Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончание

Главное различие между корнем и окончанием в том, что корень связан с лексическим значением слова, а окончание - с его грамматическими характеристиками: родом, числом, лицом и т. п.

Окончание передает отношения между словами, а не их предметные значения: письмо брата - письмо брату и т. п.

Первое грамматическое значение, с которого начинается знакомство школьников с окончанием как особой частью слова, это значение числа всех трех важнейших частей речи. Числовое значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников. Значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов.

Во II классе школьники учат: «Окончание служит для связи слов в предложении».

Например, в словосочетании читает книгу слово, называющее действие, может изме­няться «как хочет»: читал книгу, читаю книгу, читаем книгу и т. п., а второе слово ему «подчиняется», выступая в форме определенного падежа: сказать «читает книгой» или «читаю книга» нельзя. И это можно показать детям.
Представление о роли окончания в речи можно сформировать на примере предложения, в словах которого неизвестны окончания.

Кошк . лов.. мышк .
Общий смысл понятен, но точно нельзя сказать, сколько кошек, сколько мышек и кто кого ловит. Окончание дает возможность установить связь между словами, уточнить мысль.

Формируется всеобщий способ нахождения в слове этой морфемы:

а) изменяется форма слова;

б) сравниваются исходная и полученная формы слова;

в) находится изменившаяся часть.
Например, изучается род имен прилагательных. Изменяем прилагательное по роду: добрый (человек), доброе (дело), добрая (девочка). Сравниваем полученные словоформы: добрый - доброе - добрая. Отделяем изменяющиеся части: -ый, -ое, -ая. Это и есть окончание, которое говорит, какого рода прилагательное. Даже если не известно, какой признак называет прилагательное, а известно только, какое у него окончание, мы уже можем об этом прилагательном кое-что сказать.

Например, окончание -ая говорит о том, что это прилагательное женского рода един­ственного числа именительного падежа.

Тем легче учащимся различать слова и словоформы. Появляется формальный признак, опираясь на который можно безошибочно отличать словоформы от разных слов: в слове изменилось только окончание - слово осталось тем же (называет тот же предмет, признак, действие); а если произошли изменения в той части слова, которая находится перед окончанием (в основе), - появилось другое слово.


Задание. Пользуясь приведенными выше рассуждениями о сущности окончания, составьте несколько заданий для учащихся; обдумайте и четко сформулируйте цель каждого задания.

Всеми свойствами обычных окончаний характеризуются и так называемые нулевые окончания. О нулевом окончании говорят, когда грамматическое значение есть, а фонемы, которая бы его выражала, нет. Например, в именительном падеже у существительных 2-го склонения окончание нулевое: стол. А другие падежные значения выражены звуками: стол-а, стол-у. На уроках же в начальных классах можно слышать, что стол - слово без окончания. Впоследствии эта «мелочь» оборачивается тем, что ученик средних классов не отличает слова действительно без окончаний, например наречия, от слов, которые в одной из своих форм имеют нулевое окончание.

Когда ученики начальных классов встретятся с нулевым окончанием у глаголов, как Вы будете работать с этой словоформой?
Приставки и суффиксы

Приставки и суффиксы главным образом выполняют словообразовательную функцию: с их помощью образуются новые слова. Однако в ряде случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений (например, суффикс -л- как показатель формы прошедшего времени глагола).

Как разобрать глагол с суффиксом –л-?

(-л- не входит в основу)
К сожалению, на практике приходится наблюдать, что в качестве единственного при­знака морфемы используют ее местоположение: часть слова перед корнем - это приставка.

При таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких аффиксов: при-у-красить, укрот-и-тель, уч-и-л и т. п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов.

Кроме того сочетания букв корня могут напоминать детям приставки и суффиксы. (полоса – приставка по, а в слове нет приставки, замок – суффикс ок, а в слове нет суффикса).

Для выделения в слове приставки или суффикса нужно:

  • подбирать однокоренные слова с разными приставками и суффиксами и без них; (походка – заход, выход, ходит, ход, ходок);

  • проверять, один ли суффикс, одна ли приставка; (приукрасить, лесник – лес-ник, лес-н-ик)

  • доказывать существование такой приставки и суффикса подбором слов с аналогичными морфемами.


Вбежать – вшить, влить, влезть, в-стать - ?. Столик - домик, кустик, лесн – ик - ?.

Необходимо четко разграничивать:

  • Одну и ту же приставку (суффикс) и разные приставки (суффиксы), которые совпали лишь по звуковому составу (омонимичные).

  • Морфемы, которые при разном звучании имеют одно значение (синонимичные).

Таким образом, говорить об одной и той же морфеме можно только при совпадении двух ее признаков (одинаковая часть и одинаковое или близкое значение).

сбежАть – движение предмета вниз; сбЕгать – пространственное передвижение предмета туда и обратно

попить - испить

уменьшительно-ласкательный суффикс -ЧИК- (стульчик – маленький стул);

омонимичный ему суффикс -ЧИК- обозначает лиц по роду деятельности (резчик, разведчик, пулемётчик);
Кроме того, полезно иметь в виду некоторые особенности приставок и суффиксов, ко­торые подсказывают приемы работы с ними. Так, известно, что приставки как бы «приклеи­ваются» к слову спереди. Отбрасывая приставку, получаем целое, ни в чем не деформированное слово той же части речи: от глагола - глагол (выбросил - бросил), от прилагательного - прилагательное (подводный - водный) и т. п. Конечно, это не относится к словам, образованным префиксально-суффиксальным способом (подснежник).

Зато суффиксы часто «переводят» слово из одной части речи в другую: от существи­тельных образуют прилагательные (сон - сонный), от прилагательных - глаголы (белый - бе­лить) и т. п.
Самая эффективная форма контроля по морфемике – практическое применение знаний и умений при выполнении упражнений.

Кроме того демонстрировать знания по морфемике дети будут при проверке написания корней, суффиксов, приставок, окончаний.
Критерии оценки усвоения раздела: умение разобрать слова по составу, давать определение корня, приставки, суффикса, окончания; использовать знания для орфографических целей; решать познавательные задачи по составу и образованию слов.

Наиболее высокие требования предъявляются к ориентированию в морфемном составе слов.
Вопросы для самоконтроля


  1. Какой способ действия необходимо сформировать у учащихся при усвоении понятия «родственные слова»? Проиллюстрируйте его на примере.

  2. Почему нельзя формально подходить к признаку родственных слов «близки по смыслу»?

  3. Какой прием поможет детям осознать важность объяснения значения родственных слов с помощью одного – мотивирующего слова?

  4. Как научить выделять в слове корень?

  5. Что необходимо четко разграничивать при работе с родственными словами?

  6. На что важно обращать внимание при выделении корня?

  7. Какие функции окончания должны усвоить младшие школьники?

  8. В чем заключается способ нахождения в слове окончания. Проиллюстрируйте его на примере.

  9. Какую ошибку допускают учителя при изучении приставки?

  10. Как должен действовать ребенок при выделении в слове приставки или суффикса?

  11. Что необходимо четко разграничивать при работе с приставками и суффиксами?

  12. Назовите самую эффективную форму контроля по морфемике.

  13. Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите упражнения, которые будут способствовать усвоению младшими школьниками морфемного состава слова.



Литература


  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

  2. Жиренко, О.Е. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс [Текст] / О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина, Л.Н. Яровая. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

  3. Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

  4. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

  6. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

  7. Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

  9. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка [Текст]: Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

  10. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.


Лекция 4

Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова
Рассмотрим основные методы обучения, которые используются при изучении морфемики в начальной школе.

Это наблюдение над фактами языка, морфемный анализ слова и конструирование.

Такие методы как словообразовательный и этимологический анализ используются на начальном этапе обучения только как приемы.

1. Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами:

1). Определение значения каждой морфемы в слове.

- для уяснения лексического значения слова (водитель: -вод- указывает на род занятий (от глагола водить), -тель – указывает на того, кто совершает действие, т.е. водитель – тот, кто водит, управляет чем-либо).

- для понимания и различения значений суффиксов и приставок ( -ист- в словах футболист, тракторист обозначает лиц определенного рода занятий, профессии)

2). Сравнение слов и наблюдение

- над многозначностью морфем (суффикс –ант- симулянт (лицо по отношению к деятельности), лаборант (лицо по отношению к месту работы), конкурсант (лицо-участник совместной деятельности);

- над омонимией морфем (по-: значение неполноты признака (погромче, пошире, помягче), значение начала действия (побежать, полететь);

- над словообразовательной синонимией (вымазать – измазать – перемазать);

- над словообразовательной антонимией (глаз – глазик – глазище).

3). Распределение слов по словообразовательным гнездам (испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный) и по словообразовательным моделям



Береза, поехать, снег, новый, побелка, ветерок.

4). Подбор однокоренных слов: сосна – сосновый, сосняк, сосенка.

Игра «Я из твоей семейки»

Детям раздаются разные слова. К доске выходит ученик со словом. Тот, у кого родственное слово к данному, должен встать и сказать: «Я из твоей семейки» и доказать. Так собирается вся семья родственных слов.
2 . Метод конструирования может быть представлен следующими приемами: