Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития..pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации местного самоуправления
1.1. Понятие местного самоуправления
1.2. Модели местного самоуправления
1.3. Зарубежный опыт организации местного самоуправления
Глава 2. Анализ местного самоуправления в Российской Федерации
2.1. Нормативно-правовая база организации местного самоуправления в Российской Федерации
2.2. Система органов местного самоуправления в России
Глава 3. Перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации
3.1. Проблемы местного самоуправления в России
3.2. Оптимизация местного самоуправления Российской Федерации
- представительным органом из числа депутатов этого органа;
- из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
2016 – заключительный год корректировок 131-го Федерального закона. За это время вступили в силу 7 законодательных актов (N 17-ФЗ от 15 февраля, N 171-ФЗ от 2 июня, N 197-ФЗ от 23 июня, N 298-ФЗ от 3 июля, N 465-ФЗ, 494-ФЗ, 501-ФЗ и 505-ФЗ[25] от 28 декабря), которые внесли в сферу местного самоуправления несколько ключевых изменений.
Во-первых, установлен порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования. Помимо этого, было обозначено, что уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы более определенного данным уставом количества сроков подряд.
Во-вторых, органы местного самоуправления (городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района) имеют право осуществлять мероприятия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных последней редакцией Федерального закона N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
В-третьих, теперь на публичные слушания должен выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта (при внесении изменений и дополнений в данный устав), за исключением случаев точного воспроизведения в уставе положений Конституции РФ, федеральных законов или законов субъекта РФ.
В-четвертых, устав муниципального образования определяет срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.
В-пятых, обязательной необходимостью стало приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта РФ в установленный этими законодательными актами срок. В противном случае, срок приведения устава определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта РФ и не должен превышать шести месяцев.
Таким образом, нынешнее состояние развития местного самоуправления в России можно охарактеризовать, как вполне успешное. Все подходы регулирования муниципальных отношений прямым образом указывают на стремление Президента РФ и федерального законодателя совершенствовать муниципальную систему страны. А создание условий для развития инициатив и ответственности населения в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных образований, помогает укрепить народовластие на местном уровне.
Поэтому новый этап реформы местного самоуправления, пусть и не совсем удачно начавшийся, по праву следует назвать одним из важнейших направлений реформы всей системы управления обществом и государством в целом, базирующийся на принципах конституционного федерализма и народовластия.
2.2. Система органов местного самоуправления в России
Основы местного самоуправления – это совокупность отношений, складывающихся в результате организации и осуществления местного самоуправления[26]. Можно сказать, это тот фундамент, на котором зиждиться все муниципальное строительство.
В настоящее время выделяют следующие структурные элементы основ местного самоуправления:
- правовые (конституционно-правовые) основы – возникают в результате формирования нормативной базы местного самоуправления;
- территориальные основы – связаны с установлением территориального устройства;
- организационные основы – характеризуют статус и деятельность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
- финансово-экономические основы – возникают в результате финансово-экономической деятельности органов местного самоуправления[27].
Помимо четырех выше обозначенных базовых основ в научной, юридической и философской литературе также рассматриваются социальная, кадровая, теоретическая, историческая и другие основы местного самоуправления.
Все эти и закрепленные законодательством основы местного самоуправления взаимозависимы между собой и имеют непосредственную связь с компетенцией местного самоуправления, ее реализацией.
Так, в Конституции РФ законодательно закреплены организационные (ст. 132) и территориальные (ст. 131) основы местного самоуправления. В Европейской Хартии местного самоуправления от 15.10.1985 N 122 говориться о конституционных и законодательных основах местного самоуправления (ст. 2), территориальных границах (ст. 5) и финансовых ресурсах (ст. 9) органов местного самоуправления.
Декларация о принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества раскрывает экономические основы местного самоуправления (ст. 4). А редакция Федерального закона N 131-ФЗ от 28.12.2016 закрепляет правовые (ст. 4), территориальные (глава 2), экономические (глава 8) основы местного самоуправления.
Важно заметить, что, помимо тесного взаимодействия и взаимозависимости, основы местного самоуправления являются составными элементами институтов муниципального права.
Как известно, муниципальная власть реализуется путем управления, для которого характерно наличие субъекта (органов местного самоуправления) и объекта (населения, граждан) управления. Но для рационального управления субъекту необходимо обладать соответствующей компетенцией. Именно для этого и формируются нормы, регулирующие данные естественные отношения (т. е. основы)[28].
Устойчивое развитие российского общества во многом зависит от качества функционирования системы местного самоуправления. В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию в 2013 г. было определено: «…считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансовой состоятельной власти на местах»[29].
Это системные требования, которые предполагают, в том числе, разностороннее изучение современных проблем функционирования и развития органов муниципального управления РФ, их организационных особенностей и кадрового обеспечения, вопросов оптимизации взаимодействия с институтами государства и гражданского общества, населением.
Исследования по современным проблемам местного самоуправления в последние годы представлены достаточно широко. Например, только на официальном сайте Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) за период 2010-2015 гг. можно найти более 400 авторских источников на эту тематику по правовым, политическим, экономическим, социальным вопросам. Исследовательская активность возросла на фоне принятия, перехода к полной реализации анализа результатов применения на практике Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2016) и Федерального закона РФ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в редакции от 30.06.2016).
Рассматриваются, в частности, накопившиеся с начала формирования современной российской системы местного самоуправления, проблемы становления и функционирования этого важнейшего института современного общества, перспективы его развития, а также место и роль в процессах общегосударственного управления[30].
Отдельным направлением исследования проблем местного самоуправления можно выделить вопросы обеспечения его деятельности муниципальной службой[31].
Следует также отметить региональные исследования по проблемам местного самоуправления, которые ведутся в крупных научно-учебных центрах, в том числе в филиалах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
Социологическая наука дает богатый эмпирический материал для анализа социальной природы и самоорганизационной основы местного самоуправления, процессов его взаимодействия с институтами государства и гражданского общества[32].
При этом целый ряд рассматриваемых социологией вопросов, можно отнести к проблеме взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, в которой ключевым аспектом является задача повышения уровня системности местного самоуправления, как равноправного субъекта этого процесса. К этой проблеме на протяжении более 10 лет обращаются ученые Института государственной службы и управления РАНХиГС, социологической группой которого в 2014 г. было проведено очередное масштабное исследование «Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы функционирования и развития», в ходе которого был осуществлен массовый опрос населения в 20 субъектах РФ, в т. ч. 134 представителя органов государственного и муниципального управления, а также опрос экспертной группы. Общие параметры выборки массового опроса были рассчитаны в соответствии с данными государственной статистики, что позволило обеспечить необходимый уровень репрезентативности полученных результатов.
В экспертную группу были включены компетентные представители органов государственной власти и управления, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций государственного и негосударственного секторов экономики, науки, культуры, образования, общественных организаций, СМИ.
Результаты представляемого исследования показали, что все категории его участников в целом положительно оценивают происшедшие изменения в деятельности органов местного самоуправления (таблица 1).
Таблица 1
Оценка изменений в деятельности органов местного
самоуправления в РФ (2010-2015 гг.)
Оценка изменений |
Распределение мнений, % |
||
общее по массиву |
в т. ч. ГМУ |
эксперты |
|
органы местной власти стали работать значительно лучше |
14,0 |
16,4 |
13,3 |
заметно некоторое улучшение их работы |
39,6 |
39,6 |
50,7 |
все осталось без изменений |
26,7 |
23,1 |
23,33 |
заметно некоторое ухудшение их работы |
5,2 |
3,0 |
4,7 |
органы местной власти стали работать значительно хуже |
3,1 |
4,5 |
2,0 |
затруднились ответить |
11,4 |
13,4 |
6,0 |
Данные таблицы 1 показывают, что только около четверти представителей всех категорий участников исследования отметили неизменность деятельности органов местного самоуправления за указанный период, а отрицательные мнения высказало незначительное количество в их составе, что только подчеркивает положительную динамику в процессах развития системы местного самоуправления в России.
Тем не менее, утверждать, что положительные изменения значительно повысили уровень системного развития института местного самоуправления, явно преждевременно: участники исследования по этому поводу разделились на две, примерно равные, группы, придерживающиеся положительных и отрицательных оценок (таблица 2).
Таблица 2
Оценка достаточности меры развития системы местного
самоуправления в РФ
Оценка меры развития |
Распределение мнений, % |
||
общее по массиву |
в т. ч. ГМУ |
эксперты |
|
в достаточной мере |
11,3 |
11,2 |
8,7 |
скорее достаточной, чем недостаточной |
29,6 |
30,6 |
36,0 |
скорее недостаточной, чем достаточной |
34,9 |
32,8 |
39,3 |
в недостаточной мере |
10,6 |
5,3 |
9,3 |
затруднились ответить |
13,6 |
20,1 |
6,7 |
Кроме того, нужно отметить и тот факт, что пятая часть государственных и муниципальных служащих, в числе респондентов массового опроса, затруднилась с ответом, т. е. в их представлениях еще не сложились оценки уровня развития системы, в которой они работают. Но все же, данные таблицы 2 говорят о том, что общее количество положительных оценок в каждой представленной категории участников исследования выше 40%, что скорее свидетельствует об удовлетворительном состоянии системы местного самоуправления, чем о низком уровне ее развития.
Во многом такое положение определяется организацией деятельности муниципальной службы, которая в своей основе содержит определенные принципы, часть которых имеет нормативно-правовое закрепление, а другая часть – социально-нормативное. Значимость этих принципов для сохранения достаточно высокого уровня системности местного самоуправления также возможно определить на основании сравнения мнений различных категорий участников исследования.