Файл: Направления социальной защиты населения в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения

1.2. Современная система социальной защиты

1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения

Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования

2.2 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите

2.3. Характеристика управления социальной защиты населения муниципального образования

2.4 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения

2.5 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения

2.6 Анализ финансирования социальной защиты населения

2.7 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп

Раздел 3. Проектная часть

3.1 Совершенствование организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов

3.2. Организация срочного социального обслуживания

3.3 Развитие системы социальных служб для незащищенных и слабо защищенных групп населения. Семейные воспитательные группы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наша страна переживает глубокую экономическую трансформацию, суть которой заключается в отказе от прежних исключительно административных средств управления экономикой с помощью государственных структур и переходе к рыночным механизмам функционирования и регулирования.

В период перехода к рыночной экономике проблемы и задачи социальной политики в России существенно изменились. В ходе экономических реформ произошли существенные различия в уровне жизни населения, большинство из которых имеют доходы выше прожиточного минимума. К этим группам относятся не только традиционно неблагополучные пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды, но и работники сферы образования, культуры и здравоохранения, безработные и люди, работающие на предприятиях, но получающие заработную плату крайне неравномерно.

Переход российского общества к рыночным отношениям, обострившим социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института – социальной защиты населения (СЗН), сделав его центром общественного мнения.

Опыт стран, перешедших на рыночные отношения, показывает, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной СЗН, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и способность вести нормальную экономическую деятельность.

Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальная реализация по отношению к различным социальным слоям и группам дифференцирована: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна способствовать обеспечению равных возможностей в получении образования, овладении профессией, включению в систему трудовых отношений, предпринимательству, а также инвалидам и социально незащищенным слоям и группам населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи, дети) – предоставлять комплекс социальных услуг за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот, т. е. создавать необходимые условия для жизни.

Определенная нормативная база по организации социального обслуживания малообеспеченных граждан начала формироваться в нашей стране в начале 1990-х гг. на региональном и территориальном уровнях произошла реорганизация, в городах были созданы центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.


Цель курсовой работы рассмотреть существующую систему социальной защиты населения в городе Красногорске и пути совершенствования работы по усилению социальной защиты населения.

Предметом исследования является система социальной защиты населения. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной защиты населения.

Задачи, решаемые в работе:

  • рассмотреть теоретические и законодательные аспекты социальной защиты населения в России;
  • охарактеризовать систему социальной защиты населения города Красногорска;
  • предложить пути совершенствования системы социальной защиты населения города Красногорска.

Структура работы соответствует поставленным цели и задачам и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения

Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, создающих равные условия для членов общества, предотвращающих неблагоприятное воздействие окружающей среды на людей, обеспечивающих достойное и социально приемлемое качество жизни.

Социальная политика в нашей стране – это важный комплекс социально-экономических мер, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и др.

Основными принципами проведения социальной политики являются:[1]

  1. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  2. обеспечение помощи самым бедным семьям;
  3. выдача помощи на случай безработицы;
  4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Проблема социальной защиты населения ложится непосредственно на государство. Современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение продовольствием, одеждой, жильем, медицинским обслуживанием, необходимым для поддержания здоровья, и право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других средств к существованию в условиях, не зависящих от личности.


Потребность в социальной защите вытекает из потребности общества иметь систему законов, компенсирующих несовершенство социальной организации материальных благ и их распределения. Таким образом, сущность социальной защиты заключается в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан.

Сфера социальной защиты населения регулируется законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[2].

Российская Федерация обеспечивает охрану труда и здоровья граждан, устанавливает гарантированную минимальную заработную плату, оказывает государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым людям, развивает систему социальных услуг, устанавливает государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.

Целями оказания государственной социальной помощи согласно ст.2 Закон РФ «О государственной социальной помощи»[3] являются:

  • поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • адресное использования бюджетных средств;
  • усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижение уровня социального неравенства;
  • повышение доходов населения.

1.2. Современная система социальной защиты

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан[4]:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»[5];


4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Федеральный закон РФ от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[6] определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения

Сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеров, инвалидов, детей, матерей-одиночек и др.) в нестационарных формах развивается в сложных условиях. Прежде всего, из-за его недостаточного финансирования. Ситуация усугубляется большим количеством малообеспеченных граждан, нуждающихся в социальной поддержке, а также тем, что органы социальной защиты на местах все чаще вынуждены брать на себя необычные функции, в частности, по медицинскому, бытовому и коммерческому обслуживанию граждан.


Как и прежде, работа различных структур социального обслуживания финансируется в большей степени государством, несмотря на возросшее участие в процессе финансирования муниципалитетов. На уровне субъектов Российской Федерации деятельность департаментов социальной защиты осуществляется комитетами социальной защиты субъектов, которые выполняют контрольно-регулирующую функцию посредством реализации государственной социальной политики. Комитеты курируют различные государственные учреждения социальной сферы, расположенные на территории субъектов, а также совместно с органами местного самоуправления занимаются разработкой содержания и методов работы социальных служб. Комитеты также отвечают за участие в формировании государственной политики городского строительства и общественного планирования по созданию благоприятной инфраструктуры для различных категорий граждан (инвалидов и ветеранов), а также взаимодействие с органами местного самоуправления в вопросах условий и охраны труда.

Органы социальной защиты регионов не только определяют политику в сфере социальной защиты на подведомственной территории, но и участвуют на паритетной основе в разработке и финансировании целевых программ на территориях.

Основной целью совершенствования организационной работы с льготными категориями является оказание адресной и дифференцированной поддержки социально незащищенным слоям населения; поддержание гарантированного уровня социальных услуг, развитие сети социальных центров, охрана на территории района, укрепление его материально-технической базы.

Для достижения этих целей целесообразно составлять социальные паспорта для льготных категорий, в которых содержатся сведения о составе семьи, наличии документов о праве на льготы, получаемой помощи, а главное, их потребности в конкретных ее видах.

Социальный паспорт поможет повысить эффективность адресной помощи. Социальный паспорт будет представлять собой базу данных, куда будут вноситься сведения о тех, кому должна быть оказана помощь. Информацию о товарах и услугах (от холодильника до операции), которые нужны пенсионеру, можно будет получить с помощью соседей и знакомых.

Окончательное решение о выдаче социальной помощи после анализа достоверности информации примет комиссия, в состав которой войдут представители Пенсионного фонда, депутаты органов местного самоуправления, общественных организаций социальной защиты населения.