Файл: «Повышение производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников».pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы стимулирования персонала на предприятии
1.1 Место и роль стимулирования труда различных категорий персонала на предприятии
1.2 Анализ методов мотивации и стимулирования персонала на предприятии
2. Совершенствование методов мотивации труда персонала в ООО «Маджента»
2.1 Характеристика организации
2.2 Основные проблемы развития методов стимулирования труда ООО «Маджента»
Основные недостатки |
Возможные варианты устранения недостатков |
Необходимые условия для реализации устранения недостатков |
|
Выделение бюджета затрат на управление персоналом и управление им (или его частью) силами кадровой службы |
Достаточный уровень подготовки руководителей и сотрудников кадровой службы в вопросах экономического планирования и управления бюджетом |
||
Невысокая роль и авторитет службы управления персоналом в решении управленческих задач и подготовке таких решений |
Пересмотр функций, обязанностей, полномочий и порядка взаимодействия с другими подразделениям и руководством организации |
Высокий уровень подготовки руководителей и сотрудников кадровой службы |
|
Отсутствие четкой и прозрачной стратегии и политики в сфере управления персоналом |
Введение документа, содержащего основные принципы управления персоналом в организации и доведение этих принципов до всех уровней управления |
Достаточный уровень информированности руководства организации о текущей ситуации для определения принципов управления персоналом и контроля за их осуществлением |
|
Разрозненность осуществления форм, средств и методов управления персоналом в различных подразделениях |
Разработка и внедрение единой организационной и методической документации по управлению персоналом |
Наличие специалистов, способных разработать такую документацию и довести ее до соответствующих должностных лиц |
|
Обладание руководством подразделений кадровой службы лидерскими качествами и навыками |
|||
Отлаженная система взаимодействия различных подразделений и должностных лиц по вопросам управления персоналом |
|||
Оптимальное распределение трудовых функций по сотрудникам с учетом их уровня квалификации |
Способность руководства к оптимальному распределению работ и трудовых функций |
||
) Использование командной и групповой работы в решении отдельных хозяйственных задач |
Обладание руководством навыков формирования рабочих команд и организации групповой работы |
||
Неполное использование всех возможностей кадрового потенциала |
Организация взаимодействия между различными группами работников по обмену опытом и более оптимального использования сильных сторон каждой группы |
Наличие системы внутрифирменного обучения персонала |
|
Выделение бюджета затрат на управление персоналом и управление им (или его частью) силами кадровой службы |
Достаточный уровень подготовки руководителей и сотрудников кадровой службы в вопросах экономического планирования и управления бюджетом |
Продолжение таблицы 2.6
Основные недостатки |
Возможные варианты устранения недостатков |
Необходимые условия для реализации устранения недостатков |
||
Невысокая роль и авторитет службы управления персоналом в решении управленческих задач и подготовке таких решений |
Пересмотр функций, обязанностей, полномочий и порядка взаимодействия с другими подразделениям и руководством организации |
Высокий уровень подготовки руководителей и сотрудников кадровой службы |
||
Обладание руководством подразделений кадровой службы лидерскими качествами и навыками |
||||
Отсутствие четкой и прозрачной стратегии и политики в сфере управления персоналом |
Введение документа, содержащего основные принципы управления персоналом в организации и доведение этих принципов до всех уровней управления |
Достаточный уровень информированности руководства организации о текущей ситуации для определения принципов управления персоналом и контроля за их осуществлением |
||
Разрозненность осуществления форм, средств и методов управления персоналом в различных подразделениях |
Разработка и внедрение единой организационной и методической документации по управлению персоналом |
Наличие специалистов, способных разработать такую документацию и довести ее до соответствующих должностных лиц |
||
Отлаженная система взаимодействия различных подразделений и должностных лиц по вопросам управления персоналом |
||||
Неполное использование всех возможностей кадрового потенциала |
Организация взаимодействия между различными группами работников по обмену опытом и более оптимального использования сильных сторон каждой группы |
Наличие системы внутрифирменного обучения персонала |
||
Оптимальное распределение трудовых функций по сотрудникам с учетом их уровня квалификации |
Способность руководства к оптимальному распределению работ и трудовых функций |
|||
Использование командной и групповой работы в решении отдельных хозяйственных задач |
Обладание руководством навыков формирования рабочих команд и организации групповой работы |
|||
Отсутствие целенаправленной системы адаптации новых работников |
Введение в практику процедуры адаптации для каждого нового работника |
Владение сотрудниками кадровой службы и руководителями подразделений методами адаптации персонала |
||
Неопределенная периодичность аттестации персонала, ограниченное использование форм и методов аттестации |
Внедрение расширенной системы регулярной оценки персонала для различных целей |
Владение сотрудниками кадровой службы современными способами и методиками оценки персонала |
||
Принятие управленческих решений без учета результатов проводимых аттестаций |
Регулярный учет результатов оценки персонала при осуществлении функций управления |
Уровень подготовки руководителей, позволяющий четко ставить цели оценки персонала, интерпретировать ее результаты и принимать на основе этой информации управленческие решения |
||
Невысокий уровень мотивации персонала или отдельных групп работников |
Регулярное применение методов нематериального стимулирования на всех уровнях управления |
Владение руководителями всех уровней управления нематериальными методами мотивации персонала |
На основе проведенного анализа мы выделили следующие основные недостатки системы управления персоналом на предприятиях. Такими недостатками являются: нечеткая система управления затратами на персонал, невысокая роль кадровой службы в управлении организацией, отсутствие четкой и комплексной стратегии по управлению персоналом и кадровой политики, отсутствие единства методов управления персоналом в различных подразделениях, неполное использование возможностей имеющегося кадрового потенциала, отсутствие целенаправленной процедуры адаптации новых работников, невысокая роль аттестации персонала в системе управления, низкий уровень мотивации отдельных групп персонала.
Для начала отметим, что данный анализ будет проводится согласно Теории мотивации Портера – Лоулера, которая построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Система мотивации в ООО «Маджента» включает следующие виды стимулирования:
- система прямой материальной мотивации;
- система косвенной материальной мотивации;
- система нематериальной мотивации.
Прямое материальное стимулирование. Структура оплаты труда в гипермаркете состоит из должностных окладов и премиальных выплат. Должностные оклады устанавливаются лично директором.
Мотивационные начисления и выплаты не производятся в период испытательного срока, отпуска, больничного.
Косвенное материальное стимулирование сотрудников ООО «Маджента»:
- подарки сотрудникам, награждаемым по итогам работы в году и приуроченные ко Дню рождения компании;
- подарки юбилярам;
- новогодние подарки детям сотрудников.
Нематериальное (моральное) стимулирование:
- награждение почетными грамотами;
- объявление благодарностей от руководства компании;
- предоставление отдельным работникам возможности использовать гибкий график работы.
В 2019 году было проведено исследование мотивационного профиля персонала ООО «Маджента».
Цель исследования: Определение мотивационного профиля сотрудников ООО «Маджента». Оценка текущего мотивационного профиля персонала необходима для детальной работы над повышением эффективности системы управления персоналом в целом, и управлением текучестью персонала в частности.
Была использована методика Ш. Ричи и П. Мартин «Изучение мотивационного профиля личности».
Исследование проводилось с 11 апреля по 06 мая 2019 года.
В исследовании участвовало 16 сотрудников ООО «Маджента».
Время заполнения опросника занимало в среднем 20 минут. Условия обследования не были специально подготовленными, то есть участникам исследования иногда мешал шум, так как во время диагностики не было абсолютной тишины.
Процедура обследования заключалась в том, что участнику исследования выдавался тест для заполнения.
Менеджером по персоналу была проведена мотивировка и инструктаж участника исследования:
1) Не тратьте много времени на обдумывание ответов.
2) Все пункты опросника должны быть заполнены.
3) Отвечайте искренне, здесь не может быть ответов «правильных» и «неправильных», не старайтесь провести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
4) Было дано обещание дать обратную связь после обработки экспериментальных данных.
В целом можно сказать, что исследование было проведено успешно.
Опросник предполагает самостоятельную работу испытуемого с ним и может применяться как индивидуально, так и в группе. Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится в Приложении В. Номера колонок в таблице-ключе соответствуют двенадцати описанным выше потребностям. Подсчитав сумму баллов в каждой колонке, получаем количественные показатели относительной значимости для индивида этих потребностей.
Таким образом, в мотивационном профиле персонала на первом месте оказались условия работы, затем взаимоотношения, самосовершенствование, интересная работа и социальные контакты.
Столкнувшись с высокими значениями потребности «условия работы», нужно в первую очередь рассмотреть человеческие отношения, сложившиеся в организации, ее корпоративную культуру.
Потребность «взаимоотношения» показывает, работники хотят получать удовлетворение и положительные эмоции от многочисленных контактов с другими людьми. Многие из них способны проявлять толерантность к окружающей суете, шуму, которые неизменно сопровождают совместный труд. Таким образом, создавая условия для многочисленных контактов или перемещая на должности, предполагающие такие контакты, можно повышать удовлетворенность этих сотрудников.
Потребность «социальные контакты» говорит о том, что нужно попытаться сформировать поощряющий взаимоотношения моральный климат. Такие работники будут удовлетворены в условиях доверия, благоприятных рабочих и личных взаимоотношений, свойственных эффективной команде.
Показатель независимости и самосовершенствования. Люди, имеющие высокую потребность в самосовершенствовании, оценивают свою работу именно с таких позиций. Персональный рост подталкивает их к самостоятельности, которая в своем крайнем выражении может превращаться в желание ни от кого не зависеть.
В ООО «Маджента» основной акцент сделан на материальную мотивацию персонала. Проведенный анализ мотивационного профиля персонала организации выявил, что работники предпочитают нематериальные стимулы (главным образом наличие благоприятного организационного климата и самосовершенствования). Таким образом, для совершенствования системы мотивации сотрудников ООО «Маджента» необходимо с учетом выявленных несоответствий между действующей системой и предпочтениями работников.
С целью изучения организационного климата ООО «Маджента» был проведен тест, отражающий организационный климат. Судя по абсолютным показателям можно сказать, что в коллективе более чем на 50% сформировался здоровый организационный климат. Относительные показатели же свидетельствуют о продолжающемся процессе формирования положительного организационного климата.
Чтобы оценить степень удовлетворённости персонала системой материального стимулирования было проведено анкетирование сотрудников предприятия. Было опрошено 16 человек. Результаты анкетирования по категории «материальная мотивация» представны в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Результаты анкетирования по категории «материальная мотивация»
Вопросы |
Руководители, чел. |
Специалисты, чел. |
Основные работники, чел. |
|||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
|
1. Устраивает ли вас размер заработной платы |
1 |
0 |
1 |
0 |
9 |
5 |
2. Достаточна ли доля премии в оплате вашего труда |
1 |
0 |
1 |
0 |
9 |
5 |
3.Всегда ли вы точно знаете, за какие дополнительные результаты получаете премии? |
1 |
0 |
1 |
0 |
10 |
4 |
Результаты проведённого анализа, которые отражены в таблице 10, показывают, что все руководители организации удовлетворены условиями материальной мотивации. В то же время почти тертья часть основных работников неудовлетворены сложившейся ситуацией. Отсюда можно сделать вывод, что система материального стимулирования оценивается как неудовлетворительная.