Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности(Понятие государственного регулирования рекламного рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По рассматриваемой статье можно выделить следующие положения, которые касаются прав органов местного самоуправления:

1) ч. 9 ст. 19 гласит, что органы местного самоуправления могут принимать и рассматривать заявления на получение разрешений на установку рекламных конструкций от собственников недвижимого имущества или от самих владельцев рекламных конструкций;

2) п. 2 ч. 11 ст. 19 гласит, что органы местного самоуправления могут запрашивать какие-либо сведения о согласии собственника недвижимого имущества на установку рекламной конструкции;

3) ч. 12 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут запрашивать сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию, при проверке согласия собственника[35];

4) ч. 13 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут проводить согласования с другими уполномоченными органами для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;

5) ч. 14 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут принимать решения о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций[36];

6) ч. 14 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут направлять решение заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов;

7) ч. 17 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут оформлять разрешение с указанием следующих сведений: − владелец рекламной конструкции; − собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция; − тип рекламной конструкции; − площадь ее информационного поля; − место установки рекламной конструкции; − срок действия разрешения; − орган, выдавший разрешение; − номер и дата его выдачи; − иные сведения.

8) ч. 9 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут выдавать разрешения на установку рекламной конструкции (ч. 9);

9) ч. 14 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут принимать решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций;

10) ч. 18 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут принимать решение об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции по заявлению собственника недвижимого имущества;

11) ч. 19 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут направлять в суд иски о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;


12) выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций (ч. 10);

3) п.9 ст. 19 говорит, что органы местного самоуправления могут принимать уведомления о возникновении прав на рекламную конструкцию у третьих лиц (п. 9.3)[37].

Таким образом, можно говорить, что местное самоуправление имеет публично-правовые полномочия в отношении размещения наружной рекламы. Вторая часть прав, которыми обладают органы местного самоуправления, в отношении размещения наружной рекламы относятся к частному праву[38].

К ним относится предоставление прав на установку рекламных конструкций за различных недвижимых и земельных объектах другими субъектами гражданского права на основе договора. Органы местного самоуправления имеют полномочия частного права в сфере размещения наружной рекламы. В 19 статье ФЗ «О рекламе» также описаны ряд условий для размещения рекламных щитов и других конструкций на объектах муниципального недвижимого имущества.

К ним относят следующие условия:

1. Предоставление права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на государственном или муниципальном недвижимом имуществе возможно исключительно на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 5.1).

2. Право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предоставляется победителю торгов — конкурса или аукциона (ч. 5.1).

3. Форма проведения торгов (конкурс или аукцион) устанавливается органами государственной власти или представительными органами местного самоуправления (ч. 5.1).

4. При определении победителя торгов необходимо учитывать положение, которое он займет в сфере наружной рекламы на территории муниципального образования, исходя из площади информационных полей рекламных конструкций после их установки. Площадь информационных полей победителя торгов не должна превышать 35 процентов от всей площади информационных рекламных конструкций, установленных на территории муниципального образования.

Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, то данные результаты являются недействительными (ч. 5.2).

5. Для объявления торгов за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции государственный орган или орган местного самоуправления как уполномоченный представитель собственника недвижимого имущества должны оформить на себя разрешение на установку рекламной конструкции, поскольку если при объявлении торгов собственник недвижимого имущества сам не имеет разрешения на установку рекламной конструкции (право на установку рекламной конструкции), то договор, который он заключит с победителем торгов, будет заведомо неисполним, так как на момент заключения договора у самого собственника еще не было права на установку рекламной конструкции на собственном недвижимом имуществе (ч. 17).


Таким образом, еще раз подтвердилась высокая роль органов местного самоуправления в процессе распространения рекламы.

Глава 2. Совершенствование деятельности государственных органов в сфере правового регулирования рекламной деятельности

2.1 Основные проблемы государственного регулирования в сфере рекламы

В условиях современной России регулирование общественных отношений, связанных с развитием предпринимательства, конкуренции и рекламы на рынке становится одним из важных направлений административно-правового регулирования. В нашей стране законодательство о рекламе все еще не достаточно проработано. До вступления в силу Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе» каких-либо четких правовых требований к содержанию рекламы и правилам ее распространения в России практически не существовало. Развитие наружной рекламы в Москве не отличалось от развития рекламы в целом по стране - до 2008 г. наружная реклама Москвы развивалась беспорядочно, что было связано со стремительным ростом количества поверхностей, постоянными попытками доработать способы ее регулирования и частыми сменами руководства соответствующего комитета администрации.

Вопросы размещения рекламы довольно долгое время находятся в поле пристального внимания государственных органов и все еще требуют особого внимания законодателей.

Рассмотрим наиболее острые проблемы размещения рекламы. Уже не первый год мы наблюдаем такое явление, как реклама на фасадах домов.  Оно стало вполне обыденным и не бросается так в глаза, как это было лет 15-20 назад. Мы привыкли к пестрым, зазывающим баннерам и растяжкам. Однако далеко не вся эта реклама установлена по правилам. Прения ТСЖ с предпринимателями, чьи офисы, заведения и магазины располагаются на первых этажах и в подвалах  домов сегодня далеко не редкость. Предметом споров чаще всего является установка наружной рекламы, а именно оплаты за размещение последней.


Самый тонкий и не всегда понятный даже профессионалам момент – отличие рекламы от информационной вывески. Хотя с точки зрения закона – это совершенно разные вещи.

Вывеска  - конструкция в объемном или плоском исполнении, расположенная, как правило, на фасаде здания, рядом с входом или над ним, которая информирует об организации или предприятии, находящемся внутри здания.

Владелец вывески обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Владелец размещает указанную информацию на вывеске.

Дополнительно  он должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Как правило, все кроме названия пишется мелким шрифтом, чтобы сконцентрировать внимание на самом названии. По сути, вывеска это та же реклама. Однако для размещения вывески получать согласие собственников помещений и платить за пользование фасадом здания не нужно.

Нетрудно заметить, что в отличие от вывески, которая только информирует, реклама призвана привлекать внимание к объекту рекламирования, формировать или поддерживать интерес к нему.

Реклама - это такая конструкция, в которой изображен конкретный товар или услуга, указан товарный знак или прочие атрибуты, конкретизирующие их. А за такую конструкцию нужно платить.

Собственниками кровли, стен и фундамента дома[39], (согласно статьи 36 ЖК РФ), являются хозяева всех помещений дома. И только по решению собственников этих помещений принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества (в том числе часть фасада для размещения рекламы) могут быть переданы в пользование иным лицам.

Только на основании решения общего собрания собственников помещений, входящих в состав дома, заключается договор «О пользовании частью общего имущества дома». Об этом также недавно высказалась судебная власть: «По соглашению собственников общего имущества (собственников помещений в здании) допускается передача отдельных частей здания в пользование[40]».

К примеру, обычно заключается договор использования части совместного имущества для размещения на нем рекламной конструкции. Сторонами такого договора признаются все собственники общего имущества здания с одной стороны и предпринимателем с другой. Зачастую собственников здесь представляет управляющая компания, а выплаты за пользование элементов здания обычно направляют на специальный счет, созданный управляющей компанией, для нужд дома.


За счет доходов с рекламы собственники могут провести ремонт своего дома, установить забор, благоустроить территорию и даже нанять охрану для ее патрулирования.

Следует отметить, что к общему имуществу собственников всегда относятся ограждающие несущие конструкции - фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны. Ограждающие ненесущие конструкции относятся к общему имуществу лишь в случае, если они обслуживают более одного жилого помещения. Это означает, что если суд установит факт использования под размещение рекламы конструктивного элемента здания, не являющегося несущей конструкцией и обслуживающего только одно помещение (помещение ответчика), то такое размещение рекламы будет признано законным и без согласия собственников помещений.

Особенностью города Москва, существенно влияющей на размещение рекламных конструкций, является его расположение – рекламные щиты располагаются в основном на кольцевых магистралях города. По новым правилам, определены территории с ограничениями по наружной рекламе – в первой зоне запрещены любые конструкции, во второй – только большие рекламные щиты с площадью рекламного поля более 10 кв. м. Это нововведение исходит из идеи благоустройства города, желания местных властей и жителей ограничить количество рекламы в исторически и культурно значимых местах города. Однако не все владельцы рекламных конструкций стремятся выполнять требования администрации города, поэтому все конструкции, не соответствующие ГОСТу и новому порядку, демонтируются в принудительном порядке. Несмотря на это, периодически выявляются факты самовольной установки рекламных конструкций на зданиях, представляющих архитектурную и (или) историческую ценность. По всем этим фактам прокуратурой районов города направляются в суд  исковые заявления о возложении на предпринимателей обязанности освободить объекты культурного наследия от рекламы.

Последовательным будет исследовать проблемы, возникающие при осуществлении государственного регулирования в сфере наружной рекламы на государственном и муниципальном уровне, и затем, опираясь на практический опыт осуществления своих полномочий контрольными органами, предложить варианты решений этих проблем и задач.

В своих научно-исследовательских трудах мы также изучили причины и риски возникновения проблем государственного регулирования в сфере наружной рекламы, отмечая, что «для того чтобы контроль действительно являлся эффективным инструментом, позволяющим минимизировать спектр разнообразных рисков, потерь, ошибок» необходимо «решить целый ряд проблем посредством реализации комплекса мероприятий, среди которых можно выделить: совершенствование терминологии, обоснование предмета, объектов государственного контроля, уточнение функций и разграничение полномочий контрольных органов, определение ответственности всех участников системы государственного регулирования в сфере наружной рекламы внешнего, целевых критериев для всех видов контроля и т. д».