Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

70 70 говорят: «Моему ребенку должно быть лучше, чем мне». Неуверенные в себе родители воспитывают ребенка в соответствии имеющимися в данный момент установками, информацией и настроениями. В семье, взаимодействуя с близкими людьми, ребенок обучается правилами и нормами общения, это способствует его адаптации в обществе. Установки, стремления и ценности, составляющие основу поведения для взрослого человека, зарождаются в родительской семье под воздействием стиля воспитания, мировоззрения, идеалов.
Развитие ребенка в условиях воспитания по типу «кумира семьи». Все родственники ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными навыками. Все, что бы ни делал малыш, оценивается окружающими как исключительное и прекрасное явление. В таких условиях ребенок привыкает быть постоянно в центре внимания и вызывать восхищение уже самим фактом своего существования, своими реальными и мнимыми успехами.
Родственники с готовностью выполняют любое желание и каждый каприз своего любимца. То, чего другой ребенок добивается упорным трудом, этот может получить за милую улыбку «нужному человеку». В таких обстоятельствах почти неизбежно формируются эгоцентризм и капризность, стремление к подчинению себе окружающих, нежелание считаться с чужими интересами, высокомерие, жажда открытого признания своих достоинств окружающими людьми. Нередко подобного рода воспитание наблюдается в семьях, где есть поздний, красивый или высокоодаренный ребенок. Если с возрастом ситуация изменится и способность к самокритике, самоконтролю и самовоспитанию окажется достаточно развитой, то может произойти постепенная коррекция утрированных черт характера, и тогда человек станет в достаточной степени гармоничным и адекватным во взаимоотношениях с людьми.
Развитие ребенка в условиях воспитания по типу «золушки». Такое

71 71 воспитание можно назвать деспотичным. За любую шалость, проступок, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует неправомерно тяжелое и жестокое наказание. Дети никогда не встречают в семье эмоциональной поддержки, поощрения за любые свои успехи. Все их дела и достижения расцениваются в семье как само собой разумеющиеся, и более того, детям постоянно напоминают, что от них ждут гораздо большего. Часто такое поведение проявляется по отношению к эмоционально отверженным, нежелательным детям либо детям «запланированным», от которых ожидают только радости и удовольствия, поэтому родители находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их ожиданий.
У этих детей могут формироваться такие черты характера, как изворотливость, лживость, двуличность, лицемерие, завистливость, замкнутость, склонность к патологическому фантазированию, недоверчивость и жестокость. При неблагоприятном стечении обстоятельств подобного рода черты характера становятся малообратимыми, в связи с чем личностная дисгармония может стать устойчивой во времени и приводящей к дезадаптации, как это бывает при «ядерных» формах психопатий.
Развитие ребенка в условиях гиперопеки. Гиперопека может проявляться в чрезмерном стремлении родителей оградить ребенка от любых возможных опасностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают его, вмешиваются в его дела, терзая бесконечными назойливыми советами, предостережениями и запретами. С другой стороны, гиперопека может сопровождаться резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений, навязыванием ему родительских установок, взглядов и привычек по принципу: «Ты еще мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы знаем жизнь, мы старше и опытнее, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят». У детей не формируется инициативность, способность к предвосхищению событий, преодолению препятствий, сопротивлению и борьбе с опасностями. Ребенок вырастает безвольным,


72 72 безынициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможностей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в вечных сомнениях и недовольстве собой по этому поводу.
Развитие ребенка в условиях гипоопеки. Если ребенок, живя в семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиваться «места под солнцем» собственными силами. Мир взрослых оказывается для него чуждым. Он отвергает их нормы поведения, их ценности, запреты, поэтому нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по законам своей этики. Там он находит «тепло» и «заботу», которых так недоставало в семье. Отсюда вытекают особенности деформации характера ребенка:
− отрицание социально положительных авторитетов;
− неподчинение режимным ограничениям;
− необузданное стремление к свободе от любых форм:
• упорядоченной учебы;
• труда;
• нормативов общественно необходимого поведения.
Развитие ребенка в условиях непоследовательного и противоречивого воспитания. Нередко ребенок оказывается в ситуации, когда каждый из членов семьи убежден, что только он способен «правильно» воспитать ребенка и обеспечить ему будущее в соответствии с собственными представлениями. Дети вынуждены приспосабливаться к требованиям каждого и пытаться соответствовать их ожиданиям. Это приводит к отсутствию стержневых личностных установок, к приспособленчеству.
Каждый ребенок, при рождении нуждается в любви отца и матери.
Ему нужны не конкретные люди, а именно любовь – материнская и отцовская. В случае если он получит ее недостаточно, то может столкнуться с целым рядом проблем во взрослой жизни. Рассмотрим различия отцовской и материнской любви. Интересный, на наш взгляд, подход к описанию

73 73 отцовской и материнской любви представлен в работах Михаила Литвака.
Михаил Литвак считает, что если люди говорят о любви к своим детям, то в первую очередь необходимо выяснить, что их дети умеют делать.
Истинная любовь проявляется в обучении ребенка новому. Ребенок к 6–10 годам должен уметь сам убирать за собой, одеваться, чистить зубы. Если же в таком возрасте ребенок еще несамостоятелен, то можно сказать, что родители его не любили. По мнению Михаила Литвака, родительская любовь
– это не просто объятия, игры, ласки или подарки, а такой процесс воспитания, при котором происходит передача знаний ребенку и приобретение им самостоятельности. Определить, любят ребенка или нет, можно по тем навыкам и умениям, которыми он владеет. Любящие родители подготовят ребенка к жизни, и он рано уйдет от них, добиваясь всего сам.
Очень распространены случаи, когда при неправильном воспитании и чрезмерной заботе, дети остаются с родителями довольно долго. Они не решаются поменять свою жизнь и не пробуют уйти, а остаются жить с родителями вплоть до своей пенсии.
Михаил Литвак убежден, что любви детей к родителям не существует.
Любовь – она как смысл жизни, должна иметь будущее, ради нее нужно работать и стремиться, а родители – они же не вечны, по законам природы они уходят намного раньше детей. И если дети будут любить родителей, то потеряют смысл жизни после их смерти. Родительская любовь важна и необходима в детстве, но потом человек должен жить сам и искать свой путь.
Материнская любовь безусловна – «Делай, что хочешь, я буду тебя все равно любить!». Большая ошибка говорить ребенку, когда он балуется, что он плохой, и вы его не любите. Малышу любовь необходима, от нее зависит его уверенность в безопасности. Если любви недостаточно, ребенок пытается ее найти, как-нибудь ее добиться. Это ведет к неправильному развитию.
Мать в идеале любит ребенка просто за то, что он есть, безусловно. Тогда ребенок будет гармонично развиваться, и будет психологически здоров. Вот


74 74 эта безусловная любовь, которая должна окружать малыша с самого начала жизни, пока он еще не ходит и привязан к маме, называется инфантильной.
Ее отсутствие или нехватка может привести к тому, что человек будет всегда чувствовать тревогу и искать безопасность. Пока малыш не ходит сам, он не может существовать без матери, он должен расти, зная и чувствуя, что рядом есть тот, кто всегда защитит и поддержит. Но Михаил Литвак считает, что нужно помнить, слишком много ласки – это тоже отклонение. Если мать много внимания уделяет ребенку и постоянно обнимает и гладит его, особенно, если ребенок уже взрослый, возможно, у женщины сложности в сексуальных отношениях. Детский возраст длится до 5 лет, потом – это уже сформировавшаяся личность со своим представлением об отношениях.
Поэтому не нужно портить своим детям будущее и создавать проблемы с противоположным полом. В работе Михаила Литвака приводится пример, если мать проявляет чрезмерную ласку к своему 8-летнему сыну, у него будут сложности в построении отношений со сверстницами – ему будет с ними скучно. Крайне важно, чтобы инфантильная любовь мамы была естественной, без условностей и наказаний, природа все предусмотрела, поэтому если ребенка просто любить, то он вырастет здоровым.
На следующем этапе любовь становится зрелой – то есть наступает время отпускать ребенка от себя. Возможно, эта мысль вызовет у многих удивление, но такая любовь должна начинаться уже после года – как только ребенок начал сам ходить. У нас же бывает, что ребенка мама не отпускает от себя до окончания института, водит в школу и на секции, следит и провожает, боясь отпустить.
Зрелая материнская любовь выражается в том, что ребенок пробует все сам, выбирает свой путь, делает свои ошибки, но при этом всегда чувствует поддержку мамы и знает, что она его любит любым и поддержит, если это необходимо. Зрелая любовь также формирует здоровую личность. Без такой любви человек вырастает неуверенным в себе, неспособным к принятию

75 75 решений.
Отцовская любовь также делится на несколько видов и, в отличие от материнской, не безусловна, а имеет причину. Можно сказать, что это любовь за что-то – «Делай, как я!».
Инфантильная любовь папы длится до 7–8 лет. И она помогает ребенку научиться многим необходимым бытовым навыкам. Когда ребенок научился что-то делать сам, он показывает это папе – «я научился одеваться, чистить зубы, надевать ботинки». Без этого вида любви человек был бы совсем не воспитан, и не умел бы вести себя в обществе. Основа всего – самые обычные навыки – обслуживание себя, гигиена, питание. Ребенку очень важно одобрение отца. Слыша его, он идет развиваться и учиться дальше.
Зрелая любовь отца действует по схеме – «Делай, что хочешь, потому что ты умный!». Она помогает поверить в себя, развить творческий потенциал, учит искать решения задачи самостоятельно. Если этой любви не хватило, то человек всегда будет действовать с оглядкой на других. Важно, что отношение отца к своим детям, говорит о его успешности. Если он проявляет чрезмерное внимание к ним, значит, его дела на производстве идут не лучшим образом, и в дальнейшем могут испортиться отношения с женой.
Он чувствует себя значительной фигурой не на производстве, а только рядом с ребенком.
Таким образом, любовь родителей – это то чувство, которого должно всегда быть в меру, без излишек и нехватки. Потому что отклонение в любую сторону будет создавать ребенку много проблем в будущем. Родителям всегда стоит помнить, что наши дети должны поступать по-своему. Ведь это основное наше отличие от животных. Только так и происходит прогресс – через перемены в поведении. Если бы мы всегда поступали так же, как и наши предки, развития бы не было и до сих пор длились отношения как в первобытном обществе. Поэтому стоит поддерживать детей во всем. У них


76 76 свой путь.
В заключение темы «Детско-родительские отношения» хотим ответить на вопрос, который волнует в настоящее время многих людей – «Как воспитывать ребенка одному родителю?». Ребенку нужны адекватные проявления любви отца и матери на разных возрастных этапах, нужны инфантильная и зрелая любовь отца и матери.
Отношения девочек с матерью складываются более благополучные.
Для юношей более характерно переживание недостатка материнской любви и тепла. Девочки воспринимают родительскую позицию матери как принимающую, полную любви, заинтересованности и внимания чаще, чем мальчики. Девочки отмечают большую степень последовательности матерей и их постоянство в своих требованиях, нежели мальчики.
Непоследовательность матерей в отношении сыновей, видимо, связана с их воспитательной неуверенностью в отношении мальчиков. Отношения с отцом наиболее эмоционально близкие, теплые у девочек среднего возраста.
Для них отношения с отцом являются ценностью, несмотря на то, что в этом возрасте повышается критичность девочек по отношению к своим отцам, понижается степень идентификации. Чем более эмоционально близкие, теплые отношения у мальчиков с отцом, тем больше выражена взаимосвязь между образом отца и образом себя – идентификация и желание быть похожим на отца.
Алла Спиваковская полагает, что потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Со временем пройдут многие привязанности и увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней.
Любовь, принятие, уважение, понимание, которые родители заложат в свое дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни.

77 77
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Раздел 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Лекция 2.1. Технологии эффективного взаимодействия детей
и родителей
Цели и ценности, которые реализует человек, в значительной мере определяются социальной средой и группой, где он учился общению и взаимодействию с окружающими, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свое мировоззрение. Такой группой – эталонной и наиболее значимой для человека – является семья. Именно в семье, при взаимодействии с родителями и близкими людьми, ребенок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует его адаптации в широкой социальной сфере. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоззрение и идеалы в большинстве своем являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и ценности, остающиеся зачастую основой образцов поведения и для взрослого человека.
Процесс личностной самореализации и саморазвития может быть искажен или ограничен вследствие нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, в первую очередь, с родителями. Ведь именно отношения и связь с родителями составляют необходимое условие личностного развития.
Во второй половине XX столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений, неэффективности директивных отношений в семье.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране

78 78 связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям.
Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для разрешения своих проблем. Поэтому часто наблюдается искажение детско- родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры, растет показатель социального сиротства.
В современном обществе существует значительное количество развивающих, досуговых центров для детей, открытый доступ к образовательным услугам педагогов, психологов, с одной стороны, и занятость родителей, дефицит времени для воспитания ребенка, потеря значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственного родительства.
Зачастую современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка посещением школ раннего развития, многочисленными занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования. А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.
В нашей стране ранее существовала система родительских лекториев, где родители получали знания о том, как растить детей. Но, как правило, в