Файл: Направления социальной защиты населения в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения

1.2. Современная система социальной защиты

1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения

Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования

2.2 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите

2.3. Характеристика управления социальной защиты населения муниципального образования

2.4 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения

2.5 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения

2.6 Анализ финансирования социальной защиты населения

2.7 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп

Раздел 3. Проектная часть

3.1 Совершенствование организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов

3.2. Организация срочного социального обслуживания

3.3 Развитие системы социальных служб для незащищенных и слабо защищенных групп населения. Семейные воспитательные группы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Социальный паспорт – документ, содержащий совокупность сведений о человеке, определяющих его социальное, имущественное и правовое положение. Социальный паспорт будет представлять собой пластиковую карту, дающую доступ к информации о здоровье человека, социальных льготах, образовании, профессии и другой социально значимой персональной информации.

В социальном паспорте будет записана информация о конкретном человеке, что позволит получить достоверную информацию обо всех льготах и льготах, которые ему причитаются, а также о факте их целевого использования.

Социальный паспорт включает в себя социально значимую информацию о человеке, определяющую его социальное, имущественное и правовое положение. Создание социального паспорта позволит эффективно решать задачи адресного взаимодействия с основными категориями социально незащищенных граждан.

В перспективе необходимо разработать и внедрить мультиагентную систему адресного взаимодействия населения и органов исполнительной власти в социальной сфере, когда базы данных Департамента социальной защиты населения будут подключены к электронной системе паспортов.. Кроме того, в этих учреждениях могут быть установлены интернет-киоски для организации свободного доступа населения к системе адресного взаимодействия. Использование такой системы позволит обеспечить прозрачность управления и адресность услуг гражданам в социальной сфере, повысить открытость, доступность и достоверность информации о социальных пособиях и выплатах, интеграцию в единое место для граждан информации о законах в сфере социальной сферы регионального и муниципального уровней, сократить сроки и упростить механизм оформления документов, подтверждающих право на получение социальных пособий.

Социальный паспорт избавит граждан от необходимости многократно посещать различные организации социальной сферы, будет способствовать эффективному обмену социальной информацией в регионе между государственными органами, повысит доступность информации о проводимых мероприятиях, мероприятиях, проектах в сфере культуры.

В дальнейшем, после апробации системы, ее функциональные и сервисные возможности могут быть улучшены, информационная база законодательных документов в области социальной сферы расширена, Департамент образования может быть подключен к системе адресного взаимодействия.

Основной целью работы по созданию социального паспорта является оказание адресной помощи жителям, когда в условиях ограниченных ресурсов необходимо обеспечить согласованную работу всех социальных учреждений. Использование новых информационных технологий и, прежде всего, мультиагентных систем, позволит гарантировать возможность проверки и контроля бюджетных средств, социальных субсидий и со стороны государства, и со стороны человека.


Анализ социальных паспортов позволит сформулировать социальную программу по поддержке льготных категорий, которая может стать основой работы коллегии в этом направлении.

3.2. Организация срочного социального обслуживания

Срочные социальные услуги оказываются социальным службам для оказания экстренной разовой помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также пожилым людям и инвалидам, нуждающимся в социальной поддержке.

К срочным социальным услугам относятся следующие социальные услуги из федерального перечня социальных услуг, гарантированных государством:[27]

Задачами отделения срочной социальной помощи могут быть:

  • разовое обеспечение остро нуждающихся граждан бесплатными продуктовыми наборами;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи;
  • организация юридических, психологических и иных консультаций;
  • обеспечение талонами на льготно-бытовое обслуживание.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малообеспеченные семьи и малообеспеченные одинокие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В отделении неотложной социальной помощи могут работать следующие специалисты: заведующий отделением, специалисты по социальной работе, социальные работники, а также психолог (рис. 3.1).


Рис.3.1 – Структура Отделения срочной социальной помощи

Отделение неотложной социальной помощи должно иметь минимальный набор медикаментов и медицинских изделий для оказания экстренной первой помощи.

Деятельность отделения срочного социального обслуживания должна быть направлена на:

  • максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса;
  • выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных видах помощи, с целью предоставления им этой помощи;
  • дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
  • разовое обеспечение остро нуждающихся граждан бесплатным горячим питанием, в т.ч. путем предоставления им талонов на бесплатное питание, или продуктовыми наборами;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • разовое оказание материальной помощи;
  • оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»;
  • предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи;
  • привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении.

Хорошее сотрудничество с бизнес-структурами, малым бизнесом и общественными организациями очень важно для функционирования департамента по чрезвычайным ситуациям. Именно эти структуры могут оказать действенную помощь в оказании срочной помощи: ателье по мелкому ремонту, парикмахеры в организации стрижек по сниженным (социальным) ценам, предприниматели, занимающиеся торговлей – в обеспечении минимального набора продуктов питания.

Для организации работы отделения требуется помещение из 5 комнат: кабинет руководителя, кабинет социальной работы, кабинет специалистов по социальной работе, психологов и кладовая комната, где могут храниться в течение короткого времени предметы, предназначенные для раздачи нуждающимся, продукты во время приготовления продуктовых наборов, медикаменты, реабилитационное оборудование и др.

Финансирование мероприятий может осуществляться за счет средств местного и регионального бюджетов, спонсорской помощи. Отдел может не иметь статуса юридического лица и быть организован в составе Центра социального обслуживания населения.

3.3 Развитие системы социальных служб для незащищенных и слабо защищенных групп населения. Семейные воспитательные группы

Сегодня очень важно работать с уязвимыми и незащищенными группами населения, к ним относятся те, кто в силу состояния здоровья, жизненных обстоятельств или возраста не в состоянии обеспечить свое благополучие. Это понятие весьма условно, но в целом принято относить к этим группам людей с ограниченными возможностями здоровья. дети из неблагополучных семей, лица с низкими доходами из-за отсутствия работы или инвалидности, пенсионеры с небольшой пенсией, лица без определенного места жительства.

Сегодня в городском детском доме проживает более 20 детей, ежегодно около 45 детей поступают в социальный приют при ЦСПН, где находятся от 1 месяца до полугода. Эти дети в основном имеют одного или обоих родителей, проживающих в городе Красногорске и ближайших к нему населенных пунктах, как правило, ведущих нездоровый образ жизни, забывая о том, что у них есть дети. Такие дети не видят нормальной, в общечеловеческом смысле этого слова, жизни в семье. Всем им нужна не только материальная, но и психологическая помощь, а чаще всего, просто хорошее отношение и любовь.


Воспитанники государственных учреждений привыкли к тому, что взрослые вокруг них постоянно меняются, что они живут в замкнутом мире своего учебного заведения, что ложиться спать нужно в определенное время и питаться только по вызову. Они видят вокруг себя таких же сирот. Они не умеют принимать решения. Они не знают, как отделить «зерна от плевел».

Кроме этого есть еще и пресловутые гены и социальная среда, которые «унаследованы» и справиться с этим наследством может разве что семья-мать и отец, с которыми вместе едят и пьют, ходишь по магазинам и смотришь кино, одним словом – живешь вместе. Когда ребенок видит, что ему нужна его семья и умная и не очень, чистая и грязная, здоровая и больная. Вы можете учить домашнему хозяйству сколько угодно, но есть мелочи, которые изучаются только тогда, когда они прожиты. Вот и получается, что ребенок-воспитанник, уходя из детского учреждения «не должен жить», получал все готовое: еду и кров. Он не умеет жить один, не умеет тратить деньги. Он не знает, как заботиться о своих братьях и сестрах, ведь они часто воспитываются даже в разных учреждениях[28].

В том, что проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, должны решаться, сейчас никто не сомневается. Но как это сделать. Низкая эффективность крупных государственных учреждений, в которых проживает большинство детей-сирот, доказана временем. Сейчас появляются новые формы воспитания детей.

Одной из форм семейной реабилитации ребенка может стать открытие при территориальном центре социальной защиты населения семейной воспитательной группы (СВГ), задача которой формирование навыков жизни в семье. Дать представление о семейных ролях, традициях, нравственных и культурных ценностях, обязанностях членов семьи по отношению друг к другу, ответственности. СВГ дает возможность ребенку в теплой семейной обстановке пережить то время, пока идет работа с его биологической семьей, а в случае не возможности возврата, он получает шанс остаться в замещающей семье, а не детском доме.[29]

Дети, обнаружившие положительную динамику в процессе реабилитации, могут быть помещены в семейные группы, однако адаптация в семье – это процесс, не лишенный противоречий и проблем. Влияет на психическое здоровье детей гиперактивность, истерия, депрессия, что затрудняет их обращение, обучение в школе.

Однако даже при наличии этих трудностей можно утверждать, что внедрение этой новой формы семейной реабилитации дает разносторонний социальный эффект.


Организация и деятельность СВГ регулируются Постановлением Правительства РФ. Такая форма реабилитации и воспитания детей как устройство в СВГ появилась именно в социозащитных учреждениях. СВГ – это замещающая семья, которая отличается от других форм принятия детей на воспитание тем, что носит временный, договорный характер.[30]

Являясь подразделением специализированного учреждения, оно не требует изменения статуса ребенка, оставляя его выпускником учреждения, которое не снимает с себя ответственности за реабилитацию, содержание ребенка и воспитателя должностного лица, задачей которого является воспитание ребенка в условиях его семьи. СВГ можно рассматривать как подготовительный этап к созданию приемной или опекунской семьи.

В последние годы наметилась позитивная динамика роста СВГ для детей, лишенных родительского попечения. Так, например, если в 2010 г в Московской, Тверской, Нижегородской, Новгородской, Калужской областях было организовано не более 1-2 СВГ на область, то в 2014 г в этих же областях, количество воспитательных групп в каждой области увеличилось до 8-10 групп.[31]

Интерес к данной форме семейной реабилитации обусловлен ростом числа неблагополучных семей и воспитанников детских учреждений интернатного типа, неэффективностью существующей системы защиты семьи и детства, необходимостью поиска новых технологий, форм и методов стабилизации ситуации.

Основой для создания СВГ может стать обычная городская семья, которая заботится о воспитаннике специализированного учреждения. Она способствует реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, быть защищенным, получать полноценное развитие, питание, уход, кроме того, ребенок (в случае установления статуса сироты и желания семьи) может оставаться в этой семье в качестве подопечного или усыновленного. Ответственность за результат реабилитационного процесса распределяется между воспитателями СВГ и специалистами учреждения, закрепляется между преподавателями ого и специалистами учреждения, закрепляется в договоре и индивидуальной программе реабилитации.

Основанием для открытия СВГ являются[32]:

  • письменное заявление воспитателя СВГ;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий специалистами центра;
  • заключение психологов о соответствии личных качеств кандидата в воспитатели и его психологической совместимости с воспитанником;
  • письменное согласие ребенка на помещение его в семью, если он достиг семилетнего возраста;
  • трудовой договор администрации учреждения с кандидатом о принятии его на работу с испытательным сроком;
  • заключение врача о состоянии здоровья воспитателя.