Файл: Особенности политики развития персонала малых предприятий (Теоретические аспекты управления персоналом на малых предприятиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты управления персоналом на малых предприятиях

1.1. Исследование тенденций развития малого бизнеса в современных условиях

1.2. Особенности управление персоналом в российском малом бизнесе

1.3. Актуальные проблемы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса

2. Особенности организации кадровой работы на примере НОУ Автошкола «Автостандарт Плюс» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию

2.1. Краткая характеристика и анализ технико-экономических показателей деятельности НОУ Автошкола «Автостандарт Плюс»

2.2. Оценка системы управления и организации малого бизнеса на примере НОУ Автошкола «Автостандарт Плюс»

2.3. Направления оптимизации системы менеджмента персонала в организации НОУ Автошкола «Автостандарт Плюс»

Заключение

Список использованных источников

Как видно из схемы, организационная структура управления Автошколы – линейно-функциональная. Преимуществом линейно-функциональной структуры является улучшение координации деятельности в функциональных областях, адекватная и эффективная производственная реакция организации. Недостаток – отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне и как следствие размывание разработанной стратегии.

В организации работает 27 человек: директор, заместитель директора, методисты – 2 чел., бухгалтер, 6 чел. – преподаватели теории, 13 чел. – инструкторы практического вождения, механик и 2 автослесаря – это ремонтный отдел.

Директор автошколы принимает стратегические решения, определяет направление развитие, координирует деятельность всей сотрудников. Управленческие функции директора следующие:

– издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми сотрудниками;

– принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда;

– принимает и увольняет сотрудников, применяет меры поощрения или налагает взыскания, создаёт условия для их профессионального роста;

– утверждает внутренние нормативные организационно-правовые документы;

– контролирует и обеспечивает соблюдение законности в деятельности автошколы, своевременную уплату установленных налогов и сборов.

В непосредственном подчинении директора находятся бухгалтер и заместитель директора. Бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета, учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств. Начисляет и своевременно перечисляет платежи в государственный бюджет, взносы на государственное социальное страхование, организует учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Заместитель директора решает вопросы организации учебного процесса, содержания автопарка (техническое оснащение, страховки), также заместитель директора в своей работе:

– отвечает за соблюдение внутреннего распорядка мастеров производственного обучения вождению и преподавателями;

– составляет годовой план работы и планы подготовки водителей;

– отвечает за решение вопросов, связанных с учебным процессом и ГИБДД.

Замдиректора подчиняется авторемонтный отдел и инструкторы по практическому вождению. Авторемонтный отдел состоит из механика и двух автослесарей. Их основные обязанности – содержание автомобилей в исправном техническом состоянии, своевременный ремонт, так чтобы учебный процесс не нарушался из-за неисправностей автомобилей.


Преподаватели автошколы подчиняются напрямую директору, имеют основное высшее или средне-специальное образование по соответствующей специальности и прошли обязательное обучение методике преподавания в автошколе, подтвержденное дипломом

Методисты составляют расписание занятий. Формируют группы учащихся, контролируют своевременную оплату обучения, подготавливают документацию к проведению экзаменов и зачетов.

Также в Автошколе есть медицинский работник, осматривающий инструкторов перед выездом, он работает по договору подряда, не числится в штате.

Анализ системы менеджмента показал, что деятельность Автошколы «Автостандарт Плюс» направлена на достижение основной цели, имеет четко определенную миссию. Управление строится на линейно-функциональной организационной структуре, которая имеет преимущество в виде принципа единоначалия, централизованный характер, четкое разделение труда. В тоже время имеется явная перегрузка одного руководителя – заместителя директора, в его подчинении находится 21 человек. Необходимо пересмотреть функциональные обязанности руководства, что бы качество управления не снизилось, а только становилось эффективней и способствовало развитию Автошколы.

Общие особеннос­ти управления персоналом малого предприятия Автошколы «Автостандарт Плюс», не зависящие от формы собственности и сферы деятельности организации, вклю­чают целый ряд характеристик.

1. Комплексный характер деятельности и гибкая организация труда. Отсутствие четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом способствует сокращению дистанции между персоналом, однако не устраняет социальных различий (например, в оплате труда). Работникам малого предприятия приходится выполнять функции, не свой­ственные их должностям, поэтому здесь необходимы не профес­сионалы узкого профиля, а универсальные работники, способные совмещать должности и выполнять различные виды работ. Одна из сильных сторон малого бизнеса — свобода в определении круга обязанностей и способность к быстрым переменам.

2. Отсутствие многоуровневой организационной структуры. Это приводит персонал к пониманию карьеры как расширения и ус­ложнения функциональных обязанностей, роста профессионализ­ма, увеличения заработной платы, а не повышения в должности.

3. Относительно более высокая информированность работников. Руководителю предприятия сложно скрыть от персонала сведения о методах работы и отношениях с клиентами и государственны­ми структурами. Эта информированность ставит работодателя в некоторую зависимость от работника и тем самым вынуждает ве­сти поиск персонала среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей.


4. Меньшая степень бюрократичности в работе. На малых пред­приятиях отсутствуют многие инструктивные документы по рег­ламентации кадровой работы, а существует система неофициаль­ных установок. Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникнове­нию конфликтов, выражению личных симпатий и антипатий ру­ководителя к работникам.

5. Организационное обучение практически отсутствует. Объяс­няется это рядом причин: недооценка руководителем предприя­тия необходимости обучения, нехватка средств, неопределенность перспектив предприятия, низкая оценка существующих курсов обучения.

6. Малое предприятие предъявляет повышенные требования к личным качествам работника. Малый коллектив быстрее осво­бодится от работников, чьи качества не соответствуют принятым нормам и ценностям данного предприятия.

7. Широкий выбор работников. Существующая безработица пре­доставляет руководителям возможность нанимать сотрудников за невысокую оплату труда. При этом имеется возможность эконо­мить на социальных льготах, обучении, условиях труда и т. д. Отсутствие высокой квалификации работников снижает уровень их претензий. Боясь потерять работу, многие добровольно идут на такие ущемления.

8. Принципы отбора персонала иногда ориентированы не на пря­мые, а на косвенные доказательства профессиональной пригоднос­ти работника. Значимость рекомендаций на малых предприяти­ях в настоящее время рассматривается не только с точки зрения подтверждения профессионализма работника, фактически они являются подтверждением наличия у кандидата знакомых и кол­лег, готовых отвечать своей репутацией за действия работника. Другими словами, важно не только содержание рекомендации, а личность (должность) того, кто ее дает. В этом случае принци­пы кадрового отбора ориентированы не на прямые, а на косвен­ные доказательства профессиональной состоятельности кандида­та. Предприятие получает работника, обладающего специфичес­ким капиталом в виде личных знакомств, должностных контактов и неформальных связей, которые в дальнейшем принесут пред­приятию дополнительные заказы и предложения.

Среди положительных черт организационной культуры Автошколы «Автостандарт Плюс» можно выделить:

1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике образовательного процесса.


2. Традицию отмечать День Рождения Автошколы.

3. Символику Автошколы, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей, папок, бланков и др.

5. Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учебы сотрудников, прохождения аттестации, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов).

6. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья, бассейна, солярия и др.

7. Выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации и др.

2.3. Направления оптимизации системы менеджмента персонала в организации НОУ Автошкола «Автостандарт Плюс»

Особенностью малого предприятия является тесное взаимодей­ствие руководства с персоналом. Все работодатели хотят иметь нормальные деловые отношения с персоналом. Чтобы этого дос­тичь, необходимо постоянное деловое общение с работниками, их стимулирование, решение их проблем, устранение конфликтов в коллективе.

Как уже было отмечено, наличие квалифицированного персонала имеет особое значение для малых предприятий. Для того чтобы развиваться, преуспевать, сохранять стабильность коллектива, руководитель и персонал должны оптимизировать отдачу от вложений любых ресурсов, будь то ресурсы финансовые, материальные или человеческие.

Рассмотрим систему работы с персоналом в Автошколе «Автостандарт Плюс», к которой относятся следующие составляющие: подбор персонала, оценка персонала, адаптация и обучение персонала.

Особенности малой организации, такой как Автошкола «Автостандарт Плюс» требуют от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом, так как специального сотрудника, который бы занимался работой с кадрами, в Автошколе нет. Директор автошколы отвечает за обеспечение организации квалифицированными кадрами, создание безопасных и благоприятных условий труда; принимает и увольняет сотрудников, применяет меры поощрения или налагает взыскания, создаёт условия для их профессионального роста. Кадровое делопроизводство ведет бухгалтер. Подбор персонала происходи в Автошколе «Автостандарт Плюс» по мере необходимости, когда возникает вакансия.


Заместитель директора отвечает за размещение объявления в интернете, которое публикуется на сайтах Superjob, HeadHunter, zarplata.ru. После определения круга претендентов, директор назначает день собеседования.

Передендентам предлагается заполнить анкету, далее директор рассматривает анкету, дипломы, сертификаты претендента, задает уточняющие вопросы. На основе собеседования выбирают кандидата, который наиболее подходит на вакантную должность.

Основные критерии используемые при подборе персонала Автошколе «Автостандарт Плюс»: высокая квалификация; личные качества; образование; профессиональные навыки; опыт предыдущей работы; совместимость с окружающими (личные качества).

При равных показателях, например при подборе водителя – инструктора предпочтение отдается кандидату с более продолжительным стажем вождения, наличием сертификата о прохождении аттестации. Основным критерием для преподавателей теории служит наличие практического опыта вождения и стаж преподавательской деятельности.

Обучению персонала в Автошколе «Автостандарт Плюс» также уделяется немалое значение. Среднего общего образования достаточно для работы инструктором по вождению. Но руководство ставит целью, чтобы у всех инструкторов практического вождения было высшее образование. Обучение на инструктора по вождению можно пройти в самой Автошколе. По результатам обучения выдается свидетельство мастера производственного обучения. Мастер производственного обучения и есть инструктор по вождению. Однако если инструктор по вождению желает работать преподавателем автошколы по теории, то ему необходимо высшее образование.

Каждые пять лет инструкторы по вождению обязаны проходить аттестацию. Директором составляется график прохождения аттестации. Порядок адаптации в Автошколе «Автостандарт Плюс» следующий: подробное ознакомление с организацией, его особенностями и традициями, внутренним трудовым распорядком, социальными льготами и стимулами; представление коллективу; инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности; обучение новым должностным обязанностям.

В соответствии с миссией Автошколы «Автостандарт Плюс» определены основные требования, предъявляемые к персоналу Автошколы, которые закрепляются в Правилах внутреннего распорядка, Регламенте по оплате труда и должностных инструкциях. Например, основные разделы Правил внутреннего трудового распорядка Автошколы «Автостандарт Плюс» регламентируют: порядок приема и увольнения сотрудников; время труда и отдыха; основные обязанности сотрудников; меры поощрения и взыскания.