Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности(Понятие государственного регулирования рекламного рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Основополагающие принципы деятельности государственных органов раскрыты в № 38-ФЗ «О рекламе», в которой указано, что их деятельность должна основываться на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Новая концепция законодательства – статус независимости контрольных органов для целей эффективного аудита и как инструмент предупреждения нарушений.

Для реализации данного направления первоначально следует решить вопрос об обязательном наделении контрольных органов городских округов (муниципальных районов) правом юридического лица или включение их в структуру органов местного самоуправления, что позволит в полной мере исполнить принцип независимости контрольных органов.

С момента вступления в силу № 38-ФЗ «О рекламе» в Российской Федерации был сформирован необходимый базис для создания системы постоянно действующих исполнительных и контрольных органов, на которых возложено полномочие осуществление государственного регулирования в сфере наружной рекламы. Принятие указанного Федерального закона является значимым и актуальным для повышения контроля за эффективностью государственного регулирования в сфере наружной рекламы.

Правовое регулирование в данной области общественных отношений должно обеспечить качественное функционирование муниципального контроля в сфере наружной рекламы. Вместе с тем, определив общие принципы организации деятельности органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и наделив их особыми полномочиями, применение норм федерального закона вызывает на практике некоторые разногласия и противоречия. Существуют различные мнения по поводу того, насколько целесообразно и актуально создание органа муниципального образования в качестве самостоятельного органа местного самоуправления и действительно ли законодательство возлагает на муниципальное образование обязательство по созданию такого отдельного органа либо это есть право муниципалитета.

На данный момент, сложилась очень странная ситуация: когда имеется разрешительная система (все информационные конструкции (вывески) необходимо согласовывать), но при этом нет централизованного контрольного механизма.

Раньше (может, это и было не лучшим решением проблемы) существовал рейтинг компаний. Фирма, только что появившаяся на рынке, имела самую низшую оценочную категорию и работала с простейшими видами рекламы. Через какое-то время за «заслуги перед Отечеством» ее повышали в ранге и разрешали работать на более высоком уровне.


Данная система работала четко: если ты играешь по правилам, то тебе помогают и продвигают, а если нет, то ты – сам по себе. Контроль за наличием разрешений на установку вывесок был жесткий и централизованный. Претензии предъявлялись к владельцам вывесок. В такой ситуации мало кто осмеливался связываться с нелегальным производителем.

Сегодня на рекламном рынке появился очень опасный тандем: «серые» производители – серые» заказчики». Такие заказчики стремятся меньше заплатить, а производители – выполнить работу из дешевых и некачественных материалов. В результате, кого-то может ударить током или придавить рекламным щитом.

Происходит это еще по одной причине: срок официального согласования вывески равен 2 месяцам, плюс 1 месяц – на получение акта соответствия. заказчиков это не устраивает, и они обращаются в те компании, которые гарантируют им сокращение срока.

Таким образом, остается только учредить центральный орган, который мог бы контролировать размещение конструкций. В работу по созданию этой системы, в том числе и в администрирование, готовы включиться и предприниматели.

Новые правила, ставящие рынок под угрозу, планировалось ввести уже с 1 сентября, но удалось отсрочить до 1 июля 2019 года

Рынок наружной рекламы оказался под угрозой из-за нового ГОСТа по содержанию автодорог, пишет газета «Коммерсантъ». Однако вступление его в силу удалось отсрочить до лета 2019 г.

Новые правила уже с 1 сентября должны были запретить размещать рекламные щиты на проезжей части, тротуарах, разделительных полосах и обочинах. Это могло бы затронуть около 80% рынка (больше 1,5 тыс. рекламных конструкций должны быть демонтированы только в Москве). Национальная ассоциация визуальных коммуникаций при участии чиновников готовит в новый ГОСТ изменения, сообщила президент НАВК Елена Михайлова.

Ужесточения для наружной рекламы лоббирует МВД. ГИБДД подготовила стратегию по снижению аварийности на дорогах до 2024 г., среди предлагаемых мер которой снижение числа рекламных щитов вдоль дорог.

Между тем имеется осуществленное различие в объеме правовых полномочий в функциональности контрольных органов, находящихся в составе представительных органов, и контрольных органов, которые реализуют свои функции как орган местного самоуправления. Деятельность контрольного органа в качестве структурного подразделения представительного органа № 38-ФЗ «О рекламе» не регулируется.

Таким образом, статус независимости контрольных органов, как основной концепции законодательства, в полной мере может быть государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль.


Вопросы согласования выдачи разрешений и заключения договоров на право распространения наружной рекламы, без которых не допускается установка и эксплуатация рекламных конструкций, а также осуществление контроля за соблюдением установленных требований распространения наружной рекламы в г. Москва возложены на Департамент. Порядок выдачи разрешений все еще подлежит совершенствованию и изменению, так как не все владельцы рекламных конструкций стремятся выполнять требования. Часто при размещении конструкции не соблюдаются оговоренные ГОСТом общие требования к размещению средств наружной рекламы относительно проезжей части. В результате эти щиты создают опасность для всех участников дорожного движения, включая водителей и пассажиров. Щиты ограничивают видимость, по ГОСТу их нельзя устанавливать рядом со светофорами и дорожными знаками, так как это отвлекает внимание водителей. Сейчас в связи с постановлением сотрудники УГИБДД выезжают на установку каждой новой конструкции и следят за соблюдением ГОСТов.

Достаточно проблематична ситуация с тендерами на наружную рекламу. Договора на установку рекламных конструкций в г. Москва заключаются на основе торгов в форме открытого конкурса либо аукциона, проводимых администрацией Москвы. Организатором торгов является комитет по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Москвы. Часто участники тендера недостаточно осведомлены о порядках проведения и условиях торгов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что единая правовая основа для регулирования рекламы в г. Москвы пока еще только находится в стадии формирования, но уже постоянно совершенствуется, принимаются новые нормативные документы и положения. С принятием новых правил оформления разрешительной документации и прекращением бесконтрольной выдачи документов на установку новых конструкций в отрасль был внесен порядок.

2.2 Рекомендации по совершенствованию правового регулирования рекламной деятельности

Рынок рекламы устроен довольно сложно: помимо рекламодателя и рекламного агентства на нем присутствуют изготовитель рекламных плакатов и владелец рекламных конструкций. Нужно еще учитывать, что для большинства крупных городов России все рекламные агентства, действующие на местном рынке наружной рекламы, делятся на две неравновесные (в финансовом отношении) части: центральные и региональные. Есть еще один участник этого рынка, а именно, муниципальный орган, отвечающий за наружную рекламу.


Рынок рекламы во всем мире регулируется. Но, как и во многом другом, именно в регулировании проявляется российская специфика. Если главные участники рынка наружной рекламы борются за внимание пешеходов и пассажиров, то регулируется этот рынок по старинке, как типовой сектор сферы услуг – через затраты и налоговые поступления.

Регулирование рынка со стороны муниципальных структур идет не через рекламодателя, а через владельца рекламных конструкций, который обычно отделен от рекламодателя двумя промежуточными инстанциями: центральным и местным региональными агентствами. За содержание рекламы отвечает не рекламодатель, а владелец рекламных конструкций.

Правовое регулирование наружной рекламы преследует прежде всего цели безопасности, а также сохранения архитектурных композиций и культурных памятников. В России оно стало несколько жестче два года назад, когда ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» приобрел обязательный характер.

В Москве правила размещения рекламы регулярно меняются. Их определяет ст. 19 ФЗ «О рекламе». Дополнительно учитывают требования выпущенных московским правительством постановлений. Так, с 2013-го года «Москомархитектура» не занимается согласованием размещения всех рекламных конструкций. Ведомство разрабатывает и утверждает для конкретных улиц архитектурно-художественные концепции. Их требования и содержание - основной ориентир при проектировании и размещении рекламных объектов. Это — новый подход к регулированию использования наружной рекламы в Москве. Он направлен на то, чтобы привести все подобные объекты к единому стандарту.

Согласно российскому законодательству, среди всех наружных рекламных объектов согласования не требуют только вывески, которые считаются не рекламой, а информационными конструкциями. Исходя из этого, несогласованная вывеска может содержать информацию только о названии, сфере деятельности и режиме работы организации. Никакое дополнительное рекламное содержание не допускается. Также информационная конструкция должна соответствовать ряду технических требований касательно размера, местоположения и освещения.

Размещение вывесок, не соответствующих этим требованиям, а также других рекламных объектов без предварительного согласования карается законом. Штраф за размещение наружной рекламы без разрешения составляет:

  • для юрлиц – от пятисот тысяч до миллиона рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей.

Такие носители не нужно согласовывать при условии, что они отвечают следующим требованиям:

  1. размеры носителя соответствуют нормативам;
  2. место для установки выбрано по текущим требованиям;
  3. текст располагается не вертикально;
  4. носитель устанавливается ниже линии второго этажа;
  5. запрещена установка на козырьках, в окнах и дверях, на лоджиях, балконах, стенах жилых помещений;
  6. вывеска не перекрывает декоративные архитектурные элементы фасада, указатели адреса здания, находятся более, чем в 1 м от мемориальных досок;
  7. настенные вывески не устанавливают одну над другой, а консольные - ближе, чем в 10 м друг от друга;
  8. запрещено наносить рисунки, тексты, изображения на фасад, использовать системы роллерного типа или с поворотными панелями, окрашивать витрины, оформлять их цветными пленками, использовать световые короба вместо остекления, изготавливать информационные носители из ткани (включая баннерную) и картона;
  9. запрещены вывески, в конструкции которых есть неоновые или мигающие лампы.

При соблюдении этих норм и архитектурно-художественной концепции для конкретной улицы согласование вывески не требуется. Если эти требования не устраивают рекламодателя, можно разработать собственный проект дизайна для конкретного здания. Он подается на согласование в Москомархитектуру. Если проект утверждается, при оформлении рекламных вывесок его используют вместо концепции, разработанной ведомством для остальных зданий на улице.

Рекламные носители размещают по требованиям постановления Правительства Москвы №712-ПП от 12 декабря 2012 года. Постановление действует для изделий, которые устанавливают для распространения рекламы. К ним относят световые короба, стенды, щиты, объемные буквы и другие конструкции. Установка выполняется на павильонах, остановках, зданиях, на земле и пр. До монтажа оформляют разрешение в Департаменте СМИ и рекламы г. Москвы. Если наружная реклама устанавливается рядом с объектами государственной охраны или на пути их движения, дополнительно ее утверждают в ФСО РФ.

Оформление в Департаменте - стандартная процедура. Заявитель должен обратиться за разрешением и предоставить договор с владельцем объекта, на котором будет находиться рекламный носитель. Срок действия разрешения не может превышать срок, на который заключен данный договор. В разрешительной документации приводится основная информация о рекламном носителе (адрес, место установки, размеры, тип и пр.), сведения о владельце конструкции и объекта, на котором она установлена.