Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60 60 передается органам опеки, а в случае, если мать подает заявку и хочет его вернуть, женщине придется проходить платную дорогостоящую генетическую экспертизу. Примерная стоимость экспертизы от 14 тысяч рублей для подтверждения родства. Примерная стоимость такого устройства
1,5 тысячи долларов.
В Самарской области пока таких «чудо-контейнеров» нет, но многие местные врачи и представители власти высказываются «за». На мартовских слушаниях в Совете Федерации сенаторы обратились в Государственную думу и Правительство РФ с просьбой поддержать законопроект о бэби- боксах. В мае 2016 года депутаты рассмотрели его в первом чтении, но, несмотря на большое количество одобрений, предписывающих установку контейнеров для младенцев, в нашей губернии законопроект о «чудо- контейнерах» пока не принят.
Таким образом, за семь лет своего существования проект нашел как сторонников, так и ярых противников. Рассмотрим плюсы установки подобных беби-боксов:
− по мнению медиков, психологов и представителей следственного комитета России, установка беби-боксов может снизить количество брошенных детей и понизить высокий уровень младенческой смертности и криминальных случаев, связанных с детьми;
− «окна жизни» – лучшее место для того, чтобы анонимно оставить ребенка без угрозы его здоровью.
Уполномоченный при президенте РФ по правам детей в 2015 году
Павел Астахов и журналисты информационных агентств после тщательного анализа открытой информации по статистике работы беби-боксов выделили следующие минусы:
− беби-боксы не влияют на количество зарегистрированных преступлений по ст. 106 УК РФ «Убийство матерью новорожденного ребенка»;

61 61
− подкидышей в беби-боксы, а соответственно и сирот, становится с каждым годом все больше;
− анонимность работы «чудо-контейнеров» избавляет женщину, решившуюся на такой шаг от ответственности;
− установка бэби-боксов может обернуться тем, что они станут популярны, в том числе и у старшеклассниц.
Анализ Фонда профилактики социального сиротства показал, что женщины, решившие избавиться от ребенка, не мотивированы на использование бэби-боксов.
А также:
− заинтересованность отдельных учреждений в бэби-боксах может быть вызвана спросом на новорожденных детей со стороны потенциальных усыновителей;
− процедура возврата ребенка матери требует проведения дорогостоящей
ДНК-экспертизы, которую назначает суд, что может длиться несколько месяцев;
− зафиксировано, что в бэби-бокс при храме в Екатеринбурге периодически подбрасывают котят и пустые бутылки, как в мусорный ящик.
Таким образом, в бэби-боксы детей несут не матери-убийцы, а женщины, находящиеся в отчаянии, помочь которым из-за анонимности отказа становится невозможно. Основными причинами нежелания или невозможности матери воспитывать своего ребенка являются тяжелое социально-экономическое положение, психологическое состояние женщины после родов, личностная незрелость. Вопросом отдать ребенка или нет, обычно задаются те, кто забеременел в результате изнасилования, или маргинальные и асоциальные личности.
Следует осуществлять регулярное просвещение молодежи в вопросах контрацепции и того, что делать, если все же в голове женщины возникает


62 62 вопрос «оставить ребенка». Необходимо сообщить о себе в социальную службу, врачам, в церковь. В Самарской области, например, есть две социальные гостиницы, где могут приютить беременных женщин и женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию. Стоит обратиться и в благотворительные фонды. Если в фондах не приютят, то хотя бы расскажут, как лучше действовать.
В рамках темы «Детско-родительские отношения» следует рассмотреть особенности таких отношений в неполных семьях. Изменение состава семьи вносит коррективы в систему отношений «ребенок – родитель».
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжение всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций: репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и другие функции. В психологической литературе выделяют ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
− падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
− структурные изменения в семьях – увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

63 63
− отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей;
− падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда – жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
Дадим определение неполной семьи. Это семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.
Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
Для любого типа неполной семьи, где ребенка воспитывает одна мать, характерны из-за дефицита мужского влияния следующие особенности:
− нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей. Для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления – мужское и женское;
− менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек, так как возможно развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек;
− затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
− становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
В неполной семье отсутствует главное – пример брачных отношений,


64 64 что в дальнейшем оказывает большое влияние на становление и развитие ребенка, отсутствует определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.
Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, часто усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего спутника жизни, что в последствие им труднее адекватно понимать мужа и сыновей.
Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.
Рассмотрим основные проблемы и трудности детей из неполной семьи.
Процесс социализации, то есть вхождения ребенка из неполной семьи в социальную среду, усложняется и деформируется. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. У таких детей могут не сформироваться альтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможно создание уже собственной благополучной семейной обстановки. Отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания.
Изучение психологии преступников показывает, что первым толчком в формировании их противоправного поведения является внутреннее отчуждение подростка от семьи и школы. Затем наступает период рационального объяснения своих действий, оправдания и обоснования их, поиск единомышленников. Вырабатывается стереотип «жертвы» как существа иного, чужого мира, существа, которого не жалко, которое должно быть «наказано». Дети всей своей искалеченной жизнью платят за неспособность родителей создать крепкую семью со здоровым нравственно- психологическим климатом.

65 65
Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся в основном к материнским семьям.
Жизнь и условия воспитания ребенка без отца существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается какими-либо способами дополнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она не может быть одновременно матерью и отцом. По мнению Bалерии Сергеевны Мухиной, матери тяжело сдерживаться и скрывать свое негативное отношение к бывшему мужу, и ее недовольство бессознательно проецируется на собственного ребенка. Иногда мать играет роль безвинной жертвы. При этом она стремится восполнить недостаток родительской заботы, окружая ребенка лаской и чрезмерной опеки, что выходит за разумные пределы. Во всех подобных случаях это отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Игорь Семенович Кон, выявил, что дети, выросшие без отца, часто имеют высокий уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчикам тяжело общаться со сверстниками, плохо усваивают мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты – грубость, драчливость. Ребенок из неполной семьи чаще ссорится с матерью, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.
По словам Иосифа Лангмейера и Зденека Матейчека, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, в то же время отец пробивает ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Мать нас приводит к человеку, а отец к людям. С точки зрения данных ученых, наибольшая опасность для развития ребенка, наступает тогда, когда нет матери, отцовская семья, особенно в раннем возрасте. От матери зависит удовлетворение в основном всех психических потребностей ребенка – она представляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру, прежде всего именно мать создает для ребенка «дом» и «уют».


66 66
Однако и отсутствие отца и интересующей информации о нем сказывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным образом.
Ученые отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Быстрое взросление возникает только у тех детей, чьи психические потребности –
потребность в заботе, в учении и в эмоциональном самоутверждении, нашли полное удовлетворение. Если ребенок эмоционально развит, и у него установились правильные отношения с матерью, которая смогла заменить утраченного отца, появляется надежда, что он не будет теряться при знакомстве с лицом противоположного пола. Однако для мальчика, воспи- тывающегося в материнской семье, происходит проблематичное знакомство с социальной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности. Зачастую взрослые выплескивают на детей свои отрицательные эмоции, а также негатив переживаемой ситуации.
Виктор Алексеевич Сысенко в результате анализа последствий разводов делает следующие выводы:
1. Большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности или желания вступить в повторный брак, нередко разведенные женщины, которые имеют детей, совсем не вступают в повторный брак.
2. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что отрицательно влияет на процессы расширения воспроизводства населения.
3. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей.
4. Рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.
5. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно- психические расстройства, как у родителей, так и у детей. Ежегодно в России

67 67 официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей.
По мнению В.А. Сысенко, болезненно реагируют на развод дети 7–12 лет и, прежде всего мальчики. Девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 38 % детей снижается успеваемость, у 20 % страдает дисциплина дома, 17 % требуют особого внимания, 9 % убегают из дома, у 7 % возникают конфликты с друзьями.
Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. Дети 2,5–3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5–4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5–6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.
По данным Гельмута Фигдора, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом. Установлена определенная взаимосвязь изменения самооценки подростка с возрастом матери в период развода. У женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22 % детей по достижению 12–14 лет имели высокую самооценку. Тогда как детям матерей,


68 68 разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка свойственна уже в
42 случаях из 100. Это приближается к статистическим данным в неразведенных семьях, где высокая самооценка у детей отмечена в 45 %.
Согласно некоторым данным наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод. Дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.
Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Мая
Ивановна
Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени. Она положительно оценивает физические и умственные данные таких детей, но не считает уровень их развития более высоким, чем у большинства сверстников, а также прогнозирует хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками. Наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии детей, Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер, Виктор
Викторович Юстицкис выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку.

69 69
«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с ребенком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают их от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания самих родителей. Например, сам родитель в детстве был отвергнут собственными родителями, не испытал родительского тепла.
«Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола». Нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами ребенка, а теми, которые родитель приписывает его полу – «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств, наблюдается неосознанное неприятие ребенка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается ребенком, и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
На жизнь и развитие ребенка влияют стили семейного воспитания. В психолого-педагогической литературе отмечается, что описанные далее стили воспитания могут влиять на формирование у ребенка патохарактерологических черт. Станет ли ребенок счастливым или несчастливым, какая жизнь ожидает его, будет он победителем или неудачником, зависит от того, какой сценарий передали ему родители – с хорошим или с плохим концом. Одним из элементов жизненного сценария является стиль воспитания. Стиль воспитания складывается надолго – на всю жизнь. Он воспроизводится в семьях детей в различных ситуациях и от повторения становится прочнее. Поведение родителей, как правило, формируется их собственным воспитанием. Со своим ребенком они часто обращаются так, как в свое время обращались с ними их родители. В других случаях родители критикуют то воспитание, которое получили сами и