Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации.(Теоретические основы кадрового обеспечения государственных правоохранительных органов ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы кадрового обеспечения государственных правоохранительных органов
1.1 Сущность кадровой политики и роль кадровой службы в правоохранительных органах.
1.2 Специфика кадрового обеспечения правоохранительных органов: нормативно-правовой аспект
Глава 2. Анализ кадрового обеспечения отдела полиции №1 МУ МВД России Красноярское
2.1. Краткая характеристика отдела полиции №1 МУ МВД России «Красноярское»
2.2. Анализ кадровой службы и кадрового состава отдела полиции №1 МУ МВД России «Красноярское»
Глава 3. Совершенствование кадрового обеспечения отдела полиции №1 МУ МВД России «Красноярское»
1. Общие требования:
- возраст кандидата: общие требования к возрасту от 18 до 45 лет;
- обязательное наличие юридического образования для всех должностей органов внутренних дел;
- общее состояние здоровья: подразумевается годность к службе в органах внутренних дел.
2. Специальные требования:
- внедрение дифференцированных требований к возрасту, которые устанавливались бы исходя из развития основных психических функций человека и той должности, на которую претендует кандидат;
- внедрение дифференцированных требований к уровню профильного образования, обязательно юридического, которые бы зависели от уровня замещаемой должности;
- внедрение профессиональных требований к личности кандидата, включающие к профессиональным навыкам кандидата, качествам его личности и опыту службы;
- внедрение нормативных требований к состоянию здоровья и уровню физической подготовки, которые должны зависеть от рода деятельности и основных функций, которые выполняются на замещаемой должности.
Представляется, такая система должна способствовать оперативному и обоснованному выявлению кандидатов, не соответствующих требованиям, уже на первоначальном этапе отбора. Совокупность специальных требований должна определять соответствующие компетенции применительно к конкретным должностям в зависимости от рода деятельности и преобладающего вида активности (физической или интеллектуальной).
Совокупность общих требований к кандидату позволит определить, годен он или нет к службе в органах внутренних дел. Группа специальных требований призвана установить, соответствует ли кандидат критериям для замещения конкретной должности.
Таким образом, изложенные предложения в части разработки и внедрения новой системы квалификационных требований не просто способствовали бы улучшению профессионального отбора, но и повысили качество кадрового состава в органах внутренних дел, позволили вывести его на принципиально новый уровень эффективности осуществляемой профессиональной деятельности.
Посредством осуществления государственной службы свою практическую реализацию и воплощение получают функции государства, выступающие одним из основных элементов всего государственного механизма. Г.В. Атаманчук говорит о том, что «государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах»[3].
Государственная гражданская служба, военная служба правоохранительная служба, являясь видами государственной службы, образуют систему государственной службы Российской Федерации, что устанавливается статьей 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Каждому виду государственной службы присущи свои специфические особенности и черты, но объединяют их и общие признаки, главным из которых является тот факт, что все они являются разновидностью государственной службы Российской Федерации[4].
Государственная гражданская служба может быть исследована с различных позиций: как общественно-политическая, социологическая, организационно-управленческая или правовая категория, в философском, политологическом, социологическом, сравнительно-историческом, юридическом аспектах. В российской юридической науке государственная гражданская служба рассматривается также в нескольких значениях: как вид деятельности и система органов, как совокупность общественных отношений и политико-правовой институт.
Разнообразие подходов к государственной гражданской службе объясняется многогранностью этого явления, что создает возможность его исследования несколькими отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным и трудовым правом[5].
Сущность государственной службы прежде всего выражается в понятиях. Представляют интерес взгляды ученых монархического периода развития России, отразившие особенности отечественной государственной службы. При этом выделяются два подхода (рисунок 1):
1) акцент на служении государству;
2) акцент на исполнении должности.
В современном законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации принят узкий вариант ее трактовки, причем ухудшенный тем, что в нем не нашлось места самому государству: государственная служба трактуется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности[6].
Эта формулировка понятия государственной службы страдает рядом недостатков: во-первых, эта служба трактуется не как государственная, а как ведомственная, поскольку ее границы не выходят за пределы государственного органа - структуры более низкого уровня по сравнению с государством; во-вторых, не определено понятие «профессиональная» деятельность, поскольку не ясно, о какой профессии идет речь; в-третьих, формулировка «обеспечение полномочий государственных органов» носит расплывчатый и некорректный характер. Она дает повод к принижению роли государственной службы в осуществлении государственного управления, в частности, административного.
Недостатки предложенной модели побудили ученых РАГС при Президенте Российской Федерации уточнить официальную формулировку понятия государственной службы и дополнить ее трактовку положением о том, что эта служба - не только профессиональная управленческая деятельность, но и система социальных институтов - правового, социального (в узком смысле слова), организационного, экономического, политического и нравственного[7].
При этом сущность государственной службы определяется тремя уровнями: государства и общества; самой государственной службы; личностным уровнем - положением государственного служащего в системе соответствующих отношений (рисунок 1).
Рисунок 1.1. Уровни государственной службы в Российской Федерации[8]
Таким образом, в определении сущности современной российской государственной службы выявилось два подхода - широкий (ориентация на задачи государства) и узкий (ориентация на исполнение должности государственной службы). Узкий подход принят за основу официальной трактовки государственной службы, что порождает отрицательные последствия, в частности, создает условия для абсентеизма (безразличного отношения к интересам государства), коррупции, равнодушия к потребностям граждан и др.
В России сложилась двухуровневая система государственной службы, которая учитывает федеративное государственное устройство страны. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих РФ[9].
С содержательной стороны деятельность государственных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, информационно-аналитических, проектно-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций. Подобная деятельность вызывает большие психологические перегрузки (проявление нервно-физиологических структур). Однако было бы ошибочным только на этом основании определять требования к служащим, условиям их отбора, формированию круга обязанностей, функциональных характеристик места работы, условий труда, форм его оплаты. Данные проблемы следует решать с учетом других качественных характеристик государственной службы и прежде всего как правового и социального института.
Исходя из этого, следует определять цель деятельности государственных служащих и государственной службы в целом как социальной организации. Продуктивным представляется «сферный» подход, поскольку он отражает сущность государственной службы как системы социальных институтов. В каждой из сфер деятельность государственных служащих приобретает свою специфику.
По содержанию цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, политическими, организационными, правовыми, идеологическими и т. д[10].
Что касается средств деятельности, то в этом качестве используются различные виды прежней, ранее реализованной (накопленной) деятельности - материальные (финансы, ЭВМ, множительная техника, информация) и духовные (идеи, традиции, правила, технологии, способы деятельности и т. д.).
Существуют значительные трудности с определением результатов деятельности. Их нельзя оценивать по количеству проектов, информационных материалов, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т. д. Это должны быть успехи в реализации социально-политической, экономической, организационно-правовой политики государства, полномочий ведомства. Однако, как успехи в этом деле, так и недостатки имеют двух субъектов - политическую элиту и государственную службу. Причем элита имеет приоритет[11].
Для того чтобы выделить результаты деятельности государственных служащих, используют ряд косвенных методов: оценка экспертами деловых, профессиональных, нравственных и личностных качеств; опросы населения; отзывы клиентов; сравнение итогов работы служащего с правами и обязанностями, содержащимися в должностном регламенте, и т. д.
Следует также учитывать, что в федеральном законодательстве государственная служба ограничивается обеспечением полномочий государственных органов. В науке управления, в административном, государственном и некоторых других отраслях права полномочие рассматривается как составная часть компетенции и статуса органа, его право и обязанность действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. При этом компетенция (от лат. competencio - добиваюсь, соответствую, подхожу) представляет собой совокупность юридически установленных прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его правовой статус в системе государственных органов[25, с. 61].
Что касается государственного органа (от греч. orjanon -орудие, инструмент), то он представляет собой государственную структуру, обладающую организационным единством, собственной компетенцией и специальным назначением (законодательные, исполнительные, судебные органы и т. д.). В конституционном праве под государственным органом понимают коллектив граждан или отдельного гражданина (например, Президент РФ), наделенных государственно-властными полномочиями, уполномоченных государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленном государством порядке. Иными словами, это организованная часть государственного механизма. наделенная необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного регулирования социальных процессов.
В ходе дальнейшего развития государственной службы целесообразно уточнить формулировки, касающиеся определения государственной службы, ограничения ее ведомственностью и «обеспечивающим» характером.
Что касается процесса деятельности, то он означает напряжение физических сил и умственных способностей, применение разнообразных методов, механизмов и технологий управления[12].
Таким образом, деятельность государственных служащих имеет цель, средства, результаты и сам процесс деятельности. Поскольку цели государственной службы нормативно не указаны, их следует определять, исходя из рассмотрения государственной службы как системы социальных институтов и «сферного» подхода.
Важнейшей составной частью процесса организации и функционирования государственной службы является ее прохождение. Оно во многом предопределяет становление государственной службы как профессиональной деятельности, системы социальных институтов.
Государственная служба как самостоятельный институт является предметом рассмотрения различных дисциплин. Так, наукой конституционного права государственная служба рассматривается в первую очередь с точки зрения формы осуществления публичной власти[13].
Приведенное в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» определение государственной гражданской службы Российской Федерации» позволяет выявить следующие отличительные особенности данного вида государственной службы[14]:
1) данный вид службы осуществляется на профессиональной основе, т.е. для государственного гражданского служащего эта деятельность является основной, за исполнение обязанностей которых ему полагается денежное содержание, размер и порядок оплаты которого определяется законодательством;
2) государственным гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации;
3) осуществление государственной гражданской службы заключается в обеспечении полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Отличие государственной гражданской службы от военной и правоохранительной службы в силу специфики возложенных целей и задач заключается в следующем[15]: