Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Теоретические основы рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предусмотренные Законом о рекламе правовые нормы предусматривают общие требования к любой рекламе, независимо от вида товаров, рекламируемой деятельности или иных критериев. Общими требованиями к рекламе являются распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие обязательной сертификации при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.[18]

Распознаваемость рекламы представляет информацию, которая воспринимается как реклама независимо от формы, способа ее распространения и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. Законом установлено правило об обязательном предварительном уведомлении, о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер.

Рекламная продукция должна распространяться на русском языке. При этом, если рекламная деятельность подлежит лицензированию, рекламодатель должен указать в рекламной информации номер лицензии и наименование органа, ее выдавшего.

Закон запрещает распространение недобросовестной рекламной продукции, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения товара с другими аналогичными товарами, содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента и тем самым вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара.

Любая реклама должна быть этичной и достоверной, не допускается недостоверная и неэтичная реклама.

В настоящее время значение рекламы велико, так как она становится инструментом, направленным на формирование определенного потребительского поведения. При этом реклама может выступать и как отдельное средство продвижения товара, и как часть маркетинговой компании.

Юридические нормы Закона о рекламе предусматривают защиту от недобросовестной конкуренции, пресекают ненадлежащей рекламу, способную ввести потребителей в заблуждение или нанести вред их здоровью, имуществу, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации физических или юридических лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Закон о рекламе регулирует отношения, которые возникают в процессе производства, размещения и распространения рекламы, при заключении то между субъектами рекламной деятельности гражданско – правовых договоров, определяющих производство, размещение, распространение рекламной информации. Кроме Закона о рекламе, правоотношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются федеральными законами, нормативно – правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Субъектов Российской Федерации, уполномоченного надзорного органа в данной сфере, а также актами местного самоуправления.


Рекламная деятельность является объектом системного и комплексного правового регулирования, и если, те или иные вопросы по рекламе выходят за рамки гражданских отношений их законодательное регулирование осуществляется в рамках, определенных статьями 72, 73, 76 Конституции Российской Федерации. При этом, субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы, относящиеся к их ведению.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при ее производстве, размещении и распространении должны соблюдаться, в том числе, требования законодательства о государственном языке Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации обобщил судебную практику нижестоящих судов и решил, что использование в рекламных буклетах нецензурных выражений является административным нарушением и наказывается штрафом.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений и ответственность при этом, за нарушение несет рекламодатель.[19]

Что касается особенностей распространения наружной рекламы. Второй арбитражный апелляционный суд постановил, что если рекламная конструкция установлена без разрешения, а ее владелец не известен, собственник земли под конструкцией обязан за свой счет демонтировать рекламу в течение месяца с момента вынесения соответствующего решения уполномоченным органом.[20]

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, формировать негативное отношение к лицам, не пользуются рекламируемыми товарами, или их осуждать, а также содержать информацию порнографического характера. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию конкурента.

Недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о товаре, об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара, о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара, о результатах исследований и испытаний, об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.


Арбитражный суд Поволжского округа разъяснил, что в силу Закона о рекламе недостоверной признается та реклама, которая в том числе содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара, так как спорная реклама вводит потребителей в заблуждение и нарушает права потенциальных конкурентов.[21]

Сообщение абстрактного характера не может порочить деловую репутацию конкурента и быть недобросовестной рекламой. Арбитражный суд Уральского округа разъяснил, что в силу Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Кроме общих требований существуют специальные требования к рекламе. Специальные требования могут касаться изготовления, распространения рекламы, а также относиться к ее содержанию. Специальные требования устанавливаются  в отношении отдельных видов рекламы.

Нормы статьей 14 – 16 Закона о рекламе предусматривают особенности рекламы в радиопрограммах и телепрограммах, печатных изданиях касаются правил о ее продолжительности и объеме, а некоторые виды передач не могут прерываться рекламой.

Специальные требования к рекламе, прежде всего, направлены на защиту несовершеннолетних, чтобы не создавалось у детей искаженного представления о товаре, не формировались комплексы неполноценности.

Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование могут нанести вред жизни и здоровью, а также имуществу потребителей. В телепрограммах не допускается реклама алкогольных напитков, табака и реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним.

Специальные требования предъявляются к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг при осуществлении данных видов деятельности для привлечения клиентов. При производстве, размещении и распространении рекламы этих услуг не допускается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии, представлять любого рода гарантии, давать обещания или делать предположения о будущей эффективной доходности данного вида деятельности.

Банк, указав минимальную процентную ставку и необходимость обеспечения кредита залогом имущества, разрекламировал свои услуги по кредитованию предпринимателей,


Президиум ВАС РФ разъяснил, что в силу Закона о рекламе, если реклама услуг, которые связаны с предоставлением кредита содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита и влияющие на нее. Поскольку реклама услуги по предоставлению кредита направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Так, банк в рекламе не указал сумму, срок кредита, процентную ставку, платежи и комиссии по кредиту и иные условия, которые влияют на фактическую стоимость кредита, а также расходы заемщика, а разместил только сведения о минимальной процентной ставке, Следовательно, такая реклама является ненадлежащей.[22]

Правовое регулирование отношений, складывающихся в связи с применением актов недобросовестной конкуренции, достаточно новое явление в российской системе права. Если рекламируемая информация распространяется только в рекламе, то информация подлежит оценке на предмет соответствия действующему российскому законодательству о рекламе, а если информация распространяется не только в рекламе, а еще иными способами при продвижении товара на рынке, то такая рекламируемая информация оценивается, в части недобросовестной конкуренции на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Ненадлежащая реклама - это ложная, недостоверная реклама, в которой допущены нарушения требований действующего законодательства, а недобросовестная конкуренция представляет любые действия хозяйствующих субъектов, которые при осуществлении предпринимательской деятельности направлены на получение преимуществ.

Действия по недобросовестной конкуренции противоречат действующему законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые причиняют убытки субъектам – конкурентам либо нанесли вред их деловой репутации.[23]

В юридической литературе достаточно часто встречается мнение, что недобросовестная конкуренция является более широким понятием по отношению к ненадлежащей рекламе. При этом, понятие недобросовестной конкуренции поглощает понятие ненадлежащей рекламы и следует считать ненадлежащую рекламу формой недобросовестной конкуренции.[24] Сторонники другой точки зрения, считают понятие ненадлежащей рекламы более широким, чем недобросовестная конкуренция. Не любая ненадлежащая реклама может быть квалифицирована, как акт недобросовестной конкуренции, так как должно быть наличие трех признаков. Это, наличие определенного действия субъекта, направленное на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, наличие противоречий действующему законодательству Российской Федерации и причиненный вред другому хозяйствующему субъекту.


В ненадлежащей рекламе отсутствует третий признак, но при этом, акт недобросовестной конкуренции, если он выражен в рекламе, всегда будет являться актом ненадлежащей рекламы.

Позиция пленума ВАС РФ заключается в том, что при обнаружении в распространяемой рекламе признаков недобросовестной конкуренции действия по распространению рекламы следует квалифицировать как нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ), а не как недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26 Закона о рекламе контроль за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере осуществляет Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС РФ).

Таким образом, нормами действующего законодательства определены общие и специальные требования к рекламе, с учетом рекламируемого товара, работ, услуг, признаков и функций субъектов рекламной деятельности. При этом, в настоящее время существуют проблемы в правовом регулировании рекламной деятельности, которые необходимо решать на законодательном уровне.

Глава 2. Основания возникновения правоотношений в области рекламной деятельности и правовой статус ее субъектов

2.1. Субъекты рекламной деятельности и их правовой статус

Правовое положение субъектов рекламной деятельности представляет положение субъектов, совокупность их прав и обязанностей, которые установлены юридическими актами, являющимися источниками разных отраслей права – конституционного, гражданского, административного.

Субъекты можно поделить на две группы.

Первая группа, те, кто занимается созданием и распространением рекламной информации–это рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Вторая группа, те, для кого проводятся все рекламные кампании – неопределенный круг потребите­лей рекламы.

Рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производст­ва, размещения и распространения рекламы.