Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства (Становление индустрии гостеприимства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Индустрия гостеприимства – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в России. Причин тому несколько: застой во многих отраслях экономики в последние годы, влияние на сферу материального производства негативных макроэкономических факторов, делающих привлекательной сферу услуг, в т. ч. индустрию гостеприимства и туризм.

При этом на сегодняшний день прослеживается отставание темпов роста развития гостиничного бизнеса в России от общемирового. Причины данной ситуации можно проследить в истории, а именно начиная с XX века, когда научно-технический прогресс повлек за собой необратимый рост экономик ведущих стран мира, который оказал воздействие и на индустрию гостеприимства и туризм.

Актуальность темы исследования определяется тем, что индустрия гостеприимства сегодня является быстроразвивающейся и перспективной отраслью, которая приносит большие прибыли. Благодаря тому, что индустрия гостеприимства способен давать стабильный доход в федеральный бюджет, количество отелей и гостиниц в России растет с каждым годом. Вследствие этого появляется сильная конкуренция, и менеджерам приходится прибегать к неординарным маркетинговым идеям и различного вида акциям. Но все же масштаб их деятельности в гостиничном бизнесе в Российской Федерации развит намного меньше, чем за рубежом.

Объектом исследования является индустрия гостеприимства.

Предметом исследования является тенденция развития индустрии гостеприимства.

Целью курсовой работы является рассмотрение современного состояния, тенденций развития индустрии гостеприимства.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить становление индустрии гостеприимства на территории Российской Федерации;
  2. Проанализировать современное состояние индустрии гостеприимства в Российской Федерации;
  3. Выявить тенденции развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение.

Информационной базой курсовой работы послужили научные труды и учебники известных авторов Арбузова Н.Ю., Березовой Л. Г., Елкановой Д. И., Сивчиковой Т.Ю., Уокер Дж.Р., а также периодические издания.

Структура работы обусловлена ее темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава I. Анализ современного состояния индустрии гостеприимства

1.1. Становление индустрии гостеприимства в Российской Федерации

Становление индустрии гостеприимства в РФ кроится в истории XX века. Первая его половина была тяжелейшим временем, когда и во всем мире мало кому приходилось думать о путешествиях по собственной воле. Однако Вторая Мировая Война закончилась, но не закончился трагический период истории страны. Пока развивающиеся и развитые страны, оправившись от военных потрясений, начали тесное взаимодействие, СССР все закрывал границы на новый оборот замка. Понятно, что страна была закрыта, как для въезда в нее, так и для выезда.

Восьмидесятые годы стали переломными для страны, в том числе для туристического бизнеса. Олимпийские Игры, впервые проводимые на территории СССР, потребовали открытия массы мест для встречи и временного проживания иностранных гостей. К Олимпиаде было построено огромное количество сооружений, в т. ч. для размещения постояльцев. Общее количество отелей и гостиниц различных типов составляло 7000, а проживать в них единовременно могло 700 000 гостей.

Однако переломный момент в новейшей истории не стал толчком для дальнейшего сохранения темпов роста гостиничной отрасли. В начале девяностых годов страну постигли новые экономические и политические потрясения, благодаря которым большая часть предприятий по стране кануло в лету. Отелей во всей новой России насчитывалось около 3000.

Так продолжалось до середины 2000-х годов, когда статистика вдруг показала увеличение числа приезжих (по большей части из стран СНГ), что повлекло за собой необходимость открытия новых предприятий отельной сферы. Благосостояние граждан росло, как и возможность инвестиций во внутренний туризм, однако до последних лет граждане предпочитали отдых за пределами страны. В последние же годы ситуация кардинальным образом изменилась.

Индустрия гостеприимства в современной России начинал строиться после распада СССР. Распад СССР привел к значительному спаду спроса на услуги индустрии гостеприимства. По статистике, в конце 1990-х гг. в России было около 5 тыс. предприятий гостиничного типа, в которых насчитывалось около 390 тыс. мест. Однако постепенно тяжелые времена стали уходить в прошлое, и для сферы гостеприимства наступило время очередного развития - сначала робкого, затем все более динамичного[1].


В начальный период, гостиницы из сферы планового хозяйства стали переходить в частную собственность. В Россию пришли иностранные гостиничные сети, такие, как: «Radisson», «Marriott», «Swisshotel» и др. Однако, российские гостиничные бренды, такие, как: «Гелиопарк», «Катерина-Сити», сумели составить им достойную конкуренцию. В настоящее время, в новой России лучшими гостиницами являются уже «Балчуг Кемпински», «Арарат Парк Хаятт», «Президент-Отель». Этими пятизвездочными гостиницами гордится не только столица, но и вся страна. Самым популярным в Москве гостиничным комплексом является Измайлово, который представлен четырьмя 30-этажными отелями с 5000 номерами различных категорий. В последнее время в России стало модным содержать мини-отели, однако, до последнего времени наиболее популярными оставались трехзвездочные гостиницы, которые привлекали туристов соотношением цены услуг и их качества. В последние же годы уверенную конкуренцию им составляет такой вид услуг размещения, как сдача квартир посуточно. Популярность ее обусловлена несколькими причинами: быстротой поиска и заселения, меньшей оплатой за проживание, анонимностью, удобством и комфортом.

Перестроечные процессы оказали негативное влияние на состояние гостиничного хозяйства в России. Сокращение туристских потоков привело к снижению спроса на гостиничные услуги, что, в свою очередь, повлекло сокращение числа гостиниц. С начала 90-х гг. наблюдается особенно резкое сокращение числа гостиниц и их загрузки. Даже в таких крупных городах, как Москва, коэффициент загрузки гостиниц составляет немногим более половины. Во многих регионах страны четко проявилась тенденция убыточности гостиничного хозяйства. Основная часть гостиниц нуждалась в реконструкции и обновлении материальной базы, поскольку они не соответствовали мировым стандартам[2].

Одним из негативных факторов развития индустрии гостеприимства была неравномерность гостиничного фонда. Более 65% гостиниц были расположены в городах, причем в основном в крупных городах, и только 25% гостиниц находилось в сельской местности.

В гостиничном бизнесе России крайне неравномерно начинается процесс воссоздания индустрии гостеприимства, восстановление утраченных связей между гостиничными предприятиями стран СНГ. В 1992 г. была создана международная Ассоциация туристских организаций «ЕвроАзия», цель которой направлена на восстановление обслуживания иностранных туристов и организации зарубежных поездок для отечественных туристов.


На смену монополизированному гостиничному хозяйству с 1993 г. в России стал складываться рынок гостиничных услуг. В начале своего развития гостиница вступали в ту или иную цепь для того, чтобы сократить свои расходы за счет оптовой закупки расходных материалов, распределения между отелями одной цепи затрат на инженерное обслуживание, разработку корпоративного стиля, рекламу[3].

На сегодняшний день Россия, как туристическое направление, из года в год становится весьма привлекательной для иностранных туристов. Развитию гостиничной индустрии в России поспособствовало закрытие такого массового направления как Египет, и уменьшение потока туристов в Турцию. Присоединение Крыма к России является отдельным существенным фактором, повлиявшим на рост показателей гостиничного дела в стране. Посетить Черное Море, полюбоваться красотами гор и побережий полуострова устремилось колоссальное число туристов.

По официальной статистике, еще в 1993 году насчитывалось 6258 средств размещения. А вот к концу 2015 года этот показатель составил 20136 объектов. Номерной фонд также увеличился (+ 63%) и составил на конец 2015 года 771000 номеров, тогда как в 2000-х годах насчитывалось 472000 номеров. Динамика роста числа средств размещения представлена на рисунке[4] 1 [1].

Рисунок 1 - Число средств размещения в 1993–2015 гг.

Таким образом, начиная с 2000 года, можно заметить ежегодный рост средств размещения в стране. За анализируемый период количество средств размещения увеличилось на 7700. Эти данные говорят об актуальности сегмента гостиничного бизнеса для экономики страны. В среднем ежегодный прирост средств размещения составляет 29%. Распределение средств размещения по территории России неравномерное, что объясняется различным уровнем развития туризма в регионах. Распределение гостиниц по Федеральным округам РФ в 2015 году представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Распределение гостиниц по Федеральным округам РФ

Необходимо отметить рост числа таких средств размещения как гостевые дома – элемент гостевого бизнеса, средства размещения, предоставляющие «разнообразные услуги гостям (проживание, питание, развлечения), имеющие в основе своего функционирования глубокие традиции гостеприимства, местные обычаи, культуру обслуживания, учитывающие специфику своего региона или сельской местности, в которой они расположены»[5].


По классификации средств размещения гостевые дома относятся к прочим средствам размещения. Их появление обусловлено ростом популярности отдыха внутри страны, в местах, где простыми словами интересно туристам, но негде разместиться. В России по неофициальным данным огромное количество гостевых домов, особенно на юге. Проследить тенденции, связанные с появлением гостевых домов в России, очень тяжело, поскольку нет официальной информации по этому аспекту предпринимательства. В различных субъектах наблюдается разная активность в плане создания гостевых домов и их продвижении на рынок. По итогам 2013 года насчитывалось порядка 115 гостевых домов, а уже в 2014 году – около 150 гостевых домов в России, согласно рисунка 3.

Рисунок 3 - Распределение гостевых домов по субъектам РФ по итогам 2014 года[6]

Таким образом, гостиничная индустрия – интересный динамично развивающийся сектор экономики. По ежегодному росту различных средств размещения можно судить об актуальности данного сектора среди предпринимателей.

Итак, индустрия гостеприимства – это понятие, включающее в себя услуги по обслуживанию клиентов. На сегодняшний день прослеживается отставание темпов роста развития гостиничного бизнеса в России от общемирового. Причины данной ситуации можно проследить в истории, а именно начиная с XX века, когда научно-технический прогресс повлек за собой необратимый рост экономик ведущих стран мира, который оказал воздействие и на индустрию гостеприимства и туризм. Именно в этот период Европа и США вышли на путь развития гостиничного бизнеса и туризма. Прежде всего, это было связано с большим потоком туристов со всего мира, развитием отельной сети и сопутствующих услуг. В Советском Союзе гостиничная индустрия и туризм развивались с большим трудом. Потоки туристов составляли собственные граждане СССР, и, их количество было весьма незначительным по сравнению с Западом. В зависимости от размеров города варьировалось и количество гостиниц. В крупных городах СССР их было 5-8, в средних около 2-4, а в маленьких – всего 1-2. Переломным моментом для гостиничной индустрии стала Олимпиада 80-го года. Она позволила выйти данному бизнесу на новый уровень, к тому времени в СССР функционировало уже около 7000 отелей способных разместить около 70000 человек. На сегодняшний день индустрия гостеприимства – это одна из крупных и быстро развивающихся систем сектора экономики. В любом гостиничном предприятии важное место отведено гостеприимству.