Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства (Становление индустрии гостеприимства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная отечественная индустрия гостеприимства находится в процессе становления и направлена на получение прибыли от сотрудничества со своими клиентами. Нестабильная экономическая и политическая ситуация вызвала ряд проблем, с которыми столкнулась индустрия гостеприимства. Именно поэтому фирмы вынуждены пристально изучать складывающуюся конъюнктуру рынка. Поиск и использование фирмами различных форм бизнеса стали особым моментом для эффективного управления предприятиями индустрии гостеприимства. Существующая в настоящее время практика функционирования индустрии гостеприимства не отвечает мировым стандартам и требованиям, что вызвано низкой доходностью предприятий, связанных с управлением и эксплуатацией гостиниц. Отечественным предприятиям индустрии гостеприимства принадлежит наибольшая часть рынка, что выражается в низкой доходности и невозможности конкурировать с такими предприятиями, которые сконцентрированы в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Иностранные корпорации создают монополию на российском рынке индустрии гостеприимства. А российские компании в свою очередь с легкостью отдают то, чего добились за определенный промежуток времени. Это объясняется тем, что отечественные предприятия отвыкли работать в конкурентной среде, следить за новинками на мировом рынке, внедрять новые программы и технологии[19].

Важной тенденцией российского рынка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых компаний. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощение конкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям и на свои средства.

Исследования индустрии гостеприимства России, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, выявили ее негативные черты. Ныне существующие региональные гостиницы пока не соответствует требованиям международного туризма. Очень мало высококлассных, т.е. 4-5-звездочных гостиниц.

В настоящее время сформировались различные сегменты гостиничного рынка, которые можно классифицировать следующим образом: гостиницы класса премиум, среднего и выше среднего класса и эконом класса. Многим городам не хватает дешевых гостиниц. Недостаточно развитая инфраструктура сдерживает поток туристов в регионы, особенно остро ощущается нехватка гостиниц эконом-класса, ориентированных на командированных, школьников, на небогатые категории населения. Люди приезжают по делам, им необходимы дешевые номера. Спрос на них очень велик. Но большинство новые гостиницы строятся от трех звезд и выше. Опытные отельеры утверждают, что строить одно-, двухзвездочные отели - все равно, что увидеть на улице плохо одетого человека и дать ему денег, чтобы он купил себе хорошую одежду. Проще построить офис и сдать его в аренду: хлопот намного меньше, а доходы те же самые. Развитие рынка должно идти в среднем и выше среднего сегменте. Именно этот сегмент пока и развивается. Большинство городских отелей работают на уровне от трех звезд, хотя далеко не все прошли процедуру добровольного категорирования. Эконом сегмент занимает всего около 10% местного рынка, примерно столько же приходится на долю премиума, оставшиеся 80% - это отели среднего и выше среднего классов[20].


Основные потребители гостиничных услуг - бизнес-туристы, доля которых - 70% от общего объема въездного туризма. Их можно условно поделить на две категории. Первая - дипломаты, руководители и менеджеры иностранных компаний, вторая - люди из регионов России и стран СНГ, посещающие промышленные предприятия, банки, коммерческие и иные структуры. В связи с явным преобладанием бизнес-туристов большинство отелей ориентируются на дополнительные услуги: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер, факс, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту, оздоровительные центры, прачечная, химчистка и т. д. Именно дополнительные услуги способствуют повышению доходности индустрии гостеприимства. Сервис такого рода предлагают многие гостиницы сегментов среднего и выше среднего, в том числе мини-отели вместимостью до 50 номеров - их в последние годы становится все больше. Между тем новые российские гостиницы предлагают свое понимание уровня сервиса: все красиво, шикарно и дорого. Спрос есть и на те, и на другие виды гостиничных услуг. С приходом новых игроков на гостиничный рынок особенно актуальной оказывается задача повышения профессионализма кадров. Конкуренция невозможна без улучшения качества обслуживания и расширения спектра услуг. Вряд ли удастся привлечь иностранного потребителя, не предоставив ему то, что он привык воспринимать как норму: комфортное размещение, качественное питание, залы для заседаний с эргономичной мебелью, климат-контролем, дневным освещением и беспроводным Интернетом, а также транспортное, экскурсионное и другое обслуживание. В борьбе за привлечение клиента гостиницы соперничают «через формирование лучшего соотношения цена/качество», а также нацеливаясь на конкретные рыночные сегменты[21].

Тенденция последнего времени: выбор потребителей останавливается не на роскошных, а скорее на более простых, но качественных и ориентированных на гостей отелях. Но тенденции могут меняться. В конце концов, успех отеля зависит от соотношения цена/качество, которое он создает для своих целевых сегментов. Увеличившееся количество гостиниц привело к уменьшению загрузки: раньше заполняемость была 100%, запись велась за две недели вперед, а теперь и в середине недели есть свободные номера. Поэтому многие гостиницы начали снижать цены.

Таким образом, рынок гостиничных услуг в Российской Федерации еще далек от перенасыщения и продолжает развиваться. В недалекой перспективе в России будет достаточное количество отелей, рассчитанных на разные категории потребителей и предлагающих номера для проживания по относительно доступной цене. Увеличение количества на рынке международных и отечественных профессиональных гостиничных операторов, открытие новых гостиничных комплексов и реконструкция существующих, и появление на рынке здоровой конкуренции являются положительной тенденцией в развитии гостиничного хозяйства современной России. Это должно привести к становлению качественного сервиса и высокой культуры обслуживания наряду с адекватным уровнем цен.


2.2. Тенденции развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации

Современная индустрия гостеприимства как вид бизнеса вот уже который год демонстрирует стабильный рост, привлекая пристальное внимание инвесторов. Динамично развивающаяся отрасль имеет отличный прогноз в долгосрочной перспективе, в связи с чем вопрос установления государственного контроля – это только дело времени.

В последние годы внутрироссийский туризм становится все более востребованным среди жителей нашей страны и иностранных путешественников. Этому способствует довольно высокий курс ведущих мировых валют, который привел к ощутимому снижению уровня зарубежных поездок россиян, но в то же время повысил интерес к России у обладателей долларов и евро из других стран.

Кроме того, Россия стала приоритетным туристическим направлением для жителей Китая, Японии и других азиатских государств. Например, в минувшем году в высокий сезон ощущалась нехватка гостиниц и отелей в наиболее крупных городах Российской Федерации, обеспечив рекордный уровень выручки владельцам данного сегмента бизнеса.

Усиливающийся контроль государства нашел выражение в тех изменениях, которые уже приняты на законодательном уровне, или пока только находятся на стадии обсуждения.

В сферу интересов государства попали собственники квартир, которые сдают принадлежащие им жилые помещения посуточно. Данный проект вступает в противоречие с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению, зато он защищает интересы соседей, которые могут пострадать от сдачи внаем квартиры посуточно.

Однако в соответствии со ст. 288 п.2 Гражданского кодекса, а также ст. 17п.1 Жилищного кодекса обычное жилое помещение не может использоваться для предоставления гостиничных услуг. Закон делает исключения только для тех квартир, которые расположены на первом этаже, а также на более высоких этажах, если помещения под ними не имеют статуса жилых[22].

В целях получения прибыли квартира может использоваться только после перевода в разряд «нежилое помещение». В этом случае оформляется весь пакет разрешительной документации, в том числе документы от пожарной инспекции и санэпидстанции.


Грядущий ЧМ-2018 еще более усложнил положение владельцев гостиниц и отелей ввиду принятого закона 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA-2017». Данный акт указывает на необходимость пройти процедуру оценки состояния готовности отеля к приему гостей. Стоимость процедуры составляет, примерно 15 000 – 30 000 рублей. Те гостиницы, которые не будут соответствовать уровню, определенному законом, не могут осуществлять деятельность по предоставлению гостиничных услуг.

В настоящее время уже девять сотен московских отелей и гостиниц прошли классификацию, обретя нужный рейтинг.

Ушедший год принес еще один законопроект в сфере туризма - ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который обогатился свежими нововведениями. Они определяют сроки классификации, которые являются обязательными для следующих хозяйствующих субъектов:

- объекты, чей номерной фонд 15-50 комнат - до 1 января 2019;

- объекты, чей номерной фонд превышает 50 комнат - до 1 января 2018;

- объекты, чей номерной фонд не превышает 15 комнат, - до 1 января 2020 года.

Олег Сафонов, глава Ростуризма, предостерег от принятия скороспелых непродуманных решений, которые может принести в деятельность гостиниц и отелей новый законодательный акт. По его мнению, положения данного закона могут нанести урон деятельности самых бюджетных гостиниц - хостелов, которые весьма популярны среди россиян с умеренными доходами. Комитет по социальной политике поддержал мнение главного чиновника РФ по туризму. В комитете считают, что таким образом может уменьшиться прослойка тех граждан нашей страны, которые стараются выкроить некоторую часть своего дохода для знакомства с родной историей, культурой и архитектурой[23].

На основании этого по указанию Валерия Рязанского, председателя комитета, была разработана поправка о легитимности ведения предпринимательской деятельности в жилом доме в части предоставления постоя, но с выполнением обязательного условия.

Оно заключается в том, что собственники других жилых помещений не будут возражать против размещения объекта постоя в жилом многоквартирном доме. В свою очередь владелец бизнеса берет на себя определенные обязательства, например, устройство клумб на территории у дома.

Пока все те нововведения, которые принесли принятые законопроекты, несколько насторожили отельеров, и часть их них не планирует проходить процедуру классификации, вследствие чего некоторые отели и гостиницы в текущем году ожидает закрытие. Однако наряду с этим произойдет и определенное обновление рынка гостиничных услуг за счет открытия предприятий индустрии гостеприимства в мини-формате. Если верить подсчетам специалистов Межрегионального объединения развития индустрии хостелов, в связи с проведением ЧМ-2018 в этом году ожидается рост количества объектов постоя в мини – формате на 20%. На сегодняшний день их насчитывается приблизительно 2,5 тысячи в целом по стране, а в одной только Москве их почти четыре сотни.


Всплеск развития бизнеса, связанный с проведением чемпионата, приостановится сразу после его проведения, а в последующий период возможно сворачивание деятельности и деловой активности. Согласно прогнозам, падение достигнет показателя в 20 процентов.

В общем и целом, прогнозы специалистов на 2018-2019 год таковы:

- увеличение доли внутреннего российского туризма;

- устойчивый и все возрастающий поток туристов из азиатских стран, который повлечет за собой увеличение спроса на услуги хостелов и недорогих гостиниц;

- поддержка внутреннего туризма на правительственном уровне;

- стабильный курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам обеспечит устойчивый спрос на услуги постоя по всей стране, что привлечет как отечественные, так и зарубежные инвестиции.

Таким образом, в Российской Федерации заметна тенденция положительных изменений в туристическом бизнесе. Несмотря на то, что большую часть (более 70%) всех туристов по стране составляют сами россияне, все заметен прирост доли иностранных путешественников по стране. В первую очередь это связано с гражданами Китая, которые активно посещают Россию. Согласно данным Ростуризма приток этой группы составил примерно 40% в 2016 году.

Сейчас гостиничная индустрия активно развивается во всем мире, в том числе и в России. Можно заметить некоторые изменения в крупных отельных компаниях. Сейчас все активнее осуществляется демократизация, то есть гостиницы стараются привлекать не только богатых людей, но и тех, кто имеет средний уровень достатка. Кроме того, индустрия гостеприимства подвергается воздействию различных внешних факторов, но благодаря своей мобильности и адаптивности она изменяется в лучшую сторону, так что можно заметить определенные новые веяния в гостиничном деле. 

Заключение

Анализ тенденций развития индустрии гостеприимства в РФ показал, что в России сегодня существуют гостиницы самого различного уровня. Однако, в целом, индустрия гостеприимства в России еще недостаточно полно сформировалась.

К концу 2015 года в России насчитывалось 152 гостиницы под управлением Международных гостиничных операторов с общим номерным фондом 34 466 номеров. Планируется, что к 2020 количество гостиниц под международным управлением увеличится на 118 объектов (23 450 номеров). Наиболее крупные международные операторские сети в России: Accor Hotels, Hilton World wide, Marriott International, Starwood Hotels&Resorts, The Carlson Rezidor HotelGroup.