Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- психофизиологическое обследование, – которое всех пугает, это не что иное, как тестирование. Тестирование - это оценка психофизиологических и личностных характеристик, знаний, умений и навыков лиц по результатам выполнения ими стандартизированного задания (теста). Результаты тестирования сотрудников (кандидатов на работу, соискателей должностей) помогают определить, насколько легко и быстро сотрудник впишется в коллектив, сработается с руководителем; склонен ли он к командной работе или индивидуальной; помогут предсказать его реакцию на стрессовую, нестандартную ситуацию. Проверка сотрудников (настоящих или будущих) с помощью тестирования позволяет выявить успешность овладения профессией, ведь эффективность работы сотрудников целиком зависит от того насколько успешно они овладеют профессией[22].

Попробуем разобраться, чем отличается психофизиологический отбор от других.

Особенность профессионального психофизиологического отбора, в отличие от отбора по медицинским показаниям, физической подготовленности, социальным данным, - не только повышение эффективности и надежности труда в опасных условиях труда, но и сокращение сроков обучения данной профессии, уменьшение отсева в процессе последующей работы по избранной специальности, снижение текучести кадров, производственного травматизма и т.д.

Психофизиологическое обследование и испытание при помощи тестов дает возможность быстро и достаточно объективно «измерять» достаточно большое число психофизиологических свойств, выявить тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, которую другими методиками можно определить лишь в процессе длительных специально организованных наблюдений, а также изучения работающих лиц в процессе деятельности.

Психофизиологической диагностикой будем считать оценку психофизиологических возможностей работника относительно эффективного выполнения конкретного вида деятельности и психофизиологической пригодности к выполнению работ повышенной опасности[23].

Заключением психофизиологической диагностики называется документ, который дается сотруднику организации по результатам проведенной экспертизы и обязательно носит рекомендательный характер для допуска работника к выполнению конкретного вида работ повышенной опасности.

Профессиональным психофизиологическим отбором называют совокупность специализированных структурных подразделений, оторые созданы учреждениями, организациями, предприятиями, независимо от формы собственности, и деятельность которых направлена на реализацию комплекса методов относительно психофизиологической экспертизы и психофизиологического отбора работников.


Психофизиологический отбор может осуществляться путем проведения психофизиологической экспертизы лица на его пригодность по психофизиологическим качествам к выполнению работ повышенной опасности.

Деятельность профессионального психофизиологического отбора направлена на повышение уровня безопасности работы и эффективности выполнения работ, уменьшения количества аварий и катастроф, сохранения здоровья и обеспечения высокого уровня работоспособности путем учета психофизиологических возможностей и оснований психофизиологического отбора и выдачи результатов психофизиологической экспертизы о пригодности работников к выполнению работ повышенной опасности.

Психофизиологическая диагностика проводится психологами, которые прошли обучение и проверку знаний по психофизиологии.

Проведенный отбор лиц, которые прошли психофизиологическое обследование и были выделены в группу с профессиональной непригодностью, не дает права считать, что эти люди не пригодны к любой профессиональной деятельности. Психофизиолог выносит заключение о профессиональной непригодности индивида, но это имеет отношение только к определенному конкретному виду деятельности. Будучи непригодны к данному определенному виду работ, эти люди могут войти в группу с высокой пригодностью по другому виду работ[24]

Разбираемся с такими словами, как выбор специализации, выбор профессии, профориентирование (профориентация), тесты на профориентацию, профессиограмма специалиста. профессиональная ориентация - это система активного и целенаправленного формирования мотивов на сознательный выбор конкретного вида деятельности после ознакомления с результатами предварительной диагностики психологических возможностей личности и изучения им перечня предлагаемых профессий и специальностей.

По-простому: каждый из нас рождается на свет абсолютно беспомощным и ничего не умеющим делать. Но затем каждый растет и развивается в своей семье, в кругу своих друзей, родственников, в своем окружении (помните – социум?). Это, конечно, накладывает неизгладимый отпечаток на человека, на его привычки, умения, навыки. А вот такое понятие как способности, это уже от генотипа зависит. Конечно, они развиваются, но только при условии их правильного выявления. И причем желательно сделать это в детстве, чтобы успеть развить их лучше. Вот тогда и получается счастливый человек. Ведь у него есть развитые способности к какому-то делу, а пока их развивали, у него закрепились и навыки и умения.


Так вот, профессиональная ориентация это, в сущности, процесс диагностики способностей личности к различным профессиональным видам деятельности и прогноз успешности в выбранной деятельности. С целью рекомендаций по выбору профессии и выбору специализации, построению карьеры и дальнейшему развитию личности существуют различные тесты на профессиональную ориентацию. В таких тестах, как правило, приводятся разнообразные утверждения, с которыми человек соглашается или нет. Тесты на профессиональную ориентацию помогают в диагностике мотивации и истинных (не мнимых, навязанных обществом) желаний человека.

Следующий термин - профессиограмма специалиста. А правильно – профессиограмма деятельности. Это документ, содержащий представленную по определённой схеме сводку сведений о технических, технологических, эргономических, физиологических, психологических, социокультурных и других характеристиках конкретной деятельности, о её организации, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, о социальных и санитарно-гигиенических условиях труда. Одна из главных целей этого документа – выявление психологических и других особенностей определённой профессиональной деятельности для использования этих сведений при проведении профессиональной ориентации[25].

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей профессиональной ориентации современной молодежи

2.1 Организация и проведение экспериментального исследования

В исследовании принимали участие учащиеся УО г. Слонима Гродненской области школы № 9 - 9 «А» класс в составе 19 человек, 11 «А» класс в составе 16 человек. Выборка составляет 35 учащихся.

Проблема методов профессиональной диагностики – это часть более общей проблемы, которая связана с вопросами профконсультации и профотбора.

Говоря о профконсультации и профотборе необходимо разграничивать эти два подхода. В первом случае главенство признается за личностью выбирающего профессию, роль же профдиагноста – помочь человеку не ошибиться в оценке своих способностей и склонностей; право выбора при любом заключении специалиста, всегда остается за личностью. При профотборе же главное лицо – профдиагност, его заключение имеет не консультативный характер, а директивный. Исследования показывают, что некоторые полученные в психологии результаты, а так же современный уровень развития психодиагностики не позволяет делать акцент на профотборе. Очевидно, ведущее место должно принадлежать профконсультации, хотя свои специфические функции продолжает выполнять и профотбор[26].


Для организации и проведения констатирующего этапа эмпирического исследования был разработан диагностический блок. В исследовании использовались апробированные и стандартизированные методики.

В ходе исследования было проведено добровольное анкетирование учащихся с использованием специально разработанной для этих целей: « анкеты для изучения профессиональной ориентации школьника» (приложение А), методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной) (приложение Б), и с целью изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся также использовались соответствующие компьютерные программы дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО), а также тестирование с использованием соответствующей компьютерной программы (опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной) (приложение В).

Карта интересов на 50 вопросов (методика Е.А. Голомштока в модификации Г.В Резапкиной) используется для выявления индивидуальных особенностей профессиональных интересов.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова предназначен для оценки учебно-профессиональных установок на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности используется ДДО. Дифференциально – диагностический опросник (ДДО) интересов был разработан Е.А. Климовым[27]. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и буду характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результат ДДО лишь в какой – то мере характеризуют его способности в данный момент.

Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши находится в тесном родстве с методикой ДДО Климова — особенное сходство наблюдается в системе шкал двух опросников, а именно, в критерии, по которому классифицированы основные сферы деятельности. Тем не менее, используя обе методики в процессе профориентации, можно получить более достоверную и надежную информацию о профессиональных склонностях оптанта.

Перед началом тестирования, психологом школы была проведена индивидуальная беседа с каждым учащимся с целью развития представления о каждом из них в отдельности, об их внутреннем мире, устранить определённое отрицательное эмоциональное состояние, состояние растерянности и принуждения, для налаживания контакта во время проведения профессионального тестирования.


2.2 Анализ полученных результатов

Для определения профессиональной ориентации учащихся была разработана анкета, где ребятам было предложено ответить на 5 вопросов. Так как, количество вопросов анкеты было не большим, времени испытуемым было достаточно для определённого ответа.

На первый предложенный первый вопрос: «Выбрал ли ты свою профессию», из общего количества учащихся 9 класса положительный ответ дали 5 (26%) человек, остальные 14 (74%) человек ответили отрицательно.

В 11 классе все 16 (100%) учеников дали положительный ответ.

Результаты опроса видны на рисунке 1

Рисунок 1- Определились с выбором профессии

Учитывая возрастные особенности ребят 9 класса, из-за отсутствия у них определённых профессиональных интересов и способностей, проявляя свою нерешительность и склонность к мнению окружающих, выбор профессии представляет собой возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.

Учащиеся 11 класса достаточно владеют информацией по различным направлениям профессиональной направленности, занимаются на факультативных занятиях с целью повышения своего умственного потенциала, уже определили свои склонности и способности. Поэтому их выбор определён довольно точно.

При ответе на второй вопрос анкеты: «Кто повлиял на твой выбор», результаты учащихся 9 класса следующие: родители – ответило 9 (47%) человек, ровесники – 6 (32%) человек, учителя – 4 (21%) человека. Влияние на учеников 11 класса во время выбора профессии оказывали: а) родители –7 (44%) человек; б) ровесники – 2 (12%) человека; в) учителя –7 (44%) человек.

Результаты анкетирования являются этому подтверждение (рисунок 2).

Рисунок 2 – Оказание влияния на выбор профессии

Анализируя результаты ответов, колебания в профессиональном выборе проявляются больше у учеников 9 класса. Они подвержены влиянию окружающих, прислушиваются к советам ровесников, в связи с особенностями подросткового возраста не проявляют достаточный интерес к вопросу профессионального становления. Что является подтверждением результаты анкетирования. У старшеклассников 11 класса вопрос профессионального становления на конец учебного года определился. Этому способствовало достаточное информирование в области профессиональной ориентации, выраженные склонности и способности оптантов, умение самостоятельно принимать решения.