Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности(Понятие государственного регулирования рекламного рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что появление в ГК РФ нового вида договора-договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций связан как раз с принятием в 2005 году ФЗ «О рекламе»[10].

Часть 5 ст.19 определяет следующие 2 стороны, между которыми заключается данный правовой договор:

− владельцы рекламных конструкций (рекламораспространители);

− собственники или другие обладатели вещных прав на недвижимое имущество.

Статья 19 ФЗ «О рекламе» определяет лишь некоторые положения, связанные с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Так для него указано, что этот договор имеет срок действия до 5 лет, и если речь идет о временной рекламной конструкции, то срок не более 12 месяцев[11]. При этом неизбежно прекращения действия договора после окончания указанного срока. При этом это положение напрямую соотносится со ст. 425 ГК РФ, который гласит, что окончание срока действий договоров означает прекращения обязательств по нему, при этом не освобождает стороны от ответственности за какие-либо нарушения.

Также статья обращает внимание на обязательства сторон по демонтажу рекламных конструкций. Если эту обязательство стороны не выполняют, существует административный инструмент, то есть органы местного самоуправления, которые для решения этого вопроса могут обратиться в суд. При этом, если суд принимает решение о демонтаже, то все расходы на эту и сопутствующие процедуры несет собственник рекламной конструкции[12].

Один из самый спорных вопросов, относительно применения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций связан с применением этого договора к положениям ГК РФ, которые регулируют обязательства, смежные или близкие по смыслу. Например, обязательства по аренде или возмездное оказание услуг. Для реализации на практике договора, о котором идет речь, в нем должны быть указаны обязательные элементы:

1. Экономические. То есть какая-то сумма денег, которая будет возвращаться собственнику рекламной конструкции за ее использование.

2. Материальные. Оговаривается время, место установки и демонтажа, а также условия поддержания рекламного места в надлежащем виде.

3. Юридические условия. Предоставляются все разрешения на установку, акты о монтаже, страховки и иные документы, сопровождающие деятельность в сфере наружной рекламы.

В целом можно говорить о том, что тенденции развития сферы наружной рекламы можно определить, изучив основные положения и законодательные акты в этой области. Важным моментам являются достаточно большие права «на местах», которые позволяют регулировать сферу на уровне региона.


Так у муниципальных властей появляется возможность контролировать размещение наружной рекламы не только с точки зрения экономических вопросов, технических средств и разрешений, но и возможность напрямую влиять на облик городской среды и размещения наружной рекламы в нем.

Для осуществления деятельности в городе Москва, при администрации города существует отдельное специальное подразделение — Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы , которое занимается решением всех вопросов размещения наружной рекламы в Москва.

При этом свою деятельность организация осуществляет по следующим направлениям:

− формирует и осуществляет единую городскую политику в области наружной рекламы и информации, информационно-художественного оформления города, создает условия для развития и совершенствования распространения наружной рекламы и информации;

− обеспечивает формирование единого городского рекламноинформационного пространства, разрабатывает и ведет общегородской реестр рекламных мест;

− выполняет от имени администрации города функций в сфере реализации вопросов местного значения в области наружной рекламы; − участвует в разработке механизмов увеличения доходной части бюджета города, при размещении средств наружной рекламы;

− обеспечивает законность, информационную открытость в деятельности Департамента;

− обеспечивает предотвращение, выявление и устранение коррупционных проявлений в деятельности Департамента;

− обеспечивает контроль за целевым использованием бюджетных средств Департамента.

Одна из задач, которая стоит перед департаментом— это поддержание и осуществление единого информационно — художественного оформления города, иными словами, размещение наружной рекламы с учетом городской среды, ее особенностей и специфики.

При этом, судебная практика, которую можно найти в открытых источниках показывает, что основные вопросы, которые стоят перед администрацией города Москвы, заключаются в основах договорных отношений, безопасности рекламных мест, но не учитывают художественную сторону вопроса, а также объемы наружной рекламы в городе.

Пресс-релиз мэрии Москвы от 2018 года гласит, что ведется работа с незаконной наружной рекламой, размещенной в городе.

По приведенным данным, в городе за период с 2011 по 2015 год демонтировано более 10 тысяч незаконных рекламных конструкций. В официальном комментарии говорится о их небезопасности для жителей города и участников дорожного движения. Особый метод, который выбран на сегодняшний день для борьбы в городе с незаконной наружной рекламой — каждая улица привязана за конкретным оператором, обслуживающим средства наружной рекламы.


В случае обнаружения нарушений, вся необходимая информация передается в Департамент и дальше принимается соответствующее решение о демонтаже рекламной конструкции. В качестве вывода можно сказать, что законодательство Российской Федерации дает достаточно большие права органов местного самоуправления, которые позволяют им охватывать практически все аспекты наружной рекламы, которые, так или иначе, влияют на ее функционирование в городе[13].

Рассматривая данную проблему на примере города Москвы, следует указать, что органом местного самоуправления, занимающимся вопросом размещения наружной рекламы является Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы.

В соответствии с положением наружной рекламы департамент имеет право:

− взаимодействовать с разлучными городскими структурами, предприятия и иными организациями с целью получения необходимых для размещения наружной рекламы документов;

− вносить различные предложения, касающиеся вопросов правового регулирования наружной рекламы в городе;

− вносить свои рекомендации для рекламодателей;

− обращаться в суд от имени города в связи с незаконным распространением наружной рекламы;

− выдавать разрешения и аннулировать разрешения на установку рекламных конструкций в городе, а также ряд иных прав, предусмотренных законодательством.

Согласно Приказу ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы» антимонопольным органом возбуждаются и рассматриваются дела, во-первых, по фактам «распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»; во-вторых, по фактам «принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе»; в-третьих, по фактам «заключения договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе» (п.1.4).

Правилами № 508 установлена подведомственность дел, связанных с нарушением законодательства о рекламе. По общему правилу значительная часть дел возбуждается и рассматривается по месту распространения ненадлежащей рекламы находящимся на данной территории соответствующим территориальным органом ФАС России (п. 4). Если реклама распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам ФАС России, то антимонопольный орган, которому стало об этом известно до возбуждения дела или при его рассмотрении, обязан совершить следующие действия по своему выбору (п.5):


Рисунок 1.[14] Реализация полномочий Федеральной антимонопольной службы

в рекламной сфере

1) ходатайствовать перед ФАС России о предоставлении ему полномочий по возбуждению и рассмотрению дела;

2) передать материалы о нарушении законодательства о рекламе или дело в территориальный орган ФАС России по месту нахождения или месту жительства субъекта правонарушения.

Дела об оспаривании актов, принятых органами исполнительной власти или органов местного самоуправления и полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе, «возбуждаются и рассматриваются тем территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, на территории которого находится орган, принявший акт» (п. 9).

Порядок подготовки и ведения административных дел, связанных с нарушениями рекламного законодательства установлен Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»[15]

Помимо ФАС России рекламная деятельность контролируются также иными органами и службами исполнительной власти. Правовая база регулирования налоговых отношений рекламной деятельности определена ч. 1 и ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Разъяснения положений Налогового кодекса РФ содержатся в письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России по конкретным вопросам.

Порядок размещения наружной рекламы определен Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Документ был разработан при участии Главного управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел России (ГУ ГИБДД СОБ МВД России). Согласно Приказу Федеральной службы государственной статистики от 6 сентября 2010 г. N 306 утвержден годовой отчет по форме N 1-реклама «Сведения об оказании услуг в области рекламы».[16]

Таким образом, можно говорить о том, что основная задача, которая стоит перед Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы — это помощь рекламодателям в размещении наружной рекламы в городе, выдача разрешений и другой нормативной документации, а также выявление фактов незаконного размещения наружной рекламы и борьба с ними.


1.3 Нормативно-правовые основы регулирования рекламной деятельности и государственный контроль в Российской Федерации

В Российской Федерации основными законодательными актами прямого действия, которые регулируют рекламную деятельность, являются:

- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»[17];

-Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года;[18]

- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;[19]

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации[20].

Законодательную базу регулирования рекламы дополняют также указы Президента России: «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10 июня 1994 года, «О гарантиях граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17 февраля 1995 года.[21]

Основными объектами государственного регулирования рекламы являются:

-рекламная деятельность в целом;

-реклама товаров, представляющих потенциальную опасность для 
потребителей;

-использование необоснованных утверждений;

-охрана авторских прав на рекламные идеи и решения;

-правовая защита товарных знаков и других форм интеллектуальной собственности;

-реклама, вводящая в заблуждение и содержащая «исчезающую 
приманку»;

-сравнительная реклама;

-реклама, направленная на детей, и т. п.[22].

Высший контроль над рекламной деятельностью и, что самое главное, меры пресечения ненадлежащей рекламы осуществляют государственные структуры, а именно Министерство по антимонопольной политике (МАП). Основным государственным юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками рекламного процесса (российских и иностранных граждан, физических и юридических лиц), является Закон о рекламе.

Законодательно определены требования, выполнение которых обязательно для того, чтобы рекламная конструкция считалась законной. Кроме наличия разрешения на ее установку, необходимо, чтобы рекламная конструкция: