Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предполагается, что лидирующие позиции на равных занимают профессии, связанные с практической деятельностью и с общением. (Следует отметить, что для дальнейшей интерпретации учитывались только выраженные и ярко выраженные профессиональные предпочтения, то есть, те, которые набрали свыше 7 баллов по данной методике).

Явный интерес к практическим специальностям связан, скорее всего, с тем, что респондентами в нашем исследовании являлись школьники 9 класса, и некоторые из них намерены окончить школу и пойти учиться в СУЗы, получить конкретную специальность и поскорее начать трудовую деятельность. Поэтому, эти дети нацелены на получение конкретных рабочих навыков, нежели на получение высшего образования, которое в условиях современного рынка труда не гарантирует занятость и высокооплачиваемую работу. От сюда следует вывод, что учащиеся не достаточно владеют информацией о различных специальностях, поэтому легко поддаются влиянию окружающих и совершают не осознанный выбор.

С другой стороны, у учащихся 11 класса есть установка на профессии, связанные с общением с людьми, направленные на виды экономической и интеллектуальной деятельности. В связи с этим, основная часть испытуемых 11 класса определилась на том, что после школы они продолжат обучение в ВУЗах для получения высшего образования и работы на более престижных должностях.

По результатам исследования можно предположить, что у 12 учащихся 11 класса учебно-профессиональные установки уже сформированы. Что касается результатов исследования в 9 классе, то только 4 респондента конкретно определились с выбором профессии.

Для подтверждения достоверности проведенных исследований и результатов диагностики далее в работе необходимо провести проверку при помощи критерия φ* - угловое преобразование Фишера.

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух рядов выборочных значений по частоте встречаемости какого-либо признака.

Сформулируем гипотезы для первого фактора.

Н0: Доля учащихся 11 класса, у которых учебно-профессиональные установки сформированы больше, чем доля учащихся 9 класса

Н1: Доля учащихся 11 класса у которых учебно-профессиональные установки сформированы не больше, чем доля учащихся 9 класса

Строим четырёхклеточную таблицу.

Таблица – Четырёхклеточная таблица для расчёта φ* при сопоставлении групп 9 и 11 классов.

Сопоставление групп филологических классов.

Группы

«Есть эффект» задача решена

«Нет эффекта» задача не решена

Суммы

Количество

испытуемых

% доля

Количество

испытуемых

%

доля

11 «А» класс

12

(75%)

A

4

(25%)

Б

18

9 «А» класс

4

(21%)

B

15

(79%)

Г

16

Суммы

16

18

34


По таблице определяем величины φ, соответствующие долям «эффекта» в каждой из групп.

1(75%) = 2,094

2(21%) = 0,962

Подсчитываем эмпирическое значение φ* по формуле :

(n1∙n2)

(n1+n2)

φ* = (1 ­­ - 2 ) ∙

где 1 ­­­­– угол, соответствующий большей % доле;

2 - угол, соответствующий меньшей % доле;

n1 – количество наблюдений в выборке 1;

n2 – количество наблюдений в выборке 2.

φ*= (2,094– 0,962)

Критерии значения φ* известны:

φ*кр =

φ*эмп = 3,28

φ*эмп > φ*кр

3,28 > 1,64 (p≤0,05); 2,31 (p≤0,01).

Построим для наглядности «ось значимости»

φ*0,01

φ*0,05

Зона незначимости

Зона значимости

φ*эмп

1,64

3,28

2,31

Рисунок 11 – Ось значимости результатов

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Следовательно, Н1 отвергается, а Н0 подтверждается: Доля учащихся 11 класса, у которых профессиональные ориентации более сформированы больше, чем доля учащихся 9 класса.

Анализируя все проведенные методики, сводится вывод к тому, что в профессиональной ориентации необходимо учитывать возрастные особенности испытуемых. Учащиеся 9 класса, в силу своего возраста, ещё не способны самостоятельно сделать выбор, направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает, прислушиваются к информации от окружающих, ровесников. В их поведении прослеживается нерешительность, затруднения в построении профессионального плана, возникновение конфликта между желаемой профессией и возможностями ею овладеть.

Испытуемые 11 класса по своим возрастным особенностям, сделав свой определённый выбор, интересуется определённой областью наук и искусства, глубоко занимаясь самообразованием, самостоятельно стараются достичь высокого уровня развития морального сознания, чего нельзя сказать об учащихся 9 класса. Поэтому, диагностические методы по профессиональной ориентации в 9 классах должны быть более сформированными, чем в 11 классах. То есть, учебно-профессиональные установки должны реализоваться в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д. Проведение профессиональных диагностик представляет собой возможность проверить свои силы, накопить трудовой


Школьники часто выбирают профессии не соответствующие их возможностям и способностям, определенная часть которых к окончанию десятого класса школы не имеет конкретно выраженных профессиональных стремлений и планов. Чего нельзя сказать об учащихся одиннадцатых классах. Большинство профессиональных установок учащихся одиннадцатых классов совпадают с выбранным профилем класса, личностными способностями самих учащихся, с выбранными профессиями.

Поэтому, с целью более чёткого профессионального самоопределения учащихся 9 классов, на протяжении всего учебного процесса следует уделить большее внимание профессиональным консультациям, профессиональным беседам, тестированию, что является основной частью учебно-профессиональных установок.

Круг таких профессий довольно широк, и для того, чтобы раскрыть установки каждого конкретного учащегося более полно, необходимо проводить дополнительные профориентационные мероприятия.

2.3 Предложения по совершенствованию профориентационной работы с молодежью

Основной проблемой профориентации в нашей стране остается кадровое обеспечение. Необходимо принять ряд мер, направленных на повышение квалификации специалистов в области профориентации: углублять курс профориентации в педагогических вузах, организовывать регулярные курсы повышения квалификации по профориентации на базе учреждении постдипломного образования, чаще проводить научно-практические конференции и семинары по вопросам профориентации, включать проблемы профориентации в программы педагогических советов общеобразовательных учреждений и др.

Также целесообразной представляется разработка и внедрение комплексной системы профориентационной работы в школе, охватывающей всех субъектов профориентации - учащихся, родителей, представителей администрации, педагогов-психологов и социальных педагогов, классных руководителей. Первые шаги в этом направлении в республике уже сделаны - Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством труда и социальной защиты разработаны методические рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи, которые были опубликованы в Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь от 23 декабря 2008 г.


Психологи выделяют следующие особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов в реальной профориентационной помощи.

Дошкольники:

- Помощь в выборе кружка (работа с родителями).

- Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и о профессиях родителей (не стоит в этом возрасте «навязывать» знания о неинтересных профессиях).

- Проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий)

Учащиеся младших классов и средней школы (I—VII классы):

- Увлекательные рассказы об интересующих профессиях.

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях, например элементы самодемонстрации в профессиях артиста и продавца).

- Помощь в выборе увлечения, хобби.

Учащиеся VIII —IX классов (для некоторых 9-классников это выпускной класс):

- Профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения.

- Помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профессиональной непригодности).

- Больший акцент — на ценностно-смысловые стороны профессионального труда.

- Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

Учащиеся X —XI классов:

- Основной акцент — на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждение разных позиций).

- Профинформационная помощь (конкретная — больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения).

- Индивидуальный подход.

- По возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения — для большей ориентировки подростка).

Выпускники школ — разные варианты: дальнейшее обучение; временная работа (в том числе и как резервный вариант); для юношей — служба в армии (выбор рода войск как пожелание):

- Главный акцент — на помощь в конкретном выборе.

- Возможны и «философствования», но только как прием для налаживания доверительного контакта

Абитуриенты (уже поступающие в выбранное учебное заведение):

- Главный акцент — помощь в выборе специальности обучения (хотя лучше выбирать ее после 2 —3-го годов обучения)

Часто ожидания клиентов и помощь психологов не совпадают. В таком случае необходимо прийти к единому пониманию помощи. Нередко ситуация складывается так, что профконсультанту проще бывает удовлетворить просьбу (ожидание) клиента, чем долго объяснять ему, что данные вопросы рассматривать еще рано. Естественно, следует сказать подростку, что этот диагноз неокончательный и что ко времени окончания школы у него все будет прекрасно, т.е. ни в коем случае не ставить ему окончательный диагноз-приговор.


Во всех случаях необходимо проявлять максимальную деликатность по отношению к клиенту, к его ожиданиям и к его выборам, так как это — прежде всего его собственные выборы. Необходимо также всегда учитывать индивидуальные особенности каждого клиента, который может и не вписаться в общепринятые рамки.

Заключение

При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания.

В данной работе было проведено анкетирование учащихся с использованием специально разработанной для этих целей: « анкеты для изучения профессионального выбора школьника», методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной), методика ДДО и тестирование на ЭВМ с использованием соответствующей компьютерной программы (опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной).

В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты. По данным анкетирования, профессиональные интересы проявляют меньше оптанты 9 класса, чем учащиеся 11 класса. Это вызвано тем, что подростки 9 класса менее информированы в вопросе профессионального выбора, а так же влияние оказывают их возрастные особенности – нерешительность, не сформированная определённость, отсутствие конкретизации. Абсолютной противоположностью являются учащиеся 11 класса, где чётко выявлена определённость в выборе, самостоятельность, инициативность, стремление.

При изучении профессиональных интересов у учащихся 9 класса интерес к различным сферам деятельности выражен больше, чем у старшеклассников. Это обусловлено тем, что оптанты 11 класса уже сделали свой выбор профессии и перед ними стоит основная задача – утвердиться в нём. Учащиеся 9 класса отдали предпочтение всем сферам деятельности в большей или меньшей степени. Это вызвано тем, что у них не достаточно развито самоопределение в силу их возрастных особенностей.

Используя опросник профессиональных склонностей, вывод складывается следующий: явный интерес к практическим специальностям связан, скорее всего, с тем, что респондентами в нашем исследовании являлись школьники 9 класса, и некоторые из них намерены окончить школу и пойти учиться в СУЗы, получить конкретную специальность и поскорее начать трудовую деятельность. Поэтому, эти дети нацелены на получение конкретных рабочих навыков, нежели на получение высшего образования, которое в условиях современного рынка труда не гарантирует занятость и высокооплачиваемую работу. Отсюда следует вывод, что учащиеся не достаточно владеют информацией о различных специальностях, поэтому легко поддаются влиянию окружающих и совершают не осознанный выбор.