Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства (Становление индустрии гостеприимства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Современное состояние индустрии гостеприимства в Российской Федерации

На сегодняшний день в России наблюдается небывалый рост показателей в индустрии гостеприимства. В большинстве стран, представляющих интерес у путешественников, ежегодный рост туристических показателей составляет в среднем 4%. Россия же в последние годы показывает намного больше успехов. Этому есть масса причин, большая часть из которых не относится к жизнеутверждающим, однако делает капиталовложения в эту сферу весьма и весьма привлекательными. Рассмотрим подробнее причины, по которым в стране наблюдается некий гостиничный бум.

О том, что происходило с рублем в последние пару лет, не знает, пожалуй, только ребенок. Нас интересует эта ситуация в изучении перспективности гостиничного бизнеса. Что же нам говорит этот факт? Всем ясно, что падение национальной валюты не сулит ничего хорошего экономической ситуации в целом. Однако если взглянуть на ситуацию с точки зрения путешественника, становится понятно, почему в последние годы гостиницы по всей стране возникают, словно грибы после дождя.

За чертой бедности в стране живет очень большое количество людей. Эта категория граждан, как не могла себе позволить путешествия, так и не может. Однако граждане среднего достатка еще недавно ежегодно хвалились своими печатями из египетских, турецких, греческих, испанских и других аэропортов в загранпаспортах. На сегодняшний день соразмерно с ценой евро к рублю,  увеличилась и стоимость заграничного отдыха для россиян. Поэтому, все большее количество путешественников предпочитает отечественный отдых заграничному, так как заграничный отдых позволить себе попросту не могут.

Закрытие перелетов в Египет и Турцию не могло не отразиться на спросе на отечественные побережья. Относительно недорогой альтернативой этим любимым россиянами странам являются Тунис, Таиланд, Вьетнам. Однако участившиеся трагические случаи и в этих странах ставят под сомнение заграничный отпуск для большинства россиян.

Не стоит забывать также и о том, что для определенных категорий граждан граница закрылась на замок вовсе. Сотрудники Министерства Внутренних Дел, будь то простой участковый или глава транспортной полиции железнодорожного вокзала, не могут выехать за пределы родины на законном основании. На сегодняшний день ходят весьма противоречивые слухи о том, что граница будет закрыта также для всех госслужащих, однако подтверждения этому пока нет. Хотя список лиц, которым выезд из страны запрещен, расширяется.


В последние несколько лет в России проводились крупнейшие соревновательные мероприятия Мира, такие как Универсиада в столице Татарстана; Сочинские зимние Олимпийские Игры 2014; музыкальный конкурс Евровидение в Москве; саммиты во Владивостоке, Санкт-Петербурге и других городах. В 2018 году Чемпионат Мира по Футболу будет проходить в нашей стране.

Исходя из результатов исследования, французская Accor Hotels, под управлением которой работают 7 брендов и 37 отелей, названа крупнейшей международной гостиничной сетью в России[7].

На втором месте среди крупнейших международных гостиничных сетей оказалась Carlson Rezidor Hotel Group, по количеству отелей длительное время лидировавшая на российском рынке. С 2013 года число гостиниц под управлением сети выросло с 21 до 35. В пятерке лидеров также оказались Hilton Worldwide, Marriott International и Intercontinental Hotels Group.

На долю пятерки крупнейших международных гостиничных операторов приходится около 28% всех бронирований бизнес-туристов за первое полугодие 2017. В частности, более 7% бронирований приходится на отели сети Hilton, несколько меньше – на Accor, третье место в топ-5 сетевых гостиниц занимает сеть Carlson Rezidor с почти 5,5% бронирований, тогда как 4% бизнес-путешественников выбирают отели сети Marriott. Замыкает пятерку лидеров сеть отелей Intercontinental Hotels Group с 3,6% от общего числа бронирований. На остальные сетевые гостиницы приходится не более 15% бронирований. Стоит отметить, что на долю крупнейших национальных гостиничных операторов в России – Azimut Hotels Company, HELIOPARK Hotels & Resorts, Маринс Групп, Гост Отель Менеджмент, Cronwell Hotels & Resorts, AMAKS Hotels & Resorts – приходится менее 7% от общего числа бронирований деловых путешественников за первую половину 2017.

Аналитики отмечают, что бронируя гостиницы по России, бизнес-туристы чаще всего отдают предпочтение гостиничным брендам Holiday Inn, Hilton Garden Inn, Courtyard by Marriott, Park Inn by Radisson и Novotel. За рубежом сотрудники крупнейших корпораций чаще всего останавливаются в гостиницах Novotel, Marriott, Mercure, Hyatt и Hilton.

5-звездочные отели за рубежом более чем в два раза доступнее гостиниц аналогичной категории в России, поэтому путешествуя за границу, деловые туристы чаще выбирают отели категории 4-5*, тогда как внутри страны предпочитают размещение в гостиницах 3-4*. Самыми популярными зарубежными направлениями первой половины этого года стали Стамбул, Алматы, Вена, Минск и Пекин, при этом средний чек на проживание в гостиницах премиум-сегмента в этих городах как правило не превышает 12 тысяч рублей за ночь[8].


Более половины гостиниц, принадлежащих международным гостиничным брендам, сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, за ними следует Сочи, на который приходится 9% отелей. Также заметна тенденция выхода гостиничных сетей в областные районы крупных городов, как, например, в Одинцово, Завидово, Ступино и другие. Кроме того, если раньше гостиничные операторы предпочитали наращивать присутствие в основном в городах-миллионниках, то сейчас активно расширяют свои сети в региональных центрах с населением более 300 тыс. человек. Очевидна активизация российских и международных гостиничных сетей в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. В частности, запланировано строительство нескольких гостиниц в Москве (Four Points By Sheraton в аэропорту Внуково, Radisson Blu в МФЦ Novion на Олимпийском проспекте, Hyatt Regency VTB Arena Petrovsky Park на Ленинградском проспекте), а также в Нижнем Новгороде (Marriott), Саранске (Four Points by Sheraton), Ростове-на-Дону (Sheraton, Radisson). Еще одним стимулом для реализации новых проектов международных и национальных гостиничных операторов выступает рост въездного туризма со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Всего в России представлено 20 международных гостиничных операторов более чем в 30 городах. В управлении международных гостиничных сетей находится более 170 гостиниц и еще более 10 планируют открыть свои двери для гостей до конца 2018 года.

Для инвесторов московский рынок является наиболее перспективным. За одно полугодие каждый московский гостиничный номер приносит его владельцу примерно €153 чистой прибыли. Всего в российской столице около 38,2 тысяч гостиничных номеров. 9% приходится на гостиницы категории «5 звезд», 19% - на «4 звезды», 22% - на «2 звезды», 44% - на «3 звезды». Гостиницы высшей категории занимают хоть и небольшую, но существенную часть рынка[9].

Количество посетителей Москвы, фиксируемое городскими властями, продолжает расти: в 2016 г. в городе было зарегистрировано 17,5 млн. посетителей, а в 2017 г. прогнозируется уже 17,9 млн. чел (рост 2,2%). Рост подогревается увеличением внутреннего спроса (прирост в 2016 г. по отношению к 2015 г. составил 11,1%), в то время как количество зарубежных посетителей сокращается (16,5% за тот же период)[10].

В конце 2016 года номерной фонд современного стандарта Москвы составил порядка 17,6 тыс. единиц, а к концу 2017 г. ожидаемое увеличение предложения составит дополнительные 1.661 единицу (9,4%), достигнув планки в 19,3 тыс. номеров. Реалистичные ожидания по новому номерному фонду различного ценового стандарта, который может быть выведен на рынок до конца 2020 года, составляют порядка 4,0 тысяч единиц, что означает возможное увеличение предложения на 21%.


Развитие гостиниц в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи связано с рентабельностью гостиниц. В регионах она составляет – 15-20%, а в Москве 17-25%. По имеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тысяч гостиничных номеров, 40% – это гостиницы категории "три звезды", 28% - на "две звезды", 18% – на "четыре звезды", 8% – на «пять звезд».

В индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга функционирует 235 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял около 23 тысяч номеров. Из них к категории «5 звезд» относится 16 гостиниц, 52 отелей имеют категорию «4 звезды», 173 гостиница – категорию «3 звезды»[11].

Рассмотрим на примере индустрии гостеприимства Санкт-Петербурга важнейшие параметры: среднюю стоимость номера, прибыль с номера, среднюю загрузку гостиниц[12]. На рисунке 4 представлены показатели гостиниц «высшего» сегмента (5 звезд) за 2017год и 2018 г. (прогноз).

Рисунок 4 – Показатели гостиниц «высшего» сегмента

(5 звезд) г. Санкт-Петербург

На рисунке 5 представлены показатели гостиниц «верхнего» сегмента (4 звезды) за 2017год и 2018 г.(прогноз)[13].

Рисунок 5 – Показатели гостиниц «верхнего» сегмента

(4 звезды) г. Санкт-Петербург

На рисунке 6 представлены показатели гостиниц «среднего» сегмента (3 звезды) за 2017год и 2018 г.(прогноз).

Рисунок 6 – Показатели гостиниц «среднего» сегмента

(3 звезды) г. Санкт-Петербург

Анализ показателей на примере гостиниц и отелей г. Санкт-Петербург показывает, что среднюю стоимость номеров в 2017 году во всех сегментах можно считать весьма приемлемой. Однако, на 2018 год запланировано повышение стоимости проживания во всех сегментах: от 410 руб. в верхнем сегменте, 348 руб. в среднем сегменте и 2040 руб. в высшем сегменте. Одновременно предусматривается и пропорциональный рост прибыли от услуг. В то же время прогнозируется увеличение загрузки гостиниц на 4% в верхнем сегменте, 5% в среднем сегменте, 11% в верхнем сегменте. Возможная причина увеличения показателей связано, по-видимому, с предстоящим чемпионатом мира по футболу, и приемом высокопоставленных гостей из заграницы.

Для сравнения и анализа с гостиницами г. Санкт-Петербург, приведем аналогичные показатели зарубежной гостиницы категории «верхний предел» верхнего сегмента ( 5 звезд) г. Рига, Латвия.


На рисунке 7 представлены показатели гостиниц «верхний предел» верхнего сегмента (5 звезд) за 2015-2017гг. и 2018 г.(прогноз).

Рисунок 7 – Показатели гостиниц «верхний предел» верхнего сегмента (5 звезды) г. Рига

Как видно из рисунка 7, средняя стоимость проживания гостиниц «верхний предел» верхнего сегмента (5 звезды) г. Рига примерно на 30-35% ниже, чем в г. Санкт-Петербург. В то же время, доля прибыли в стоимости также ниже. Необходимо отметить, достаточно стабильную, но низкую загрузку гостиниц г. Рига на уровне 42-46%. Этот анализ показывает, что российской индустрии гостеприимства есть куда стремиться. Необходимо не повышать стоимость проживания в гостиницах, а наоборот, несколько снижать. Это позволит повысить коэффициент загрузки и получить большую прибыль, обслуживая большее количество клиентов.

За последние 20 лет в Санкт-Петербурге появились гостиницы с мировыми именами – «Sheraton», «Marriott», «Corinthia», «Novotel», «Rocco Forte», «Kempiski» и многие другие[14].

Большую роль сейчас отводят дополнительному сервису и развлечениям. В результате чего, в России ведут активное строительство разнообразных развлекательных центов. При сотрудничестве правительства страны с гостиничными предприятиями и зарубежными инвесторами данный сектор экономики будет интенсивно развиваться.

Таким образом, современные гостиницы в России отвечают общемировым требованиям гостеприимства, существует множество примеров высококлассного обслуживания, все больше мировых брендов приходят на российский рынок, в крупных городах появляются новые высококлассные отели. С другой стороны, уровень развития гостиничной базы региона во многом определяет не только интенсивность потока туристов, но и доходы местного населения, возможность притока инвестиции, реализации новых бизнес-идей.

1.3. Тенденции в мировой индустрии гостеприимства

В настоящее время для развития мировой гостиничной индустрии характерна централизация и интеграция управления.

Интеграционные процессы в сфере гостиничного хозяйства вызваны объективной необходимостью:

  1. обеспечения стабильной загрузки гостиницы, поэтому каждая гостиничная цепь имеет собственную систему бронирования, ориентированную на первоочередную загрузку входящих в цепь гостиниц;
  2. формирования качественной гостиничной услуги, что зависит от целого ряда факторов (оформление интерьера, качество оборудования, квалификация персонала, обеспечение безопасности проживающих и их имущества);
  3. повышения загрузки гостиницы, поиск новых клиентов и сохранение имеющихся заставляет гостиницы проводить глубокий анализ рынка, клиентуры, гостиниц-конкурентов, поставщиков, давать рекламу;
  4. совершенствования профессионализма персонала гостиниц, что существенно влияет на качество обслуживания гостя в отеле.