Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Теоретические основы рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Реклама является самым быстро развивающимся видом предпринимательской деятельности, неотъемлемой частью повседневной жизни каждого из нас, поэтому отношения в сфере осуществления рекламной деятельности требуют серьезного правового регулирования.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена повышенным вниманием со стороны государства, эффективным государственным воздействием в сфере рекламы для совершенствования правового регулирования рекламной деятельности, чтобы обеспечить защиту прав и интересов государства, бизнеса, хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц.

Реклама – это, прежде всего информация, которая направлена на привлечение внимания, которая формирует интерес к товару и его продвижение на рынке. Кроме того, реклама сообщает информацию о субъектах предпринимательства, физических или юридических лицах, о товарах, в частности предметах, результатах предпринимательской деятельности, при этом она является особой специфической внешней формой общения между рынком и субъектами этого рынка.

Основным правовым источником регулирования рекламы является Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29, которой закреплены основные права и свободы человека и гражданина, в частности «право свободно искать, производить, получать, передавать, и распространять информацию любым законным способом». [1]

Кроме основного закона нашей страны рекламную деятельность регулируют нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях, Налогового, Уголовного Кодексов Российской Федерации, Федеральных законов «О рекламе», «О средствах массовой информации», «О защите конкуренции» и ряд подзаконных актов.

Реклама используется для создания эффективной и качественной системы продвижения товара, расширения рынка сбыта производимой продукции с целью упрочения экономического положения производителей товаров, работ услуг для решения проблем своевременного доведения объектов до потребителя.

Реклама является инструментом этических, нравственных и правовых норм, распространяя социальных ценностей и традиций, способствуя формированию образа жизни, мировоззрения, которые отражают культурно – исторические традиции и особенности нашей страны, народа.

В процессе рекламной деятельности реклама формирует представления о юридических нормах, правилах поведения людей в различных ситуациях, выполняя задачу социализации, приобщая человека к общественной жизни.


Американский историк Д. Бурстин, к вопросу о социализации высказал мысль, что «покажите мне рекламу той или иной страны, и я вам все скажу об этой стране». [2]

Цель – рассмотреть правовое регулирование рекламной деятельности.

Цель работы определила задачи:

  1. раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки, значение;
  2. рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе;
  3. определить основания возникновения правоотношений и правовой статус субъектов рекламной деятельности в Российской Федерации;
  4. определить гражданско–правовую ответственность за нарушения законодательства о рекламе;
  5. раскрыть проблемы правового регулирования рекламной деятельности.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся при осуществлении рекламной деятельности.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие отношения, возникающие в процессе рекламной деятельности.

Теоретической основой курсовой работы явились работы таких отечественных и зарубежных авторов как Е.В. Павловец, Ю.В. Черячукин, В.И. Иванов, И.Н. Герчикова, Е.В. Измайлова, А.Н. Феофанов, Ю.П. Свит, Е.А. Мамонова, Н.Н. Ковалева, А.Ю. Головин, И.В.Ершова и др., а также зарубежных авторов: Ж. Сегел, Э.Л. Страунинг, А. Дейан, Л. Перси, Р. Роситера, Дж. Эткинсона, Й. Уилсона, У. Уэллса.

Информационной базой курсовой работы явились законодательные, нормативные акты, судебная практика, которые регулируют рекламную деятельность.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы рекламной деятельности

1.1.Реклама как вид предпринимательской деятельности

Рекламная деятельность представляет собой особый вид экономической, предпринимательской деятельности между участниками, результатом которой является производство, продвижение и исследование рекламируемых товара, работ, услуг с целью стимулирования потребительской деятельности для создания имиджа организации и общественного мнения. Специфика рекламы определяется многими факторами, в частности целями, средствами, участниками и местом в экономической структуре современного общества. Сфера рекламной деятельности является сложной системой взаимодействия между субъектами данного вида предпринимательской деятельности, физических и юридических лиц.


К сфере рекламы относят деятельность по стратегическому планированию, производству рекламы, изучению потребительского рынка товаров, работ и услуг, определению границ рынка, разработке бюджета и планов использования рекламы, принятию тактических решений по расходованию средств на рекламу, разработке графиков публикаций и трансляций объявлений, исследованию эффективности рекламы.

При этом, рекламная деятельность имеет свои признаки, функции и значение.

Развивается экономика страны, общество, развивается реклама, вмещая обширный смысл, что требует, в свою очередь, системного правового обновления действующего законодательства и своевременного правового регулирования в данной сфере.

Реклама давно уже стала не только фактором экономической жизни общества, являясь важным связующим звеном между производителем и потребителем, но она затрагивает такие сферы жизни, как культура, политика, способствуя развитию общества в целом, и в частности мировоззрения людей. Она всегда являлась стимулирующим фактором процесса производства, совершенствования выпускаемых товаров, производимых работ, оказываемых услуг, выступая своеобразным двигателем прогресса, одним из важных рычагов развития общества,

По мере своего развития, формируя общие взгляд и понимание к истории развития человеческого общества, реклама оказывает влияние не только на конкретного человека, но на развитие общественных связей, являясь средством коммуникации.

Безусловно, реклама является одной из форм внешних коммуникаций предприятия, организации, и представляет собой более широкое понятие, при этом, сама реклама лишь частный случай коммуникаций, особая, специфическая форма общения любого субъекта с рынком. Если рекламную деятельность не дополнить другими формами внешних коммуникаций, то реклама будет ограничена, поэтому субъектам предпринимательской деятельности необходимо создать эффективную систему информационного взаимодействия с потребителями, покупателями. [3]

Дополнив данную деятельность другими коммуникационными средствами, то предприятие сможет вести постоянный мониторинг за поведением потенциальных потребителей, покупателей на рекламную информацию. [4]

В настоящее время рынок товаров, работ, услуг формируется и требует привлечения новейших технологических процессов в сфере рекламы, для привлечения потенциальных покупателей, потребителей, их активного интереса в отношении товаров, работ услуг, в том числе интеллектуальной собственности. На человека реклама оказывает сильное эмоционально – психическое воздействие, при этом она характеризуется информативностью, внушаемостью, убедительностью, самая быстро развивающаяся, актуальная сфера предпринимательской деятельности.


В связи с растущей актуализацией и популярностью рекламная деятельность требует систематического обновления, изменения в нормативно – правовом регулировании. В связи потребностью в изменении, обновлении законодательства в 2006 году был принят Федеральный закон от 13.03. 2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе», в редакции от 02.08.2019года (далее Закон о рекламе),[5] который послужил важным шагом на пути качественного правового регулирования рекламы, хотя его принятие не решило всех существующих на сегодняшний день проблем. Но, на основе принятого Закона о рекламе были сформулированы положения иных федеральных нормативно – правовых актов, которые относятся к рекламной деятельности и характеризуются положительными моментами в правовом регулировании рекламной деятельности в области экономических отношений.

В экономической сфере Российской Федерации произошел скачок, соответственно и в развитии рекламной деятельности также произошли изменения, которые изменили рекламу, как вид предпринимательской деятельности в лучшую сторону. Хотя развитие рекламы в России началось тогда, когда русские купцы торговали, предлагая свой товар, их еще называли зазывала, находясь возле лавок, приглашал за определенную плату приобрести товар, громко извещая о его достоинствах. Зазывала на Руси представляли коробейники, которые торговали мелким товаром, в том числе лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликам и т.п.

Первое упоминание о средствах рекламы приходится на 17 век, когда царь Алексей Михайлович очень любил забавляться народными картинками – лубками. В 19 веке ознаменовался широким распространением печатной рекламы о товарах, но напечатанные рекламные объявления встречаются при Петре первом в начале 18 века в «Ведомостях».

Быстрый рост городов, с концентрацией населения, развитие городских средств сообщения, рост промышленности и выпуск товаров, рассчитанных на все слои населения, развитие торговли способствовало оживлению рекламной деятельности промышленников и торговцев. После победы большевиков в 1917 году задачи и содержание рекламы изменились. В частности, один из первых декретов советской власти о монополизации рекламы государством, по которому частные торговцы, предприниматели лишились возможности за счет рекламирования своего товара расширить предпринимательское дело. Рекламу использовали только советское правительство и местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.


В России 60–70-е годы 20 века ознаменовались развитием и совершенством организационных форм и технических средств. при Министерстве торговли СССР, РСФСР и Центросоюзе СССР создаются крупные специальные рекламные организации, такие как «Союзторгреклама», «Росторгреклама», «Главкоопторгреклама» и др., а в промышленности коммерческие рекламные организации.

В отношении качества российской рекламы складывалась положительная динамика, поэтому рекламная деятельность в целом, и реклама в частности в России имеет хорошие перспективы развития, так как будущее рекламы в развитии конкуренции, повышении качества и, соответственно спроса на хорошую, достойную рекламу.

Для благополучного развития предпринимательской деятельности сообщество предпринимателей должно принимать усилия для порядка в сфере рекламы, потому что реклама является рычагом для продвижения товаров, работ, услуг, двигателем торговли.

Системность рекламному законодательству в области рекламной деятельности придает единство целей, взаимосвязи ряда юридических актов, например, акты в сфере защиты прав потребителе, акты в области рекламы, акты о конкуренции.

По мере формирования экономических, политических, социальных и правовых основ гражданского общества в сфере рекламы необходимы контроль, надзор со стороны государственных надзорных органов.

Таким образом, для того, чтобы реклама в России стала действительно цивилизованной и полезной для потребителя необходимы коллективные усилия государства, специалистов и представителей общественности. Реклама формирует у потенциальных получателей и потребителей мировоззрение, которое отражает менталитет народа, и является инструментом активности в области социально–экономических, морально–психологических и нравственных отношений в современном обществе.

В то же время рекламное дело рассматривается как самобытное средство коммуникации, фактор влияния на модернизацию качества жизни, который характеризует качество жизни, цивилизованность правового регулирования прав человека и гражданина.

1.2. Понятие, функции, значение рекламы и рекламной деятельности

Реклама происходит от латинского слова, что в переводе означает «громко кричать, извещать».

В реальной жизни реклама обычно употребляется в двух значениях.