Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При определении качеств характера респондентов, которые смогли бы повлиять на выбор профессии, последовали положительный или отрицательный ответы, где результат в 9 классе следующий: «да» - 12 (63%) человек, «нет» - 5 (37%) человек. Ответы старшеклассников 11 класса выглядят иначе: утверждение в том, что определённые качества характера человека могут помочь на выбор профессии дали 12 (75%) человек, отрицательный ответ дали 4 (25%) человека (рисунок 3).

Рисунок 3 – Влияние качеств характера на выбор профессии

По результатам ответов старшеклассников 11 класса, опираясь на определённость и сформированность основных качеств характера, профессиональный выбор определяется более точно, чем у 9-ти классиков.

Привлекательность выбранной профессии среди учащихся 9 класса зависит от: а) заработной платы – 10 (52%) человек, б) престижа – 6 (32%) человек, в) возможности самоопределиться в жизни – 3 (22%) человек. Значимость выбранной профессии для учащихся 11 класса зависит от заработной платы, что составляет 8 (50%) человек. Предпочтение выбранной профессии из-за её престижа отдало 3 (19%) человека, а будущая профессия даст возможность самоопределиться в жизни 5 (31%) респондентам (рисунок 4).

Рисунок 4 – Показатели заинтересованности учащихся в профессии:

Это обусловлено тем, что специфика данного возраста такова, где нет необходимости в чётком определении своей профессии. Они чаще всего поддаются мнению других, берут во внимание информацию из средств массовой информации, прислушиваются совета родителей и знакомых.

Учитывая экономические и политические изменения в стране, оптанты этого возраста более склонны к тем видам профессии, где можно заработать больше денег и иметь престижный вид, делая для себя вывод: самое главное в жизни – это материальное обеспечение.

Во время профессионального определения учащиеся 11 класса большее предпочтение отдают тем вида профессиональной деятельности, где можно реализовать свои способности и самоопределиться в жизни.

«Планы на будущее» ученики 9 класса определили следующими результатами анкетирования: а) пойти учиться в ПТУ или техникум –8 (43%) человек; б) закончить 11 классов и пойти учиться в ВУЗы –5 (27%) человека; в) пойти работать –3 (30%) человека.

В 11 классе 3 (19%) человека выбрали продолжение учёбы в ПТУ, техникумах, 10 (62%) человек решили после окончания школы продолжить учёбу в ВУЗах и 3 (19%) человека после школы предпочли идти работать (рисунок 5).


Рисунок 5 – Определение планов на будущее

В связи с тем, что учащиеся 9 класса ещё не в полную меру определили свои знания и умения, не придавая большую значимость учебному процессу, не принимали во внимание результаты успеваемости, большая часть респондентов выбрали способ получения профессии в профессиональных технических заведениях.

Некоторые оптанты решили применить свои умения и навыки, закончить школу и после 9 класса уйти работать. Это обусловлено индивидуальными особенностями характера - получить самостоятельность, независимость, реализовать свои планы через труд. Результаты анкетирования учащихся 11 класса свидетельствуют о том, что основной выбор в профессии подростками сделан и самореализоваться в жизни можно лишь получив высшее образование обучением в ВУЗах.

Однако не все ребята могут реализовать себя в жизни таким образом. Поэтому, принимая во внимание информацию о сложностях трудоустройства с высшим образованием, некоторые оптанты решили получить рабочие специальности и самоутвердиться в дальнейшей жизни.

С целью исследования профессиональных интересов респондентов использовалась методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной).

Учащимся необходимо было ответить на данные вопросы, которые определяют их отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли им делать то, о чём говорится в опроснике? Если ответ был положительным, то в бланке рядом с номером вопроса необходимо поставить «плюс». При отрицательном ответе - « минус».

По данным исследования учащиеся 9 класса самый высокий показатель профессионального интереса проявили к математическим и техническим специальностям, что составило 7 (42%) человек от общего количества исследуемых. На втором месте физическая культура и спорт, что составило 6 (25%) человек. Гуманитарная сфера профессионального интереса занимает третье место и составляет 3 (21%) человека. Наименьший интерес в профессиональном отборе учащиеся отдали таким разделам, как художественная деятельность, природа и естествознание, сфера бытового обслуживания - 1 (4%) человек от общего списка респондентов (приложение А).

Такой результат говорит о том, что подростковый возраст 9-ти классника – это пора ранней юности, пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравтстенности и открытию «Я», обретения социальной позиции. Поэтому выбор в интересах разнообразный и не стабильный. (Рисунок 6)


Рисунок 6 Уровни профессиональных интересов учащихся 9 класса по методике «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока)

В 11 классе математике и технике отдали предпочтение 42% участников, что составляет 8 человек от общего списка (16 учащихся). На втором месте предпочтение отдаётся физической культуре и спорту – 27% или 4 человека. Немного ниже результат получен в гуманитарной сфере – это 23% или 2 человека и по 1 человеку определили свой интерес в сфере художественной деятельности и естествознания. Остальным видам направлений предпочтение не отдал ни один из респондентов (приложение Б).

Рисунок 7 -Уровни профессиональных интересов учащихся 11 класса по методике «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока)

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, которые надо систематизировать. Поэтому в 11 классе прослеживается чёткая определенность в выборе учебных предметов, которые сыграют решающую роль в его дальнейшем профессиональном самоопределении.

Так же учащиеся одиннадцатого класса более уверенны в возможности самостоятельно осуществить выбор будущей профессии, в отличие от учащихся девятого класса, которые сомневаются в возможности самостоятельно осуществить выбор профессии.

В таблице 2 представлены сравнительные результаты тестирования учащихся 9 и 11 классов.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов диагностики учащихся 9 и 11 классов по методике «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной).

к

л

а

с

с

Математики и техника

Худ. Деятельность

Природа и естествознание

Гуманитарная сфера

Физ. культ. и спорт

Сфера быт. обслуживания

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

9

7

42

1

4

1

4

3

21

6

25

1

4

11

8

48

-

-

-

2

2

23

4

27

-

-


Анализируя результаты сводной таблицы 2 и результаты настоящей методики, вывод определяется следующий: этап выбора профессии (профессиональной ориентации ) имеет, пожалуй, наиболее важное значение — в силу того, что он задает как бы «мелодию» для всего дальнейшего профессионального пути каждого подростка.

Для подростков 11 класса выбор профессии выражает собой осуществление в плане решений достаточно сформированных интересов и способностей. Поэтому они отдают предпочтение конкретным направлениям, которые будут способствовать в дальнейшем профессиональном выборе.

Для учащихся 9 класса, при отсутствии у них определенных профессиональных интересов и способностей, недостаточного профессионального информирования, учитывая их возрастные особенности, они делают не осознанный выбор направлений, опираясь на свою инициативу.

Для оценки учебно-профессиональных установок на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности используется ДДО. В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек-природа» (П), «человек-техника» (Т), человек-человек»(Ч), «человек-знаковая система»(З), «человек-художественный образ»(Х).

По результатам исследования 9 класса ответы учащихся распределились следующим образом: П – профессии типа «человек-природа»; основной объект труда – природа – предпочтение отдали 5 человека, что составило 26%; Т – профессии типа «человек-техника»; основной объект труда – техника, технические системы – 4 человека, что составило 21%; Ч – профессии типа «человек-человек»; основной объект труда – человек – предпочтение отдали 4 человека, что составило 21%; З – профессии типа «человек-знаковая система» (например, оператор ЭВМ, наборщики в типографии и т.д.) – 3 человека, что составляет 16%; Х – профессии типа «человек-художественный образ» - предпочитают 3 человека, что составляет 16% (рисунок 8).

Рисунок 8 - Соответствие профессиональных интересов учащихся 9 «А» класса

Как видно из исследования четких предпочтений у учащихся 9 класса нет. Результаты исследования учащихся 11 «А» класса были другими. Так профессию типа «человек-природа» выбрал 1 человека, что составило 6%; профессии типа «человек-техника» выбрало 8 человек (50%); число ответов пришлось на профессию типа «человек-человек» - 5, что составляет 32%; «человек-знаковая система» выбрал 1 школьник, что составило 6%; «человек-художественный образ» - 1 человек, что составило 6% (рисунок 9).


Рисунок 9 - Соответствие в профессиональных интересов учащихся 11«А» класса

Для диагностики профессиональных склонностей респондентов была использована методика Л.Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» в модификации Г.В.Резапкиной. Данная методика в процессе профориентации даёт возможность получить более достоверную и надежную информацию о профессиональных склонностях оптанта.

В результате исследования были получены данные, которые отображены в приложениях В и Г.

По данным исследования, склонность работы с людьми и практическая деятельность в 9 классе определённо имеют самый высокий показатель, что составляет 6 (29%) человек из общего количества испытуемых. В остальном, данная методика позволяет констатировать следующее: склонность к эстетической деятельности выражено 2 (12%) респондентами; экстремальная и интеллектуальная деятельность находится на одном уровне, которую выбрали 2 (11%) человека. На самом низком уровне определилась склонность к экономической деятельности – это 1 (8%) человек.

Анализируя данные тестирования учащихся 11 класса, определяется следующая картина. Категорию работы с людьми выбрало большее количество оптантов 5 (25%) человек. С небольшим отличием, 3 (23%) человека, проявили интерес к экономическому виду деятельности. Для интеллектуального вида деятельности количество респондентов составило 3 (17%) человека. 1 (8%) испытуемый 11 класса проявил свой интерес к эстетическому виду деятельности (рисунок 10 ).

Рисунок 10 Результаты опросника профессиональных склонностей

учащихся 9 и 11 классов (виды деятельности: 1-работа с людьми; 2-интелллектуальная; 3- практическая; 4-эстетическая; 5-экстримальная; 6-экономическая)

В таблице 3 представлен обобщенный результат тестирования учащихся 9 и 11 классов

Таблица 3

Результаты исследования учащихся 9 и 11 классов

9 «А» класс

11 «А» класс

Работа с людьми

Интеллектуальная

Практическая

Эстетическая

Экстремальная

Экономическая

Работа с людьми

Интеллектуальная

Практическая

Эстетическая

Экстремальная

Экономическая

Кол-во

6

2

6

2

2

1

5

3

2

1

2

3

%

29

11

29

12

11

8

25

17

13

8

14

23