Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- качество существующих на рынке продуктов и услуг не в полной мере соответствует требованиям рынка.

Для устранения указанных проблем необходимо проработать механизмы перевода инновационного потенциала и ресурсов, которыми располагает регион, в инновационную продукцию (услуги, технологии), механизмы выведения этой продукции на рынок, а также разработать и внедрить новые маркетинговые механизмы формирования спроса и продвижения продукции (услуг, технологий). Выбор ресурсов и их перевод в инновационную продукцию (услуги, технологии) может осуществляться методом «воронки» в последовательном выполнении операций. Механизм функционирования метода «воронки» схематично представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Механизм функционирования метода «воронки»

В основу этого метода положено:

- условное выделение всей совокупности ресурсов, их отбор с точки зрения перспектив создания новой продукции (услуги, технологии);

- дальнейшая генерация идей создания новой продукции (услуги, технологии);

- отбор потенциально перспективных идей;

- получение на выходе конкретной идеи создания инновационной продукции (услуги, технологии). В этой связи отбор инновационной продукции (услуги, технологии) для ее последующего внедрения должен основываться на определении критериальных значений эффективности этого процесса в зависимости от различных групп потенциальных пользователей: государства, населения, бизнес-структур и др. Общий принцип механизма отбора инновационных идей представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Общий принцип механизма отбора инновационных идей

Обычно определяются: целевая эффективность, экономическая эффективность, социально-экономическая эффективность и ряд других показателей.

Таким образом, в части управленческой функции механизм отбора инновационных идей заключается в стимулировании активности предприятий и организаций региона по разработке инновационных идей и предложений по созданию и внедрению на рынок инновационной продукции (услуги, технологии) в соответствии с запросами потенциальных пользователей.

Нелинейную природу процесса генерирования, возникновения и развития инноваций достаточно близко к реальности также описывает спиральная модель жизненного цикла, которая была предложена Барри Боэмом в 1988 г. (рисунок 5).


Рисунок 5. Спиральная модель жизненного цикла, предложенная Барри Боэмом

В соответствии со схемой создание новых организационно-экономических структур управления влечет за собой совершенствование существующих и разработку новых методов, позволяющих создавать инновационную продукцию (услуги, технологии).

Их основное предназначение заключается в удовлетворении новых потребностей рынка и в соответствии новым запросам различных потребительских групп населения региона.

На основании спиральной модели жизненного цикла Б. Боэма начальному этапу жизненного цикла инновационной технологии соответствует генерирование инновации существующими или вновь созданными на региональном уровне организационно-экономическими структурами.

В результате определения этими структурами целей, альтернатив и ограничений происходит совершенствование существующих и разработка новых методов и технологий. Анализ и проверка альтернатив, а также их идентификация для минимизации рисков реализации становятся основой для создания инновационной продукции (услуг, технологий).

Разработка и внедрение на рынок такой продукции способствуют появлению первой модификации продукта (технологии, услуги), которая, в свою очередь, в зависимости от степени удовлетворения потребностей рынка и запросов потребительских групп может либо повлечь за собой планирование создания следующей более совершенной модификации этот товара (технологии, услуги), либо перейти в стадию массового производства.

Успешное применение спиральной модели жизненного цикла обеспечивается за счет использования шести ключевых характеристик[27]:

1) за счет параллельного, а не последовательного определения фрагментов (новых версий) разработки проекта создания инновационной продукции (услуг, технологий);

2) за счет особого внимания к решению следующих вопросов (на каждом витке спиральной модели жизненного цикла):

- определение важных для заказчика целей, ограничений и других характеристик разработки проекта создания инновационной продукции (услуг, технологий);

-поиск альтернативных подходов к организации процесса разработки проекта и применяемых при этом технологических решений;

- идентификация рисков и разработка мероприятий по их минимизации;

постоянный контроль за проведенной работой со стороны заказчика и ее оценка;

- разработка и согласование планов дальнейшей работ ы над проектом;


3) за счет определения необходимых усилий для минимизации рисков, которые требуются для успешного завершения разработки проекта по созданию инновационной продукции (услуг, технологий) на каждом витке спирали;

4) за счет определения уровня детализации каждого фрагмента (новой версии) разработки проекта создания инновационной продукции (услуг, технологий) на каждом витке спирали исходя из уровня ранее определенных рисков;

5) за счет управления жизненным циклом разработки проекта создания инновационной продукции (услуг, технологий) с учетом обязательств, принятых на себя всеми заинтересованными лицами на основе ряда контрольных точек, а именно:

- концепции реализации проекта;

- цели и содержания жизненного цикла проекта;

- архитектуры жизненного цикла проекта, последовательности его реализации;

- создания первой версии продукта (услуги, технологии), пригодной для опытной эксплуатации;

- реального производства готового продукта (услуги, технологии);

6) за счет обеспечения повышенного внимания системной увязке фрагментов разрабатываемого проекта создания инновационной продукции (услуг, технологий) в единый продукт, имеющий определенный жизненный цикл.

Таким образом, развитие спиральной модели жизненного цикла во многом связано с вопросами детализации работ.

Современный взгляд на итеративное и инкрементальное представление спиральной модели, отражающей эволюцию жизненного цикла инновационной продукции (услуг, технологий), детализирован в работах.

Для первичной оценки инновационных идей можно использовать инструментарий стимулирования инновационной деятельности и методику его практической реализации.

Основное назначение методики заключается в возможности относительно быстрой оценки перспективности инновационной идеи при небольшом расходе ресурсов, что позволит сделать обоснованный выбор среди альтернативных вариантов се реализации.

Целесообразно использовать некоторые направления оценки, к которым можно отнести[28]:

1) возможности рынка - оценка его размера, динамики развития, наличия барьеров для вхождения на рынок, степени интенсивности конкуренции, значения нормы прибыли рынка;

2) возможности бизнеса - оценка соответствия идеи и опыта, а также возможностей предприятий региона;

3) обоснование идеи - оценка уровня привлекательности и сложности реализации идеи;

4) наличие и доступность ресурсов - оценка наличия существующих и необходимости привлечения дополнительных ресурсов для реализации идеи;


5) возможности пользователей - оценка ценовых и производственных характеристик идеи (продукта. услуги) (какие проблемы потребителя и как решает идея, наличие у нес уникальных свойств);

6) возможности патентования идеи - оценка необходимости патентной или другой защиты идеи.

Методика оценки на практике реализуется посредством формирования соответствующих таблиц по каждому направлению оценивания.

Каждый показатель, представленный в таблицах (матрицах), оценивается по 10-балльной шкале (от минимальной оценки (-5 баллов) до максимальной (+5 баллов).

Затем осуществляется суммирование баллов: сначала по каждой таблице в отдельности, а затем по всем таблицам.

Полученные в результате суммирования итоговые значения характеризуют экспертную оценку степени рискованности (вероятности) реализации идеи.

Для получения более точных оценок и повышения обоснованности итоговых результатов могут вводиться весовые коэффициенты, которые учитывают важность того или иного показателя для конкретного направления инновационной деятельности.

При сравнении альтернативных идей необходимо подходить к их оценке с одинаковыми критериями.

Алгоритм реализации методики предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:

- этап 1. Формулировка бизнес-идеи, краткое описание;

- этап 2. Оценка идеи но предлагаемым направлениям при помощи таблиц

- этап 3. Подведение итогов оценки (проводится е помощью заполнения таблицы);

- этап 4. Оценка перспективности реализации идеи.

В рамках реализации данного этапа делается вывод о перспективности реализации сгенерированной идеи.

В случае наличия хороших перспектив идея может быть допущена к дальнейшему рассмотрению на предмет ее реализации как инновационного предпринимательского проекта.

Необходимо отметить, что методика допускает возможность комбинирования новых параметров реализации рассматриваемой идеи или выработки новых идей, где в качестве параметров будут использоваться различные комбинации существующих п новых факторов, характеристик, переменных и других составляющих.

В результате такой работы может появиться новая, более интересная для реализации идея, продукт или услуга.

Поскольку процесс создания инновационного продукта, услуги требует наличия квалифицированных кадров и значительного вложения средств, то и механизмы финансирования инноваций подразделяются на внутренние, внешние и долевые.

В случае привлечения носителем инновационной идеи финансовых ресурсов из внешней среды нужно понимать, что инвестор может претендовать на значительную долю будущих доходов.


В качестве альтернативного варианта можно рассмотреть возможности долевого участия в создании и внедрении инноваций всех заинтересованных групп на основе создания нового инновационного предприятия, консорциума и др. форм.

Необходимо отметить, что бизнес-инкубирование инновационного проекта является одним из наиболее эффективных механизмов поддержки предпринимательства в мире.

Основная цель программ инкубации инновационных проектов заключается в помощи новым предприятиям в самостоятельном существовании после выхода из бизнес-инкубатора. Поэтому в бизнес-инкубаторы обращаются не все, а главным образом, только вновь созданные и достаточно молодые предприятия.

Помощь предприятиям, которые достаточно успешно и давно функционируют на рынке, оказывают другие специализированные организации[29]:

- консультационные центры, бизнесцентры и др.

Вместе с тем при отсутствии развитой инфраструктуры поддержки малых предприятии бизнес-инкубатор может оказывать услуги не только вновь создающимся, но и более опытным предприятиям, занятым реализацией новых инновационных идей.

Поскольку каждое предприятие на различных стадиях своего функционирования имеет собственную стратегию и тактику развития, то у него отсутствует необходимость в прохождении инкубационного процесса на всех этапах своего развития.

Практика свидетельствует о том, что в инкубационный процесс предприятие должно входить в соответствующий период своего развития.

После завершения инкубационного процесса предприятие в любой момент может выйти из бизнес-инкубатора. но при этом связка «предприятие - бизнес-инкубатор» не прекращается, а приобретает новую форму.

Важной задачей послеинкубационного периода является урегулирование финансовых отношений между бизнес-инкубатором и предприятием.

Необходимость такого урегулирования связана с тем, что в течение периода инкубации (вследствие оказания комплекса льготных услуг) у членов бизнес-инкубатора образуется определенная задолженность по отношению к бизнес-инкубатору, который фактически осуществляет своеобразное кредитование соответствующих предприятий.

Указанная задолженность должна быть возмещена после окончания периода инкубации либо частично погашена после выхода предприятия с новой идеей на рынок за счет участия в будущих доходах.

В современных экономических условиях с учетом глобализации хозяйственных связей, инновационность выступает важнейшим критерием, оказывающим непосредственное влияние на конкурентоспособность как субъекта РФ, так и государства в целом, через создание новых возможностей в межотраслевом и межрегиональном взаимодействии и общее усиление регионализации, через смещение развития интеграционных процессов на региональный уровень, через активизацию экономической деятельности регионов.