числобольничныхучреждений, ед. |
20 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
18 |
18 |
- число врачебных амбулаторно-поликлини-ческих учреждений, ед. |
54 |
54 |
53 |
52 |
49 |
41 |
48 |
73 |
- численностьврачей, чел. |
3844 |
3601 |
3369 |
3307 |
3290 |
2949 |
2990 |
3103 |
- численность среднего ме-дицинского персонала, чел. |
6033 |
5510 |
5955 |
5873 |
5757 |
5775 |
5622 |
5682 |
- числобольничныхкоек |
4937 |
4577 |
4833 |
4787 |
4609 |
4550 |
4333 |
4287 |
Здравоохранение характеризуется высокими душевыми показателями обеспеченности населения медперсоналом и врачами, а также коечным фондом. При этом происходит активное реформирование системы здравоохранения в соответствии с федеральными рекомендациями и примерами лучшей практики.
Таблица 8 – Состояние образовательной сферы [5]
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
- число самостоятельных дошкольных учреждений, всего |
77 |
78 |
78 |
66 |
57 |
58 |
58 |
59 |
- численность детей, охваченных дошкольным образованием, всего, тыс.чел. |
16,0 |
16,3 |
17,0 |
17,9 |
18,1 |
19 |
19,1 |
19,2 |
- числообразовательныхшкол, всего |
66 |
64 |
63 |
62 |
60 |
60 |
60 |
59 |
- численность учащихся в образовательных школах, всего, тыс.чел. |
33,0 |
34,3 |
33,7 |
34,7 |
35,4 |
36,3 |
37,3 |
38,2 |
- число самостоятельных дошкольных учреждений, всего |
77 |
78 |
78 |
66 |
57 |
58 |
58 |
59 |
Анализ состояния муниципальной системы образования показывает достаточно высокий уровень ее развития. Спектр образовательных услуг, предоставляемых населению города, создает достаточные условия для реализации конституционного права граждан на получение качественного и доступного образования.
Однако существуют проблемы, на решение которых необходимо обратить особое внимание. Самой острой проблемой в дошкольном образовании является недостаточность мест в детских дошкольных учреждениях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
В целях оперативного реагирования на имеющийся спрос граждан в образовательных услугах дошкольного образования и обеспечения их права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования в муниципальном образовании «Город Архангельск». В рамках реализации Плана предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- открытие дополнительных групп в действующих учреждениях, строительство, реконструкция детских садов, проведение комплексного капитального ремонта зданий;
- введение 305 дополнительных мест, за счет открытия 5 дополнительных групп на 95 мест, открытия 2 дополнительных групп на 50 мест за счет капитального ремонта третьего этажа МБДОУ ЦРР-детский сад № 140, завершения капитального ремонта здания МБДОУ Детский сад № 101 (ул. Зеньковича, д. 36) на 100 мест, завершение строительства детского сада в поселке Турдеевск на 60 мест;
- инициирование мероприятий по использованию третьих этажей зданий дошкольных образовательных учреждений муниципального образования "Город Архангельск" для размещения групп для детей старшего дошкольного возраста;
- реализация в 2019 году мероприятий "Дорожной карты" по строительству двух детских садов в территориальном округе Майская горка на 280 мест каждый и детского сада в Соломбальском территориальном округе на 125 мест.
Сфера культуры и молодежной политики. При устойчивом контингенте учащихся детских школ искусств наблюдается повышение качества образования, развивается процесс дифференцированного обучения детей с учетом их потребностей и способностей, совершенствуется учебно-методический комплекс ДШИ и ДХШ, внедряются новые образовательные технологии.
Увеличивается число посетителей мероприятий, проводимых на бесплатной основе. Наблюдается положительная динамика в развитии молодежного самоуправления в образовательных учреждениях и территориальных округах города, волонтерского движения, клубной работы с молодыми семьями. Усилились патриотические настроения в среде молодых архангелогородцев.