Файл: Основные функции в системе менеджмента (Сущность функций менеджмента как основы процесса управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции могут объединяться в определенные группы и по другим признакам:

— по объекту управления: управление объединением, предприятием, цехом и т. п.;

— по характеру деятельности: экономическая, или хозяйственная (руководство оборотом производственных фондов, производством, реализацией продукции), социальная (формирование трудового коллектива, развитие социальной инфраструктуры), организационная (проектирование и организация и функционирование системы);

— по воздействию на отдельные стадии производственного процесса: управление техникой производства, организация основного производства, вспомогательного, обслуживающего), управление технологическими процессами, оперативное управление производством, организация метрологического обеспечения, технико-технологический контроль, сбыт продукции;

— по признаку воздействия на отдельные факторы производства: работа с кадрами, управление организацией труда и заработной платой, материально-техническое снабжение, капитальное строительство, организация финансовой деятельности.

При установлении состава функций и формирование на их основе структурных подразделений допускается объединение или расчленение отдельных функций. В результате создаются многофункциональные подразделения, однофункциональные, или же несколько подразделений выполняют работы, относящиеся к одной функции

1.2 Понятие функций менеджмента и влияние внешней среды на их развитие

В специальной литературе по менеджменту перечисляется разное количество специфических (конкретных) функций, от 10 до 20 и более. Ниже раскрывается содержание этих функций относительно до предприятий, объединений, ассоциаций, кооперативов и других организационных формирований.
1. Общее линейное руководство — предвидение, лидерство, организация труда и производства, мотивация к труду, воспитательная работа, контроль за выполнением решений. С этой целью осуществляются операции: организационно-административные, аналитико-конструктивные и информационно-технические.
1) Организационно-административные включают: служебные коммуникации с подчиненными, коллегами по работе, вышестоящим руководством, партнерами, представителями общественных организаций; выдачу распоряжений, указаний, поручений и т. п.; контрольно-оценочную деятельность, которая связана с проверкой, оценкой и стимулированием работников; координацию — согласование деятельности отдельных структурных подразделений и исполнителей.


2) Аналитико-конструктивные операции: аналитические операции, связанные с изучением и анализом ситуации; конструктивные — творческая разработка предложений, планов и задач; управление социальным развитием коллектива, созданием социальной инфраструктуры; управление маркетингом; управление финансовыми ресурсами; управление модернизацией предприятия.

3) Информационно-технические операции: участие в подготовке и обработке документированной информации; осуществление учетных, вычислительных и формально-логических операций.

4) Технико-экономическое и социальное планирование. Организация и осуществление стратегического долгосрочного, краткосрочного и текущего планирования производственно-финансовой деятельности, социального развития трудовых коллективов.

Разработка и формирование миссии и профиля предприятия, долгосрочных и годовых целей, главной и рабочих стратегий, политики предприятия, оценка факторов конкуренции, определение и оценка направлений деятельности с точки зрения миссии предприятия, технико-экономическое обоснование выбора вариантов новой продукции, техники и технологии, разработка проектов цен (тарифов) на производимую продукцию (услуги), осуществления хозяйственного (коммерческого) расчета, внедрение государственных и отраслевых стандартов, создание нормативной базы для планирования, проектирования социально-профессиональной структуры трудовых коллективов, улучшения условий труда и здоровья работников, развитие социальной инфраструктуры, личных подсобных хозяйств.
5) Управление технологической подготовкой производства — разработка и постоянное совершенствование технологии производства на основе достижений науки, передового отечественного и зарубежного опыта, разработка и корректировка технологических карт, контроль за качеством выполняемых технологических операций, оформление заявок на материально-технические ресурсы, осуществление природоохранных мероприятий, планов организационно-экономических мероприятий, обучение кадров и повышение их профессионального уровня.

6) Управление технической подготовкой производства, энергетическим и транспортным обслуживанием. Разработка системы машин для комплексной механизации, автоматизации и электрификации, обеспечения рациональной эксплуатации и технического обслуживания и ремонта машин и оборудования, расчет потребности в техническим средствах, в запасных частях, в энергоснабжении, ведение паспортизации и учета технических средств механизации, электрификации и автоматизации производства, подготовка документации на списание с баланса предприятия изношенных машин и оборудования, отработавших амортизационный срок.
7) Управление трудовыми ресурсами формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в кадрах, проведение организационного набора, отбор кадров и прием на работу, определение заработной платы, контроль за состоянием трудовой дисциплины, составление графиков отпусков, выдача характеристик и справок по требованию различных организаций; развитие трудовых ресурсов: профессиональная ориентация и социальная адаптация, обучение кадров, оценка результатов деятельности, аттестация руководителей и специалистов, подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе, проведение работы по закреплению кадров, учет и отчетность по кадрам.


8) Организация труда и заработной платы, изучение форм организации и систем оплаты труда, разработка мероприятий, направленных на внедрение прогрессивных методов организации труда, мотивации труда к высокопроизводительной работы, расчет премий и других вознаграждений, контроль за правильностью оформление аккордных нарядов, правильностью разработки калькуляций, нормирование всех видов труда, разработка расценок, анализ затрат рабочего времени, контроль за правильностью использования фонда заработной платы, присвоением классов и разрядов рабочим.

Эта функция занимает также операции, связанные с проектированием состава управленческого персонала, расходов на его содержание, разработкой структурных схем, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, текущих мероприятий по повышению производительности труда всех работающих.

9) Оперативное управление производством — оперативное планирование (разработка оперативных планов, сроком до 1 месяца, составление декадно-суточных графиков и заданий), сбор информации о выполнении работ, получение и реализацию продукции, анализ этой информации и подготовка предложений для руководства предприятия, разработка оперативных решений, контроль за выполнением распоряжений, координация деятельности производственных подразделений и отдельных работников, оперативное решение вопросов по предупреждению и ликвидации нарушений, возникающих в процессе выполнения работ, подготовка оперативных (диспетчерских) совещаний, ведение протоколов оперативных совещаний и контроль за выполнением принятых решений.
10) Управление материально-техническим обеспечением и сбытом. Составление заявок на материалы и изделия, размещение заказов на изделия, контроль за выполнением заявок, проведение децентрализованной заготовки и обеспечения поставок по оперативным заявкам, контроль за поступлением материалов, организация складского хозяйства, разработка графиков реализации продукции, осуществление взаимосвязей с снабженческими, заготовительными и торговыми организациями.

11) Управление капитальным строительством и реконструкцией. Разработка проекта плана строительно-монтажных и ремонтных работ, составление титульных списков и заключение договоров с подрядчиками, изучение коммуникаций и составления документации на электроснабжение объекта строительства, контроль за строительно-монтажными работами и ввод в эксплуатацию производственных и других объектов.


12) Бухгалтерский учет и финансовая деятельность. Обеспечение обратной связи в системе менеджмента, своевременного учета Материальных ценностей, выхода продукции и производственных затрат, осуществления режима экономии и хозяйственного коммерческого расчета, составление финансового плана предприятия и расчет потребности в капитале, определение источников фондов и размера фонда акций, ведения статистической отчетности, управления активами, оборотным капиталом и основными фондами, анализ финансового состояния предприятия, его платежеспособности и ликвидности, контроль за правильным расходованием финансовых средств и производственных ресурсов, дебиторской и кредиторской задолженностью, балансировки финансовой структуры, финансирование за счет выпуска новых акций, изучение эффективных соотношений между финансированием с помощью займов и продажей ценных бумаг, проведение оптимальной дивидендной политики, подготовка предложений по повышению конкурентоспособности предприятия.
13) Охрана труда и техника безопасности, входной инструктаж по технике безопасности лиц, принимаемых на работу, переаттестация рабочих и принятия зачетов по технике безопасности, контроль за соблюдением законодательных норм, правил техники безопасности и производственной санитарии, инструктаж по технике безопасности перед началом работы, расследование несчастных случаев на производстве, составление актов о несчастных случаях, составление сметы, составление годовой заявки на спецодежду и защитные средства, организация медицинских осмотров, подготовка отчетов по охране труда и техники безопасности.

14) Контроль за качеством труда и продукции — разработка и совершенствование комплексной системы управления качеством продукции, внедрение внутрипроизводственных стандартов, организация контроля, оценка и стимулирование качества труда и продукции.

15) Управление хозяйственным обслуживанием и делопроизводством — обеспечение нормальных условий труда персонала управления, организация системы делопроизводства и документационного обеспечения управленческой труда.

16) Управление маркетингом — изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, сегментация рынка, анализ потребностей потребителей, планирование ассортимента, продвижение товаров на рынок, стимулирования сбыта, создания образа управления рекламной деятельностью, ценообразованием, разработка планов маркетинга на предприятиях, защита прав потребителей, организация работы маркетинговых служб, выбор организационных структур и информационных систем маркетинга.


17) Управление внешнеэкономическими связями, определение содержания и форм внешнеэкономических связей, прав и ответственности во внешнеэкономической деятельности, оформление внешнеэкономических связей, расчеты и кредитование внешнеэкономической деятельности, анализ конъюнктуры рынка, рекламная деятельность, поиск зарубежного партнера, проведение переговоров, создание совместных предприятий, развитие лизинговых операций, участие в осуществлении экспортных предприятий, развитие лизинговых операций, участие в осуществлении экспортных и импортных операций, лицензирование внешнеэкономической деятельности, регулирование бартерных сделок, встречной торговли и закупок, компенсационных, соглашений, информационное обеспечение руководителей по внешнеэкономической деятельности, разработка организационно-экономических условий для повышения эффективности экспортно-импортных операций.

Определенный перечень функций является обязательным для каждого предприятия независимо от его особенностей — например, общее (линейное) руководство, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, технико-экономическое планирование. В то же время такие факторы, как размеры производства, местоположение хозяйства, его специализация, влияющие на соотношение функций менеджмента, а иногда и на их состав. В различных хозяйствах они неодинаковы.

Реформирование народного хозяйства привело к изменению функции самих предприятий и объединений. Практически они самостоятельно определяют направление хозяйствования, объемы производства, рынки сбыта продукции, формы организации труда и производства. При этих условиях ощутимых изменений претерпевает управленческая система иерархической системы АПК. Основным в деятельности руководящих органов становится не непосредственное воздействие на субъекты собственности, а создание условий для хозяйствования, инспекторский контроль и обучение кадров, координация процессов, связанных с развитием инновационных процессов, управления природопользованием; внедрение малоотходных и безотходных технологий, разработка рекомендаций для стимулирования ресурсосбережения. Наконец, поскольку растет коммерциализация различных видов деятельности, то самостоятельное значение приобретает функция управления маркетинговыми процессами. Речь идет об изучении и прогнозированию конъюнктуры рынка, его сегментации, планированию ассортимента, товарооборота и сбыта, рекламной деятельности, создании информационных маркетинговых систем.