Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Теоретические основы рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекламопроизводитель–юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

Рекламораспространительюридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и распространение рекламной информации путем предоставления, использования технических средств радио- и телевещания, каналов связи, эфирного времени и иными способами.

Потенциальные потребители рекламы – юридические и физические лица, до сведения которых доводится информация в виде рекламы.[25]

В юридической литературе представлены отдельные классификации субъектов рекламных отношений, определяющих обобщенное представление по отношению к информации, которая является основным объектом в рекламе. [26]

В частности, Н.Н. Ковалева, опираясь на информационный подход, предлагает разделить все субъекты на три группы: 1) производители; 2) обладатели и собственники информации; 3) потребители. В свою очередь, общеправовой критерий, по мнению автора, позволяет расширить круг субъектов, к которым могут быть отнесены Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и другие физические лица; общественные объединения, коммерческие организации. [27]

Исходя из правовых норм действующего законодательства, относительно предпринимательской деятельности субъектами рекламной деятельности являются также коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели обладающие правоспособностью и имеющие право заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, в том числе и рекламной.

Права и обязанности субъектов рекламной деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о рекламе, Законом Российской Федерации о средствах массовой информации, Налоговым кодексом Российской Федерации.

Важнейшую часть правового статуса субъектов рекламной деятельности составляют конституционные права и обязанности.

Согласно Конституции Российской Федерации, правовой статус субъектов рекламной деятельности включает право заниматься предпринимательской деятельностью, право на собственность, право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом и они имеют право на судебную защиту своих прав.


Основными конституционными обязанностями являются обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, не нарушать права и свободы других лиц, уплачивать налоги и сборы, беречь памятники истории и культуры, не осуществлять деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию, сохранять природу и окружающую среду, исполнять судебные акты.[28]

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) установлены гражданские права субъектов рекламной деятельности:

–право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом,

– право заниматься любой не запрещенной законом деятельностью,

–право создавать юридические лица,

– право совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, предусмотренных действующим законодательством,

–право иметь права на результаты интеллектуальной деятельности, имущественные и личные неимущественные права,

– право на защиту своих прав и интересов,

– право быть истцом и ответчиком в суде и т. д.[29]

ГК РФ предусмотрены гражданские обязанности, к которым относятся обязанность исполнять договорные и внедоговорные обязательства, не допускать злоупотребления правами, государственная регистрация создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, сделок и имущественных прав, обязательства юридических лиц перед участниками, учредителями, акционерами, соблюдать права потребителей и т. д.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее НК РФ) предусмотрены права и обязанности субъектов рекламной деятельности, выступающих в роли налогоплательщиков и налоговых агентов.

Защита своих законных прав и интересов в судебном порядке установлены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее АПК РФ). Права и обязанности, связанные с участием субъектов рекламной деятельности в административных отношениях, предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Специальный правовой статус субъектов рекламной деятельности предусмотрен Законом о рекламе, Законом о средствах массовой информации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти.

Законом о рекламе определены обязанности рекламопроизводителей, рекламораспространителей и рекламодателей. Это, прежде всего:


1) соблюдение установленных законом и подзаконными нормативными актами общих и специальных требований;

2) заключение и хранение договоров на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы, а также рекламные материалы, их копии, включая все вносимые в них изменения;

3) предоставление рекламораспространителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации;

4) представление информации, необходимой для осуществления полномочий по государственному контролю за соблюдением юридических норм действующего законодательства о рекламе в антимонопольный орган и обеспечение его уполномоченным должностным лицам доступа к данной информации;

5) обязанность заключения рекламодателем договора на указанных в рекламе условиях, в случае признания рекламы офертой, в течение двух

месяцев со дня распространения рекламы;

6) исполнение предписания антимонопольного надзорного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок, указанном в предписании:

7) иные права и обязанности субъектов рекламной деятельности предусмотрены другими федеральными законами, подзаконными нормативными актами, локальными нормативными актами организаций, заключенными договорами.

Таким образом, определение, понимание и грамотное использование правового статуса субъектов рекламной деятельности являются залогом их законной и эффективной деятельности в сфере рекламы и рекламной деятельности.

2.2. Договорные отношения в сфере рекламной деятельности.

2.1 Виды рекламных договоров

Правовые отношения между субъектами строятся на договорных началах. В настоящее время в сфере правоотношений, возникающих в связи с изготовлением и размещением рекламы, сложились определенные формы и виды договоров. Обязательства по оказанию рекламных услуг могут возникнуть из различных договоров, в зависимости от содержания самого обязательства. Закон о рекламе не содержит отдельных норм о договоре на оказание рекламных услуг. На практике к таким договорам применяются нормы ГК РФ, которые регулируют аналогичные отношения с учетом специфики обязательств сфере рекламы и рекламной деятельности.


Договор является уникальным правовым средством, оптимальной конструкцией для оформления правоотношений в сфере оборота товаров, работ и услуг.

Гражданско – правовой договор в сфере рекламы является универсальным инструментом, при помощи которого товары, работы, услуги, в том числе рекламные, могут свободно создаваться и перемещаться на территории России.

Первый вид договорных правоотношений представляет собой отношения по изготовлению рекламного материала между рекламодателем и рекламоизготовителем – договор подряда.

Существенными условиями договора подряда по изготовлению рекламного материала являются предмет договора, цена, сроки.

Сторонами данного вида договора являются рекламодатель (заказчик) и рекламопроизводитель (подрядчик). Заказчиком может быть юридическое лицо, предприниматель, простой гражданин. Подрядчиками могут быть любые лица, которые обладают соответствующей правоспособностью и дееспособностью.[30]

Предметом договора подряда является результат материальной или творческой деятельности, который приводит информацию в рекламе в определенную форму для распространения и хранения.

Договор подряда является консенсуальным, возмездным, взаимным.

Договор подряда на изготовление рекламной продукции не имеет специального правового регулирования, поэтому к нему применимы положения главы 37 ГК РФ – подряд. Договор подряда заключается в простой письменной форме.

Второй вид договорных правоотношений представляет собой отношения между рекламодателем и рекламораспространителем по распространению рекламы – договор возмездного оказания услуг.

По договору возмездного оказания услуг рекламодатель (исполнитель) обязуется по заданию рекламораспространителя (заказчика) оказать услуги, то есть в соответствии с нормами статьи 779 ГК РФ совершить определенные действия, а заказчик обязуется оплатить определенные услуги.

Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним, возмездным.

Сторонами данного договора являются заказчик и исполнитель. Существенным условием договора является совершение определенных действий либо осуществление определенной деятельности и нематериальный полезный эффект, полученный заказчиком от оказания услуг исполнителем.[31]

Предмет договора возмездного оказания услуг –определенные качественные действия в отношении определенного заказчика.


Разграничить договор подряда и договор оказания возмездных услуг можно интересом заказчика. Если этот интерес сводится к совершению действий, налицо договор возмездного оказания услуг, а если предполагается совершение действий с передачей результата, то договор подряда. [32]

Практика применения двух видов договоров в сфере рекламы себя оправдала и представляется наиболее правильной.[33] Договор по оказанию рекламных услуг является сложной конструкцией, которая служит установлению юридического факта сделки, содержащая замысел, исполнение которого можно оценить путем характеристики объема и качества исполнения сторонами принятых на себя обязанностей по факту исполнения обязанностей.

В сфере рекламы распространенным является также агентский договор. Согласно статье 1005 ГК РФ, по договору агентирования одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические действия от своего имени, но за счет принципала.

Договор агентирования является консенсуальным, возмездным, взаимным. В сфере рекламы в качестве агента выступают рекламные агентства – юридические лица или рекламные агенты – физические лица. Главная характеристика агентского договора – выполнение агентом посреднических функций за счет рекламодателя (принципала).

Предмет агентского договора –сделка, распространение рекламы, действия которые носят длящийся характер. При этом, данный договор может быть заключен на определенный срок и без указания срока.

Основная обязанность агента – выполнение посреднических действий в соответствии с условиями договора и указаниями принципала. Нормы статьи 1010 ГК РФ предусматриваю прекращение агентского договора при отказе одной из сторон от исполнения договора, заключенного без определения срока окончания его действия, смерти агента, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим,

признание индивидуального предпринимателя, являющегося агентом, несостоятельным (банкротом).

К правовому регулированию агентского договора могут применяться, соответственно, нормы главы 49 ГК РФ - договор поручения и нормы главы 51 ГК РФ – договор комиссии.

Для сферы рекламы характерны общие особенности содержания договоров, к которым относятся условия оплаты работ, услуг, скидки, надбавки, авансовые платежи, формы отчетности о выполнении, специальные основания ответственности сторон, к которым относятся разглашение коммерческой тайны, нарушение сроков выполнения работ, оказания услуг, непредставление информации и т. д.