Файл: «Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце параграфа стоит отметить, что одной из важнейших гарантий призванных защитить прав и свободы граждан от произвольного и чрезмерного ограничения органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, служит предварительный судебный контроль за законностью и обоснованностью ОРМ.

Статья 9 закона об ОРД устанавливает основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, телеграфных и почтовых и иных сообщений, передаваемых по сетям почтовой и электрической связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].

Причем граждане вправе обжаловать нелегальную «оперативно-разыскную» деятельность правоохранительных органов и спецслужб и потребовать взыскания необходимой компенсации нанесенного вреда за нарушения прав человека и гражданина на неприкосновенность личной и семейной тайны, приватной жизни, протекции доброго имени и чести, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, переписки, телеграфных и почтовых и иных сообщений, передаваемых по сетям почтовой и электрической связи. Виновные должностные лица могут быть привлечены к ответственности [Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность / А.Н Халиков. – М.: Издательство «РИОР: ИНФРА-М», 2019. С.96].

1.3. Структура органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность

Органы внутренних дел (полиции) осуществляют ОРД в качестве одной из основных своих функций. Право полиции на поведение ОРМ закреплено в п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции [Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3 – ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 14.02.2011. – №7. – Ст. 900].

Для осуществления оперативно-розыскных функций в структуре центрального аппарата МВД России действуют управления, организующие, координирующие и контролирующие деятельность оперативных подразделений территориальных ОВД [Ребров А.А., Лобанов М.А. Некоторые проблемы регулирования федеральным законом «О полиции» отношений в сфере ОРД / А.А. Ребров, М.А. Лобанов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – №3. – С.26].


К ним относятся: Главное управление по противодействию экстремизму, Главное управление собственной безопасности, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативное управление, управление оперативно-розыскной информации и др. В территориальных управлениях имеются оперативно-розыскные части (ОРЧ), осуществляющие ОРД в соответствии с функциональной специализацией [Железняк Н.С. Комментарии к проекту федерального закона «О полиции» (оперативно-розыскной аспект) / Н.С. Железняк // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2010. – №4 (8). – С.9].

Ведомственным приказом определяется перечень оперативных подразделений в системе МВД, правомочных осуществлять ОРД.

В полном объеме ОРД правомочны осуществлять следующие подразделения:

1) уголовного розыска;

2) экономической безопасности и противодействия коррупции;

3) собственной безопасности;

4) противодействия экстремизму;

5) по борьбе с преступными посягательствами на грузы;

6) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; оперативно-поисковые подразделения;

7) по проведению специальных технических мероприятий;

8) по организации оперативно-розыскной деятельности;

9) оперативно-сыскные.

Ряд подразделений (оперативно-розыскной информации, НЦБ Интерпола, специального назначения) правомочны проводить только отдельные ОРМ, определенные ведомственным приказом [Гусев В.А. Оперативно-розыскная деятельность в нормах федерального закона «О полиции» / В.А. Гусев // Законодательство и практика. – 2013. – №2 (31). – С.54].

Органы ФСБ России в соответствии со ст. 1 Закона о ФСБ являются единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности, решающими в пределах своих полномочий задачи по обеспечению безопасности РФ [Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 №40-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Российская газета. – №72. – 12.04.1995].

В структуре ФСБ России имеется система оперативных подразделений, в частности:

1) департаменты контрразведки;

2) управление военной контрразведки;

3) департамент по борьбе с терроризмом;

4) управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций;

5) оперативно-поисковое управление;

6) управление оперативно-технических мероприятий; управление собственной безопасности и др. [Горнике Н.Н. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности на современном этапе развития / Н.Н. Горнике // EurasiaScience. Сборник статей X международной научно-практической конференции. – М.: ООО «Актуальность», 2017. С.230].


Основными направлениями деятельности ФСБ России в соответствии со ст. 10 Закона о ФСБ являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие шпионажа, террористической деятельности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к их компетенции [Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 №40-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Российская газета. – №72. – 12.04.1995].

Вместе с тем данной службой проводятся ОРМ по выявлению, предупреждению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России [Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 №40-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Российская газета. – №72. – 12.04.1995].

При осуществлении контрразведывательной деятельности эти органы руководствуются Законом о ФСБ, а при организации борьбы с преступностью — Законом об ОРД.

В состав федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны входят: ФСО России, управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России; подразделения связи специального назначения ФСО России; образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России [Сальников В.П., Захарцев С.И., Сальников М.В. Оперативно-розыскная и уголовная политика современного российского государства / В.П. Сальников, С.И. Захарцев, М.В. Сальников // Мир политики и социологии. – 2016. – №9. – С.140].

Под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер [Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / А.Ю. Шумилов. – М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2015. С.152].

В структуру таможенных органов входят оперативные подразделения; подразделения собственной безопасности, по борьбе с отдельными особо опасными видами контрабанды, по борьбе с контрабандой наркотиками и др. [Козловский А.Ю. О правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации / А.Ю. Козловский // Вестник Российской таможенной академии. – 2007. – №1. – С.86].


Таможенные органы наиболее часто осуществляют ОРД при реализации таких функций, как борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, валютных средств, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом [Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А., Щербаков В.Ф., Шикунова О.Г. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / В.Д. Ларичев, Е.В. Милякина, Е.А. Орлова, В.Ф. Щербаков, О.Г. Шикунова. – М.: Экзамен, 2002. С.426].

Служба внешней разведки согласно Федеральному закону «О внешней разведке» является составной частью сил обеспечения безопасности России. Ее основной целью являются добывание и обработка определенной законом информации для обеспечения защиты личности, общества и государства от внешних угроз. В функции данной Службы также входит обеспечение безопасности российских представительств за рубежом и взаимодействие с МИД России, Минобороны России и ФСБ России [Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 №5-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Российская газета. – №9. – 17.01.1996].

В структуру Службы входят оперативные отделы, подразделения экономической разведки, оперативной техники, внешней контрразведки. В составе данного органа создано силовое подразделение «Заслон» для силового обеспечения проводимых разведывательных операций.

Органы ФСИН России реализуют оперативно-розыскную функцию через структурные оперативные подразделения: управление собственной безопасности, оперативное управление, управление оперативно-технических мероприятий [Иваньков И.А. Субъекты оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях: вопросы терминологии и компетенции / И.А. Иваньков // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. – 2019. – №3 (21). – С.104].

В территориальных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, исправительные колонии, тюрьмы) ОРД осуществляют оперативные отделы, оперативные части [Щетнев Л.Е. Проблемы правового положения оперативных подразделений ФСИН России / Л.Е. Щетнев // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2012. – №9 (124). – С.23].

Перечень органов, осуществляющих ОРД на территории России, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Иные государственные или общественные организации не признаются носителями коллективных прав и обязанностей в сфере ОРД.


Следовательно, различные структуры, как государственные (фельдъегерская служба, МЧС, налоговая служба), так и негосударственные (частные службы охраны, охранные агентства), не правомочны осуществлять какие-либо ОРМ.

Это обусловлено содержанием оперативно-розыскной функции, имеющей сложный и конспиративный характер и могущей ограничивать права и интересы граждан и юридических лиц [Михайлов М.А. Расширение круга субъектов ОРД требует взвешенного решения / М.А. Михайлов // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Юридические науки. – 2012. – Т.25. – №1 (64). – С.201].

Таким образом, анализируя все выше сказанное оперативно – розыскную деятельность в Российской Федерации осуществляет определенный перечень органов. Существуют органы, не входящие в структуру, но наделенные оперативно – розыскными функциями.

Так, например, Отдел розыска территориального органа Федеральной службы судебных приставов осуществляет розыск лиц (должников, несовершеннолетних детей) и имущества.

При проведении исполнительно-розыскных мероприятий судебные приставы-исполнители, осуществляющие розыск, активно используют следующие методы:

1) для получения информации о лицах, злостно уклоняющихся от уплаты штрафа за преступление и от уплаты алиментов, осуществляется взаимодействие с должностными лицами структурных подразделений ГУВД ГУ МВД России (ГИБДД, МРЭО, службой участковых-уполномоченных, ОРЧ, ЗИЦ, ИЦ), ГИАЦ МВД РФ, УФСИН, УФСКН, УФМС, ЗАГС, БРНС, Департаментами здравоохранения и образования, Центром занятости населения и другими контролирующим и регистрирующими органами;

2) проверяются факты нахождения должников на территории Российской Федерации или иностранного государства, что может подтверждаться копией постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, ответами территориальных органов ФМС России, органов пограничной службы РФ о факте пересечения должником границы РФ и/или иными документами;

3) при проведении исполнительного розыска наводят справки о должнике в органах внутренних дел, в том числе у участковых уполномоченных полиции, дознавателей, следователей, органах ЗАГС, медицинских учреждениях, ФНС России, ПФР;

4) получают информацию о должнике из материалов уголовного дела, при осуществлении выходов по адресам регистрации и по всем предполагаемым местам пребывания должника, при опросе родственников, друзей, знакомых, соседей должника;