Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50 50 женственны», «не умеют одеваться», «у них нет вкуса», критикуют физические данные. Обесценивают личность в целом – «глупая», «с тобой не о чем разговаривать», «ничего не понимаешь», «с куриными мозгами», «не внимательная».
В качестве психологического давления на мужчину, чаще всего встречается отношение со стороны женщины о несоответствии ее партнера традиционным стереотипам:
− «настоящий мужчина должен добиться высокого социального статуса и признания»;
− «настоящий мужчина должен обеспечить свою семью»;
− «настоящий мужчина должен быть сильным и не показывать слабость»;
− «настоящий мужчина должен уметь решать проблемы и достойно справляться с трудностями».
Форма проявления психологического насилия может быть явной и выражаться как прямое доминирование и манипулятивной, то есть иметь более скрытую форму.
К характерным признакам семейного насилия относится высокая степень скрытности. Причины скрытности – нежелание жертв насилия обращаться в правоохранительные органы из-за недоверия к полиции, либо из опасений потерять финансовую поддержку, зависимая позиция некоторых категорий граждан. К этим категориям можно отнести детей, престарелых родителей. Вследствие противоречия интересов, в практике нередко встречаются случаи, когда потерпевшая несколько раз подает и забирает заявление о совершенных насильственных действиях.
Причины насилия в семье родом из детства. Например, если ребенок перенес какую-то травму в детском возрасте, пережил негативный опыт, то он может вымещать свои внутренние комплексы на слабых близких.
Неудовлетворенность – социальная и личностная, вынуждает искать

51 51 компенсацию своего состояния дома, самоутверждаясь за счет близких людей, которые не могут дать отпор самостоятельно.
Насилие физической направленности в семье может повторяться на протяжении нескольких поколений. Например, ребенок, который в детстве подвергался жестокому обращению, может во взрослом возрасте перенести такую модель поведения на свои семейные взаимоотношения.
Причиной домашнего террора могут стать личностные особенности человека, чрезмерно развитые доминирующие качества личности, особенности характера. Множество теорий говорят о наличии психических нарушений у индивида, осуществляющего домашний террор, о влиянии социально-культурных ценностей, воздействии социальной организации.
Психологами найдена взаимосвязь между ростом действия насильственного характера и следующими психическими факторами: ослабление контроля над инстинктами, агрессия, разочарованность, психопатия, алкоголизм. Социологи определили, что некоторые культурные нормы в социуме провоцируют действия насильственного характера.
Например, патриархальная социальная структура общества, благоприятствующая доминированию мужчин.
Наличие социального стресса в семье тесно связано с насилием.
Выделяют факторы, способствующие повышению уровня напряженности в семье и приводящие к жестокости:
− разные воспитательные позиции;
− интимные отношения;
− материальные проблемы;
− безработица;
− беременность;
− необходимость в продолжительной медицинской помощи;
− хроническая тревога по поводу неразрешенных проблем;
− несоответствие желаний возможностям.


52 52
Все это обусловливает постоянно присутствующее раздражение.
Если в поведении партнера присутствуют следующие действия, то это является сигналом о наличии психологического террора:
− чрезмерная подозрительность со стороны супруга (постоянные подозрения в измене);
− частые перепады настроения партнера, от которых зависит совместная повседневная жизнь;
− неконтролируемая ярость партнера по поводу и без повода;
− партнер запрещает любые социальные взаимодействия без его участия;
− партнер внушает страх, угрожает убийством.
Статистика указывает на то, что насилию в семье подвергаются дети различного возраста и пола. Многие исследования доказывают наличие определенных факторов риска, увеличивающих вероятность произведения насильственных действий над детьми:
− возраст детей – 80 % детей 3-х лет и 67 % детей, не достигших 1 года, подвергаются насилию;
− 50 % случаев насильственных действий осуществляются родителями, которые в детстве тоже подвергались насилию;
− домашний террор чаще распространяется на неродных детей, на детей с разными расстройствами психики, речи, с врожденными или хроническими дефектами.
К педагогическим проблемам семейного воспитания относится низкая психолого-педагогическая культура и компетентность родителей.
Необходимо формирование у родителей активного педагогического сознания:
− просвещение родителей в вопросах духовно-нравственных основ семейного воспитания;
− оказание помощи родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи;

53 53
− помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
− помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий – будничных, праздничных, и навыками взаимной и самопомощи в трудных жизненных ситуациях.
Низкая психолого-педагогическая культура родителей приводит к ошибкам семейного воспитания. Среди них:
− безразличие к собственным детям, когда родители позволяют своим детям делать все, что они захотят;
− слишком много строгости – родитель считает, что он самый главный в доме и дети должны делать все, что им говорят;
− отсутствие у ребенка обязанностей, дел, за которые он несет ответственность – «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»;
− денежная ошибка – больше денег, лучше воспитание;
− навязанные планы – «Мой ребенок будет заниматься музыкой, теннисом. Он не должен упустить свой шанс»;
− мало ласки, когда родители считают, что поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для ребенка;
− настроение родителей влияет на отношение к ребенку, то есть, можно или нет, зависит от настроения;
− мало времени для воспитания ребенка.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Лекция 1.4. Детско-родительские отношения
В настоящее время особенно важна роль семьи в охране и укреплении здоровья населения, в рождении и воспитании подрастающего поколения.
Под родительским отношением понимается
«система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку,

54 54 восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Подготовка к супружеству начинается с восприятия примера поведения родителей в семейной жизни. Далее в этот процесс включаются работники детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений.
Важное место должны занимать медико-социальные меры, осуществляемые среди молодоженов до брака и на этапе создания семьи.
Переход от традиционной формы семьи, с единством брачного, сексуального и репродуктивного поведения, к современной, сопровождался снижением возраста начала половой жизни. Соответственно произошел рост добрачных зачатий и внебрачных рождений и широкое распространение абортов, в том числе при первой беременности.
Раннее начало половой жизни стало типичным явлением среди молодежи. От 40 до 60 % несовершеннолетних юношей и девушек имеют опыт сексуального общения.
В настоящее время у многих юношей и девушек существуют представления об абсолютной свободе в интимных отношениях. Данная тенденция связана с ослаблением родительского контроля и увеличением числа контактов, особенно в крупных городах. Часто подобное поведение приводит к серьезным нравственным издержкам и личным трагедиям, наносит ущерб здоровью будущих родителей и их потомства. Как следствие, увеличение числа венерических заболеваний среди молодежи, наступление нежелательных беременностей, проблемы юных матерей-одиночек.
Соответственно, существует необходимость расширения федеральных и региональных информационных программ средств массовой информации по планированию семьи и сексуальной культуре.
В рамках данной тематики дадим определение репродуктивному поведению – это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить

55 55 ребенка, о желаемом количестве детей. Когда же речь идет об отказе от рождения, то говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие
«контрацептивное поведение». Репродуктивное поведение определяется уровнем потребности в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения:
− многодетное – потребность в 5 и более детях;
− среднедетное – потребность в 3–4 детях;
− малодетное – потребность в 1–2 детях.
Существует определенный стереотип мышления, который связывает ориентацию на малодетную семью – с высоким уровнем культуры и сознательным ограничением рождаемости, многодетную – с экономической и культурной отсталостью.
Современные повседневные события влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного решения о рождении ребенка, влияют и текущие условия жизни, и события прошлых лет. Нормы многодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях. Потребность в детях – это самая консервативная часть репродуктивного поведения людей. В истории репродуктивное поведение также подвержено изменениям.
Приведем несколько примеров резко отличного репродуктивного поведения.
В Древнем Риме было узаконено право отцов распоряжаться жизнью и будущим своих детей. Особенно заметно это было выражено в отношении дочерей. При рождении ребенка отец решал сохранить ему жизнь или нет.
При этом мальчики обычно оставлялись, так как необходимо было пополнять ряды римской армии, но только если не было врожденных уродств или ребенок не был слишком слабым. Если же рождалась девочка, то жизнь сохранялась обычно лишь старшей дочери. Ситуации, когда в римской семье было две или более дочерей, являлись исключением. Например, Гиппократ задавал при рождении ребенка следующие вопросы: «На воспитание каких


56 56 детей вы согласны?» или «Какими качествами должен обладать новорожденный, который достоин стать взрослым?».
Только в конце IV века, в связи с распространением христианства, отцом семейства было утрачено юридическое право, распоряжаться жизнью своих детей. Считалось, что жизнь и душа даны от Бога, распоряжаться ими по своему усмотрению – грех, перед Богом все равны.
В Средневековье репродуктивное поведение было ориентировано на максимальное число рождений. В аграрном обществе большие семьи обладали лучшими возможностями достижения благополучия.
Многодетность поощрялась социальными и культурными традициями, религиозными нормами. Только при внебрачных связях применялось намеренное предотвращение рождений. Главным способом регулирования рождаемости была система запретов, связанных с постами, религиозными обетами и наказаниями, половое воздержание.
Переход к индустриальному обществу со 2-ой половины XIX века, привел к изменению в образе жизни семьи. Широко распространилось безбрачие. Для удовлетворения психологической потребности в детях родителям было достаточно и небольшого количества детей. Многодетность постепенно утратила свою экономическую роль. В результате во всех развитых странах произошел массовый переход к малодетному репродуктивному поведению.
Современное постиндустриальное общество характеризуется снижением детской смертности, изменением функций семьи, применением контрацепции, усилением несемейной ориентации женщин на личные достижения и успех. Распространена модель 1–2-хдетной семьи, но, одновременно, это способствует росту понимания ценности детей.
Потребность в бездетности, практически, отсутствует. По статистике среди 5–6 % семей, остающимися бездетными, являются таковыми в результате объективных обстоятельств жизни, а не из-за намеренного

57 57 решения не иметь детей. Принципиальная «бездетность» была характерна для 60–70-х годов XX века, и рассматривалась как форма протеста против норм общества. Это явление получило некоторое распространение, но сегодня оно явно утратило свою популярность. В 1968 г. Тегеранской декларацией ООН было провозглашено право родителей самим определять необходимое количество детей и интервалы между их рождением. С этого времени во многих странах были сформированы службы планирования семьи, которые зарекомендовали себя как наиболее экономичная структура профилактической медицины. Уже много десятилетий специалисты признают связь между планированием семьи и здоровьем женщин и детей. В
России каждый шестой заключаемый брак бесплодный. Рождение ребенка невозможно или опасно для его здоровья, или для жизни и здоровья матери при физиологических недостатках, биологической несовместимости супругов, противопоказании беременности, ряде наследственных заболеваний и предрасположенности к ним.
Для оценки ситуации о рождаемости используются в основном такие понятия, как распавшиеся сожительства – 38 %, «ребенок для себя» – 24 %, сохранившиеся сожительства – 24 %, непредвиденные обстоятельства – 12 %.
Даже такой краткий анализ внебрачной рождаемости показывает сложность и неоднозначность этого явления. Очевидно, что привычные формы совместной жизни меняются. В принятии решения о рождении ребенка все в большей степени проявляется свободный выбор женщины. Это все в меньшей степени биологически вынужденный акт. Поэтому наряду с проблемами, которые несет внебрачная рождаемость для общества, воспитание детей в неполной семье, финансовая их поддержка и социальные гарантии свидетельствуют о позитивных сдвигах в общественной морали.
Значимым становится планирование семьи, которое используется в литературе в двух основных смысловых контекстах:
1) на уровне государства понимается как деятельность, направленная на


58 58 создание условий для реализации ответственного родительства и для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике она бывает направлена либо на стимулирование рождаемости, либо на ограничение деторождения;
2) на уровне семьи понимается как принятие семейной парой решения о величине семьи, числе детей и т. д.
Таким образом, под планированием семьи будем понимать комплекс мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и сохранения здоровья женщин и детей. Комплекс мероприятий, имеющих своей целью способствовать супружеской паре в решении следующих задач:
− избежать появления нежеланных детей;
− иметь только желанных детей;
− регулировать интервалы между беременностями;
− установить количество детей;
− контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей.
Для рождения ребенка имеет большое значение определение возрастного периода женщины. Женщины, рожающие в возрасте моложе 20 лет, составляют группу риска в отношении возникновения осложнений в период беременности, родов и после родов. У женщины в возрасте старше 35 лет при родах также повышается риск рождения ребенка с генетическими
«поломками» – например, ребенок-даун. Планирование семьи играет важную роль в снижении материнской смертности, одной из причин которой являются нелегальные искусственные аборты.
Укажем факторы и перспективы репродуктивного поведения.
В первую очередь, влияние Запада – подражание успешной, обеспеченной и независимой женщине, желание женщины сделать карьеру перед рождением ребенка. Потребность в детях уходит на второй план. На первый план выходит хорошее образование, карьера, желание стать

59 59 независимой.
Еще один фактор – огромное количество абортов.
По данным президента благотворительного фонда «Колыбель надежды» Елены Котовой в России в настоящий момент остро стоит проблема инфантицида – убийства матерями своих новорожденных детей.
По официальным данным МВД России за 2011–2012 годы было зафиксировано 268 случаев. И это только те случаи, которые удалось выявить. В 2015 году таких случаев было 98. Благотворительный фонд
«Колыбель надежды» осуществляет проект по установке беби-боксов в
России. Проект «Колыбель надежды» создан, чтобы дать возможность выжить таким нежеланным малышам, для чего в медицинских учреждениях организуется работа «окон жизни» или так называемых «беби-боксов», специальных мест, в которых мать может анонимно оставить нежеланного новорожденного малыша, не подвергая его насилию, зная, что о нем позаботятся. Малыш получает шанс на жизнь и воспитание в любящей семье, а мать не становиться убийцей. Первый беби-бокс в России появился в 2011 году в Перми. Сегодня система функционирует уже на протяжении семи лет.
За это время 22 «окна жизни» были установлены в Московской, Курской,
Тюменской, Ленинградской, Владимирской и Калининградской областях, а также Краснодарском, Камчатском, Ставропольском краях и некоторых других регионах. Сегодня они есть в 13 регионах страны, всего в 20 городах.
Однако на государственном уровне с 2011 по 2017 год ведутся споры о необходимости беби-боксов. Для понимания сути проблемы рассмотрим схему работы этих устройств. Мать кладет ребенка в специальную колыбель- контейнер, расположенную в медицинской или религиозной организации.
Дверка закрывается, беби-бокс задвигается, и малыш оказывается в подготовленной кроватке. В это же время на пульт организации поступает сигнал о том, что кто-то оставил ребенка. Персонал забирает малыша, и далее занимается им уже по общей для всех отказников схеме. После этого ребенок