Файл: Особенности управления муниципальным образованием(на примере муниципального образования г. Архангельск).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ежегодно доходы городского бюджета пополняются более чем на 10% за счет налоговых отчислений субъектов малого и среднего предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы. Так в отчетном году доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых и неналоговых доходов городского бюджета составила – 10,8% (в 2016 году – 11,4%). Снижение доли в 2017 году обусловлено уменьшением налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих «Единый сельскохозяйственный налог».

Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается в соответствии с ведомственной целевой программой «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» (далее – ведомственная программа).

Общий объем финансового обеспечения реализации ведомственной программы в 2016 – 2021 годы – 1400,7 тыс. рублей, в том числе 1300,0 тыс. рублей из средств городского бюджета.

В 2017 году Администраций города Архангельска, в рамках оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, был проведен конкурс среди начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства на предоставление субсидии на создание собственного бизнеса. По результатам конкурса на реализацию социально значимых проектов «Открытие социального салона красоты «Вишня» и «Производство одежды для недоношенных и маловесных малышей» двум начинающим индивидуальным предпринимателям были предоставлены субсидии на сумму 620 тыс. рублей (310 тыс. рублей одному субъекту).

В 2017 году в Администрации города Архангельска было заключено 17 договоров купли-продажи арендуемого муниципального имущества с условием о рассрочке. Выпадающие доходы городского бюджета по арендной плате составили 3,8 млн. рублей. Объем платежей, оставшихся к выплате по договорам за выкуп имущества, на 01.01.2018 составил 465,0 млн. рублей.

В соответствии с распоряжением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 15.04.2016 № 934р ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. Реестр размещается на официальном информационном Интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск».

Также муниципалитет обеспечивает установленное на законодательном уровне обязательное осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 15% от годового объема закупок. В 2017 году объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства составил 352,4 млн. рублей, что составляет 17,4% от общей суммы муниципальных закупок.


В Администрации города Архангельска с целью учета мнения предпринимательского сообщества внедрена процедура оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее – ОРВ).

Решением Архангельской городской Думы от 18.02.2015 № 215 утвержден Порядок проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Город Архангельск.

За отчетный год процедура ОРВ проведена в отношении 9 проектов муниципальных нормативных актов муниципального образования «Город Архангельск» (97 участников публичных консультаций).

В 2018 году в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Архангельской области приоритетным направлением поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будет оставаться имущественная поддержка.

Инвестиционная привлекательность города определяется, прежде всего, степенью благоприятствования условий для инвестиций.

В январе-декабре 2017 года объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) по городу Архангельску составил 14 917,5 млн. рублей, что на 18,3% выше уровня 2016 года.

Рост инвестиций в основной капитал в 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечен в следующих отраслях экономики: «деятельность профессиональная, научная и техническая» – в 1,7 раза, «образование» – в 1,5 раза, «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – в 1,4 раза, «государственное управление и обеспечение военной безопасности» – в 1,4 раза, «обрабатывающие производства» – в 1,3 раза.

В структуре привлеченных средств наибольшую долю составляют бюджетные средства – 75,3%.

В 2017 году бюджетные инвестиции составили 6 458,9 млн. рублей, что в 1,7 раза больше уровня 2016 года.

Доля кредитов банков и прочих заемных средств других организаций составляла 14 % от суммы привлеченных средств [11].

В отчетном году инвестиции в основной капитал были направлены на строительство (реконструкцию) коммунальных и инженерных сетей, строительство (реконструкцию) зданий и сооружений:

  • завершено строительство:
  • автомобильной дороги по проезду Сибиряковцев в обход областной больницы города Архангельска;
  • ряда линий наружного освещения;
  • центра коллективного пользования №2 ФГАОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»;
  • склада песка и шихты ООО «Соломбальский машиностроительный завод»;
  • торгового комплекса «ЛеруаМерлен»;
  • магистральной водопроводной сети в территориальном округе Майская горка;
  • ряда административных зданий с торговыми площадями;
  • многоуровневой автостоянки для хранения легковых автомобилей в Ломоносовском территориальном округе;
  • осуществлена реконструкция:
  • здания компрессорной ООО «ГК Трактордеталь»;
  • здания общественно-делового центра со встроенными помещениями предприятия питания;
  • складского комплекса ЗАО «Народное предприятие «Архангельскхлеб».

В целях реализации инвестиционной политики, направленной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск», создание благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности Администрацией города Архангельска утвержден регламент сопровождения инвестиционных проектов на территории муниципального образования «Город Архангельск». Положения данного регламента направлены на унификацию процедуры взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности с органами местного самоуправления, снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования «Город Архангельск» [10].

3.2. Сравнительный анализ социально-экономического положения города Архангельска по отношению к другим городам СЗФО

В качестве группы сравнения Архангельска с другими городами по уровню социально-экономического положения были взяты города – центры субъектов Российской Федерации, входящие в Северо-Западный федеральный округ.

Архангельск по показателю абсолютной численности населения является вторым в группе сравнения, уступая только Калининграду (рис. 5). Однако в целом все города – центры субъектов СЗФО сопоставимы по численности населения.

Рисунок 5. Численность населения (тыс. чел)[5]

По показателям естественного движения населения ситуация в городах группы сравнения выглядит по-разному (рис. 6). Архангельск в этом ряду стоит в середине списка, он сопоставим со своими соседями – Мурманском, Вологдой, Петрозаводском, а также с Северодвинском. По показателям смертности населения Архангельск хоть ненамного, но опережает ближайших соседей – Мурманск, Петрозаводск, северные города – Сыктывкар, Нарьян-Мар, а также и Северодвинск.

Рисунок 6. Показатели естественного движения населения (промилле)[5]

По показателю обеспеченности жильем Архангельск на фоне других городов выглядит достаточно благополучно, несколько уступая только Мурманску, Вологде и Пскову (рис. 7). Среднедушевая обеспеченность жильем в 2005 г. составила в Архангельске – 21,5 м2.


Рисунок 7. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного городского жителя (м2)[5]

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг на одного занятого в Архангельске заметно ниже среднего по городам группы сравнения (рис. 8).

Рисунок 8. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (тыс. руб. на 1 занятого)[5]

По структуре экономической деятельности города группы сравнения выглядят по-разному (рис. 9). На общем фоне Архангельск отличается относительно равномерным соотношением по трем основным секторам экономики.

Рисунок 9. Структура экономической деятельности по видам (в процентах)[5]

По большинству показателей Архангельск занимает средние позиции в выбранной группе сравнения. В положительном плане Архангельск выделяется на фоне других городов относительно сбалансированной структурой экономики, высоким уровнем развития сферы здравоохранения, развитой сферой платных услуг.

Необходимо отметить то, что Архангельск уступает или, по крайней мере, не выделяется на фоне других городов по уровню и динамике тех показателей, которые свидетельствуют об активных процессах социально-экономического развития. К ним относятся темпы жилищного строительства, уровень инвестиционной активности, развитие третичного сектора экономики (услуги, общественное питание и пр.). Эти показатели нуждаются в улучшении для формирования более прочных позиций в условиях объективного нарастания конкурентных отношений с другими городами, к которым, прежде всего, относятся рассматриваемые города группы сравнения.

Вывод по 3 главе

Городской бюджет за 2017 год исполнен по доходам в сумме
8 285 663,1 тыс. рублей, по расходам – в сумме 8 170 099,9 тыс. рублей с профицитом в размере 115 563,2 тыс. рублей.

Налоговые доходы городского бюджета в 2017 году составили 3 673 372,4 тыс. рублей, Неналоговые доходы городского бюджета в 2017 году составили 748 624,9 тыс. рублей, Безвозмездные поступления из областного бюджета составили 3 889 191,3 тыс. рублей.

Расходы городского бюджета на социально-культурную сферу исполнены в сумме 5 426 189,6 тыс. рублей, Расходы городского бюджета на городское хозяйство составили 1 826 308,7 тыс. рублей, Прочие расходы городского бюджета составили 917 601,6 тыс. рублей.

Ежегодно доходы городского бюджета пополняются более чем на 10% за счет налоговых отчислений субъектов малого и среднего предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы.


Рост инвестиций в основной капитал в 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечен в следующих отраслях экономики: «деятельность профессиональная, научная и техническая» – в 1,7 раза, «образование» – в 1,5 раза, «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – в 1,4 раза, «государственное управление и обеспечение военной безопасности» – в 1,4 раза, «обрабатывающие производства» – в 1,3 раза.

Заключение

В заключении сделаем ряд обобщающих выводов.

Миссия города Архангельска формируется через соотнесение целей, смыслов, сценариев динамики эволюции города с опытом (контекстом) и текущих тенденций развития.

Архангельск исторически сложился как город накопления и трансляции традиций культуры Русского Севера, освоения Арктики. Жизнь Архангельска связана с Арктикой, освоением и использованием ресурсов Севера, с создание, развитием и преобразованием Российского флота, торгового мореплавания.

Архангельск имеет многовековую историю. В отличие от подавляющего большинства современных крупных северных городов России, созданных из экономических и геополитических соображений в первой половине XX в., он является хранителем традиций полярного мореплавания, полярной авиации, базой первопроходческого освоения северных территорий России, историческим центром международной торговли, интеллектуальным центром арктической территории России.

Эта история и традиции являются основанием для предложения новой волны полярного движения, основанного на инновационных подходах, отражающих бережное отношение человека к природе и традициям, что обеспечит надлежащее присутствие России в Арктике.

Соответственно, миссия и сценарии социально-экономического развития города должны задействовать данный контекст, повышающий уникальность (и брендовую ценность) Архангельска среди городов Севера России.

Архангельск является на протяжении более 400 лет базой России при развертывании ее морской и северной политики. В рамках развития Арктической зоны России в качестве опорных центров развития Арктического макрорегиона, охватывающего территории России, связанные Северным морским путем, формируются 8 опорных зон (Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская). Кроме того, государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" Архангельск отнесен к территории индустриального развития с перспективой перехода к постиндустриальному развитию. Таким образом, на федеральном уровне развитие Архангельска рассматривается в составе комплекса проектов планирования и обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, направленных на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике.