Файл: Особенности управления муниципальным образованием(на примере муниципального образования г. Архангельск).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Граждане города Архангельска имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в городской Совет и мэрию города в связи с нарушением их прав и законных интересов, а также предложения о рассмотрении вопросов местного значения, требовать и получать от органов местного самоуправления письменный ответ по результатам рассмотрения в установленные законом сроки.

Правом внесения предложений о разработке и принятии решений в городской Совет обладают местные общественные объединения граждан, местные отделения региональных и федеральных общественных объединений, и политических партий, зарегистрированные на данной территории в установленном законодательством порядке.

Каждый житель города Архангельска вправе присутствовать и выступать на публичных слушаниях, проводимых городским Советом, его постоянными комиссиями в связи с разработкой планов, бюджета, городских программ, подготовкой вопросов и различных проектов решений, представляющих общественный интерес.

По инициативе граждан на территории города Архангельска (в микрорайонах, кварталах, жилищных комплексах, в пределах улиц, дворов и на иных территориях) могут создаваться органы территориального общественного самоуправления для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив, решения вопросов местного значения на основе собственных или выделенных им финансовых и материальных ресурсов.

Границы деятельности органов территориального общественного самоуправления устанавливаются городским Советом по представлению этими органами с учетом особенностей территории города, интересов населения, исторических и местных традиций.

Компетенция органа территориального общественного самоуправления определяется положением, принятым на общем собрании (сходе) граждан и утвержденным городским Советом.

Положение об органе территориального общественного самоуправления должно содержать сведения о создании органа территориального общественного самоуправления, предмете ведения, цели, задачах, порядке осуществления и прекращения деятельности, организационной структуре, предусматривать ответственность органа территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления вправе иметь свою символику, отражающую местные традиции.

Органы территориального общественного самоуправления в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе объединяться в ассоциации. Регистрация подобных объединений осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.


На территории муниципального образования «Город Архангельск» зарегистрированы и осуществляют свою деятельность четырнадцать
органов ТОС.

Поддержка деятельности ТОС осуществляется в соответствии с ведомственной целевой программой «Развитие и поддержка территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «Город Архангельск», принятой на 2016-2021 годы.

В 2017 году Администрацией города Архангельска проведено 2 конкурса социально значимых проектов для осуществления территориального самоуправления. По итогам конкурсов 5 ТОС предоставлены субсидии на реализацию 8 проектов. Основным направлением реализации проектов ТОС являлось выполнение работ по благоустройству территории [12].

Вывод по главе 1

Местное самоуправление осуществляется населением в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами города Архангельска через референдумы, выборы, собрания и конференции граждан, выборные и другие органы самоуправления.Структуру органов местного самоуправления МО «Город Архангельск» составляют:

представительный, исполнительно-распорядительный, контрольно-счетный орган иглава муниципального образования.

В соответствии с Уставом МО «Город Архангельск», граждане, составляющие население города Архангельска, имеют право: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;участвовать в собраниях, конференциях граждан по месту жительства, референдуме и иных формах общественного самоуправления;заслушивать отчеты мэра города Архангельска и депутатов городского Совета в установленном порядке;отзывать избранного мэра города Архангельска и депутатов городского Совета в установленном порядке;осуществлять другие права в соответствии с законодательством Российской Федерации, Архангельской области и правовыми актами органов местного самоуправления города Архангельска.

Высшим непосредственным выражением воли жителей города Архангельска является местный референдум, это голосование по вопросу отнесенному к ведению города Архангельска. На местный референдум не могут выноситься вопросы о бюджете, налогах, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Граждане города Архангельска имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в городской Совет и мэрию города в связи с нарушением их прав и законных интересов, а также предложения о рассмотрении вопросов местного значения, требовать и получать от органов местного самоуправления письменный ответ по результатам рассмотрения в установленные законом сроки.


По инициативе граждан на территории города Архангельска (в микрорайонах, кварталах, жилищных комплексах, в пределах улиц, дворов и на иных территориях) могут создаваться органы территориального общественного самоуправления для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив, решения вопросов местного значения на основе собственных или выделенных им финансовых и материальных ресурсов.

2. Население муниципального образования и социальная сфера

2.1. Население МО «Город Архангельск»

На 1 января 2018 г. численность постоянного населения города составляла 356,9 тыс. человек, из них 45% – мужчины и 55% – женщины.

Таблица 1 - Численность населения города, показатели естественного и миграционного прироста в 2010–2017 гг. [11]

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Численность населения (на конец года), тыс. чел.

355,6

356,5

358,0

357,4

358,1

358,3

358,6

356,9

2.Показатели естественного движения населения, чел.   

- числородившихся

4146

3957

4266

4215

4311

4238

4150

3593

- числоумерших

4580

4199

4110

4077

4041

4158

4070

3967

3.Показатели миграциинаселения, чел.   

- числоприбывших

3411

7674

9075

8182

8828

9755

10488

10412

- числовыбывших

3359

6532

7749

8916

8453

9574

10289

11765


Демографическая обстановка на территории муниципального образования «Город Архангельск» по итогам 2017 года характеризуется некоторым снижением численности населения в результате естественной и миграционной убыли.

По состоянию на 01 января 2017 года численность населения города Архангельска составляла 358,6 тыс. человек. С учетом естественной убыли и отрицательного миграционного сальдо численность населения города Архангельска на 01 января 2018 года составила 356,9 тыс. человек.

Число родившихся в 2017 году составило 3 593 человека, что на 13,4 % меньше по сравнению с 2016 годом. Число умерших в 2017 году уменьшилось на 2,5% по сравнению с 2016 годом и составило 3 967 человек. Таким образом, естественная убыль населения в 2017 году составила 374 человека.

Уровень смертности высок, в том числе за счет высокой смертности среди населения в трудоспособном возрасте. Основными причинами здесь являются болезни органов кровообращения, несчастные случаи, отравления, а также новообразования.

Другим фактором снижения численности населения города является миграционный отток. Несмотря на постепенное снижение интенсивности миграционных процессов, сальдо миграции в 2017 году является отрицательным, хотя и незначительным. Миграционная убыль в 2017 году составила 1 353 человека.

Эффект старения населения наблюдается на протяжении последних 12 лет. Численность населения пенсионного возраста устойчиво превышает численность детей и подростков.

Рисунок 2. Динамика численности населения города Архангельска по возрастам (тыс. человек)[11]

Характер образования населения города Архангельска отличается преобладанием специалистов со средним профессиональным образованием. Доля населения с высшим образованием ниже, чем в сопоставимых по численности населения городах России [11].

Рынок труда в Архангельске характеризуется достаточно высокой экономической активностью населения и относительно низким уровнем зарегистрированной безработицы.

Таблица 2 – Занятость населения города Архангельска в 2010–2017 гг.[11]

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

- общеечислобезработных, чел.

4210

3028

2527

2876

2996

3790

3906

3479

- число официально зарегистрированных безработных (на конец года), чел.

1505

1096

1041

1078

1259

1754

1571

1464

- число трудоустроенных за год (из числа безработных), чел.

2752

1908

1365

1292

1176

1316

1676

1460

- уровень безработицы (на конец года), %

0,7

0,5

0,5

0,5

0,6

0,8

0,8

0,8

- общеечислобезработных, чел.

4210

3028

2527

2876

2996

3790

3906

3479


Численность трудовых ресурсов в городе Архангельске в 2017 году по оценке составила 219,1 тыс. человек. В экономике города занято 162,9 тыс. человек.

Рисунок 3. Удельный вес среднесписочной численности работающих в организациях по видам экономической деятельности в 2016 году (в процентах) [10]

Уровень регистрируемой безработицы на территории города Архангельска на конец декабря 2017 года составил 0,8%. По состоянию на 01 января 2018 года в службе занятости города состояло на учете в качестве ищущих работу 2 248 человек, в т.ч. не занятых трудовой деятельностью 2 073 человека. Зарегистрировано в качестве безработных 1 464 человека. По сравнению с предыдущим годом число не занятых граждан уменьшилось на 21,8 %, число безработных граждан уменьшилось на 6,8%. [11]

Государственным казенным учреждением Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска» принимаются меры к снижению уровня безработицы: осуществляется профессиональное обучение, проводится комплекс мероприятий, включающий в себя проведение различных профориентационных акций, совещаний, «круглых столов».

Состояние здоровья населения города Архангельска имеет характеристики лучшие, чем в среднем по области, однако в городе наблюдается несколько больший, чем в среднем по области, уровень заболеваемости, связанный с загрязнением окружающей среды (рис. 4).

Рисунок 4. Структура общей заболеваемости в городе Архангельске
(в % от общей численности занятых) [10]

Основным показателем уровня жизни населения города является величина денежных доходов, которые включают в себя оплату труда, пенсии, пособия и другие доходы.

Так, среднемесячная начисленная заработная плата в 2016 году на одного работающего по виду экономической деятельности «рыболовство, рыбоводство» составила 84,5 тыс. рублей (рост к уровню 2015 года – 34,0%), «строительство» - 61,5 тыс. рублей (рост 36,9%), «финансовая деятельность» – 61,0 тыс. рублей (рост 98,8%), «государственное управление и обеспечение военной безопасности» - 60,5 тыс. рублей (рост 4,8%), «транспорт и связь» - 48,2 тыс. рублей (рост 6,1%), «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 48,0 тыс. рублей (рост 9,7%), «обрабатывающие производства» – 34,9 тыс. рублей (рост 17,2%), «здравоохранение и предоставление социальных услуг» – 32,7 тыс. рублей (рост 2,8%), «образование» – 27,6 тыс. рублей (рост 3,2%).

Средний размер назначенных пенсии в 2016 году составил 15 961 рублей.