Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации.(Теоретические основы кадрового обеспечения государственных правоохранительных органов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы кадрового обеспечения государственных правоохранительных органов

1.1 Сущность кадровой политики и роль кадровой службы в правоохранительных органах.

1.2 Специфика кадрового обеспечения правоохранительных органов: нормативно-правовой аспект

Глава 2. Анализ кадрового обеспечения отдела полиции №1 МУ МВД России Красноярское

2.1. Краткая характеристика отдела полиции №1 МУ МВД России «Красноярское»

2.2. Анализ кадровой службы и кадрового состава отдела полиции №1 МУ МВД России «Красноярское»

Глава 3. Совершенствование кадрового обеспечения отдела полиции №1 МУ МВД России «Красноярское»

3.1. Актуальные проблемы кадрового обеспечения правоохранительных органов на примере отдела полиции №1 МУ МВД России «Красноярское»

Заключение

Список использованных источников

1. Общие требования:

  • возраст кандидата: общие требования к возрасту от 18 до 45 лет;
  • обязательное наличие юридического образования для всех должностей органов внутренних дел;
  • общее состояние здоровья: подразумевается годность к службе в органах внутренних дел.

2. Специальные требования:

  • внедрение дифференцированных требований к возрасту, которые устанавливались бы исходя из развития основных психических функций человека и той должности, на которую претендует кандидат;
  • внедрение дифференцированных требований к уровню профильного образования, обязательно юридического, которые бы зависели от уровня замещаемой должности;
  • внедрение профессиональных требований к личности кандидата, включающие к профессиональным навыкам кандидата, качествам его личности и опыту службы;
  • внедрение нормативных требований к состоянию здоровья и уровню физической подготовки, которые должны зависеть от рода деятельности и основных функций, которые выполняются на замещаемой должности.

Представляется, такая система должна способствовать оперативному и обоснованному выявлению кандидатов, не соответствующих требованиям, уже на первоначальном этапе отбора. Совокупность специальных требований должна определять соответствующие компетенции применительно к конкретным должностям в зависимости от рода деятельности и преобладающего вида активности (физической или интеллектуальной).

Совокупность общих требований к кандидату позволит определить, годен он или нет к службе в органах внутренних дел. Группа специальных требований призвана установить, соответствует ли кандидат критериям для замещения конкретной должности.

Таким образом, изложенные предложения в части разработки и внедрения новой системы квалификационных требований не просто способствовали бы улучшению профессионального отбора, но и повысили качество кадрового состава в органах внутренних дел, позволили вывести его на принципиально новый уровень эффективности осуществляемой профессиональной деятельности.

Посредством осуществления государственной службы свою практическую реализацию и воплощение получают функции государства, выступающие одним из основных элементов всего государственного механизма. Г.В. Атаманчук говорит о том, что «государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах»[3].


Государственная гражданская служба, военная служба правоохранительная служба, являясь видами государственной службы, образуют систему государственной службы Российской Федерации, что устанавливается статьей 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Каждому виду государственной службы присущи свои специфические особенности и черты, но объединяют их и общие признаки, главным из которых является тот факт, что все они являются разновидностью государственной службы Российской Федерации[4].

Государственная гражданская служба может быть исследована с различных позиций: как общественно-политическая, социологическая, организационно-управленческая или правовая категория, в философском, политологическом, социологическом, сравнительно-историческом, юридическом аспектах. В российской юридической науке государственная гражданская служба рассматривается также в нескольких значениях: как вид деятельности и система органов, как совокупность общественных отношений и политико-правовой институт.

Разнообразие подходов к государственной гражданской службе объясняется многогранностью этого явления, что создает возможность его исследования несколькими отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным и трудовым правом[5].

Сущность государственной службы прежде всего выражается в понятиях. Представляют интерес взгляды ученых монархическо­го периода развития России, отразившие особенности отечествен­ной государственной службы. При этом выделяются два подхода (рисунок 1):

1) ак­цент на служении государству;

2) акцент на исполнении должно­сти.

В современном законодательстве о государственной граж­данской службе Российской Федерации принят узкий вариант ее трактовки, причем ухудшенный тем, что в нем не нашлось места самому государству: государственная служба трактуется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполне­ния полномочий государственных органов и лиц, замещающих го­сударственные должности[6].

Эта формулировка понятия государ­ственной службы страдает рядом недостатков: во-первых, эта служба трактуется не как государственная, а как ведомственная, поскольку ее границы не выходят за пределы государственного органа - структуры более низкого уровня по сравнению с государ­ством; во-вторых, не определено понятие «профессиональная» деятельность, поскольку не ясно, о какой профессии идет речь; в-третьих, формулировка «обеспечение полномочий государствен­ных органов» носит расплывчатый и некорректный характер. Она дает повод к принижению роли государственной службы в осу­ществлении государственного управления, в частности, админи­стративного.


Недостатки предложенной модели побудили ученых РАГС при Президенте Российской Федерации уточнить официальную формулировку понятия государственной службы и дополнить ее трактовку положением о том, что эта служба - не только профес­сиональная управленческая деятельность, но и система социальных институтов - правового, социального (в узком смысле слова), орга­низационного, экономического, политического и нравственного[7].

При этом сущность государственной службы определяется тремя уровнями: государства и общества; самой государственной службы; личностным уровнем - положением государственного служащего в системе соответствующих отношений (рисунок 1).

Рисунок 1.1. Уровни государственной службы в Российской Федерации[8]

Таким образом, в определении сущности современной рос­сийской государственной службы выявилось два подхода - ши­рокий (ориентация на задачи государства) и узкий (ориентация на исполнение должности государственной службы). Узкий под­ход принят за основу официальной трактовки государственной службы, что порождает отрицательные последствия, в частности, создает условия для абсентеизма (безразличного отношения к интересам государства), коррупции, равнодушия к потребностям граждан и др.

В России сложилась двухуровневая система государственной службы, которая учитывает федеративное государственное устройство страны. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих РФ[9].

С содержательной стороны деятельность государственных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядитель­ных, административно-хозяйственных, информационно-аналити­ческих, проектно-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций. Подобная деятельность вызы­вает большие психологические перегрузки (проявление нервно-физиологических структур). Однако было бы ошибочным только на этом основании определять требования к служащим, условиям их отбора, формированию круга обязанностей, функциональных характеристик места работы, условий труда, форм его оплаты. Данные проблемы следует решать с учетом других качественных характеристик государственной службы и прежде всего как пра­вового и социального института.

Исходя из этого, следует определять цель деятельности государственных служащих и государственной службы в це­лом как социальной организации. Продуктивным представляется «сферный» подход, поскольку он отражает сущность государ­ственной службы как системы социальных институтов. В каждой из сфер деятельность государственных служащих приобретает свою специфику.


По содержанию цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, политическими, организацион­ными, правовыми, идеологическими и т. д[10].

Что касается средств деятельности, то в этом качестве используются различные виды прежней, ранее реализованной (накопленной) деятельности - материальные (финансы, ЭВМ, множительная техника, информация) и духовные (идеи, тради­ции, правила, технологии, способы деятельности и т. д.).

Существуют значительные трудности с определением ре­зультатов деятельности. Их нельзя оценивать по количеству проектов, информационных материалов, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т. д. Это должны быть успехи в реализации социально-политической, экономиче­ской, организационно-правовой политики государства, полномо­чий ведомства. Однако, как успехи в этом деле, так и недостатки имеют двух субъектов - политическую элиту и государственную службу. Причем элита имеет приоритет[11].

Для того чтобы выделить результаты деятельности государ­ственных служащих, используют ряд косвенных методов: оценка экспертами деловых, профессиональных, нравственных и лично­стных качеств; опросы населения; отзывы клиентов; сравнение итогов работы служащего с правами и обязанностями, содержа­щимися в должностном регламенте, и т. д.

Следует также учитывать, что в федеральном законодатель­стве государственная служба ограничивается обеспечением пол­номочий государственных органов. В науке управления, в адми­нистративном, государственном и некоторых других отраслях права полномочие рассматривается как составная часть компе­тенции и статуса органа, его право и обязанность действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. При этом компетенция (от лат. competencio - добиваюсь, соответствую, подхожу) представляет собой совокупность юридически установленных прав и обязан­ностей конкретного государственного органа, определяющих его правовой статус в системе государственных органов[25, с. 61].

Что касается государственного органа (от греч. orjanon -орудие, инструмент), то он представляет собой государственную структуру, обладающую организационным единством, собствен­ной компетенцией и специальным назначением (законодатель­ные, исполнительные, судебные органы и т. д.). В конституцион­ном праве под государственным органом понимают коллектив граждан или отдельного гражданина (например, Президент РФ), наделенных государственно-властными полномочиями, уполно­моченных государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленном государством порядке. Иными словами, это организованная часть государственного механизма. наделенная необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государст­венного регулирования социальных процессов.


В ходе дальнейшего развития государственной службы целе­сообразно уточнить формулировки, касающиеся определения го­сударственной службы, ограничения ее ведомственностью и «обеспечивающим» характером.

Что касается процесса деятельности, то он означает напря­жение физических сил и умственных способностей, применение разнообразных методов, механизмов и технологий управления[12].

Таким образом, деятельность государственных служащих имеет цель, средства, результаты и сам процесс деятельности. Поскольку цели государственной службы нормативно не указа­ны, их следует определять, исходя из рассмотрения государст­венной службы как системы социальных институтов и «сферного» подхода.

Важнейшей составной частью процесса организации и функционирования государственной службы является ее прохо­ждение. Оно во многом предопределяет становление государст­венной службы как профессиональной деятельности, системы социальных институтов.

Государственная служба как самостоятельный институт является предметом рассмотрения различных дисциплин. Так, наукой конституционного права государственная служба рассматривается в первую очередь с точки зрения формы осуществления публичной власти[13].

Приведенное в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» определение государственной гражданской службы Российской Федерации» позволяет выявить следующие отличительные особенности данного вида государственной службы[14]:

1) данный вид службы осуществляется на профессиональной основе, т.е. для государственного гражданского служащего эта деятельность является основной, за исполнение обязанностей которых ему полагается денежное содержание, размер и порядок оплаты которого определяется законодательством;

2) государственным гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации;

3) осуществление государственной гражданской службы заключается в обеспечении полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Отличие государственной гражданской службы от военной и правоохранительной службы в силу специфики возложенных целей и задач заключается в следующем[15]: