Файл: «Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом складывающейся обстановки могут приниматься следующие меры по обеспечению сотрудников: личная охрана, охрана жилища, выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты, временное помещение в безопасное место, изменение места работы и жительства, замена документов и др. В случаях принятия решения о применении мер безопасности органом, его обеспечивающим, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер, сроков их осуществления, а в необходимых случаях и органов, привлекаемых для содействия обеспечению безопасности [Родевич В.Ч., Родевич Л.И. Классификация субъектов ОРД – важная составляющая совершенствования оперативно-розыскной практики / В.Ч. Родевич, Л.И. Родевич // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. – 2014. – №1 (35). – С.39 – 40].

Следует отметить, что в ч. 1 статьи 14 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности» речь идет о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, в то время как в ст.1 ФЗ «Об ОРД» ставится цель защиты прав и свобод человека и гражданина в целом [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].

Такие различия связаны с тем, что в ст.1 речь идет об общих целях ОРД, на достижение которых ориентирована эта деятельность, а ст. 14 определяет лишь обязанность принимать меры по защите именно конституционных прав, ограничение которых допускается при проведении ОРМ.

Именно поэтому защита конституционных прав законодателем прямо связана с необходимыми мерами, принимаемыми в пределах полномочий органов – субъектов ОРД.

Если в ст.1 ФЗ «Об ОРД» подразумеваются права, которые могут быть уже нарушены и отдельные из которых уже нельзя восстановить, то в 14 ст. акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которой обеспечивается защита прав от незаконных посягательств посредством мер, предусмотренных ФЗ «Об ОРД», которые сами должны соответствовать требованию соблюдения конституционных прав и свобод.

2.2. Права органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность

Под правами оперативного сотрудника понимаются предоставленные ему оперативно-розыскным законодательством возможности для надлежащей реализации обязанностей по выполнению оперативно-розыскных задач в борьбе с преступностью. Надлежащая реализация предоставленных сотрудникам прав позволяет повысить эффективность ОРД [Кузнецов Е.В., Шиханов В.Н. Принцип целесообразности как основа совершенствования оперативно-розыскного законодательства / Е.В. Кузнецов, В.Н. Шиханов. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2012. С.77].


Ст. 15 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности» определяет лишь наиболее общие группы прав органов, осуществляющих ОРД [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995], соответственно, права этих органов не ограничиваются ее предписаниями, а изложены и в иных нормах ФЗ «Об ОРД» и других законов.

При решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности», производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].

Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт проведения оперативно – розыскного мероприятия, ни его субъекты, ни истинные цели мероприятия.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно – розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации [Зеленская Т.В. Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности / Т.В. Зеленская. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2012. С.39 – 40].

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе [Чечетин А.Е. О толковании права на гласное проведение оперативно-розыскных мероприятий / А.Е. Чечетин // Актуальные вопросы противодействия организованной преступности в России (памяти профессора Д.В. Ривмана). Материалы региональной научно-практической конференции. – СПб.: СПбУМВД, 2014. С.6 – 7].


В случае, если при проведении гласных оперативно – розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации.

Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно – розыскной деятельности [Дубоносов, Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности / Е.С.Дубоносов. Под ред. Г.К. Синилова. – М.: ЮИ МВД России, Книжный мир. 2002. С.105].

При негласном проведении ОРМ от его объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих оперативно-розыскное мероприятие, а также личность его субъектов [Захарцев С., Молчанов П., Рохлин В. Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий / С. Захаров, П. Молчанов, В. Рохлин // Законность. – 2003. – №9. – С.33].

Отметим, что В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин утверждают, что высокая эффективность борьбы с преступностью при использовании правоохранительными органами негласных возможностей определяет социальную значимость оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления [Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Под общ. ред. В.В. Степанова. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. C.14].

Право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, корреспондируется с положениями ст. 17 Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности», определяющей порядок и условия содействия граждан органам, осуществляющим ОРД [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].


Эта статья устанавливает круг прав субъектов ОРД применительно к таким лицам и к их содействию. В частности, органы, осуществляющие ОРД, вправе заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, за исключением их отдельных категорий.

Органам, осуществляющим ОРД, предоставлено право создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение ее задач. Основу информационных систем могут составлять криминалистические, оперативно – розыскные и профилактические виды учетов, картотеки и коллекции, которые формируются в виде федеральных и региональных банков криминальной информации [Телепнев П.Ф. Документ в оперативно-розыскной деятельности как материальный носитель оперативно-розыскной информации / П.Ф. Телепнев // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – №5. – С.169].

Такие системы обычно включают в себя накопление, систематизацию, анализ и хранение информации о способах и других характеристиках ранее совершенных преступлений, о лицах, привлекавшихся к уголовной ответственности либо подозреваемых в подготовке и совершении новых преступлений; о похищенных вещах, предметах, обнаруженных у других граждан, источник происхождения которых неизвестен; об автотранспорте, используемом в преступных целях, и др. [Гнедова Н.П. Роль информации в оперативно-розыскном обеспечении деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы / Н.П. Гнедова // Российский научный журнал. – 2018. – №3 (60). – С.140].

В ходе оперативно – розыскных мероприятий органы, осуществляющие ОРД в ходе проведения оперативно – розыскных мероприятий по договору или устному соглашению могут использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

В соответствии ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» органы, осуществляющие ОРД имеют право использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995]. Использование документов в иных целях не образует рассматриваемого права органов – субъектов ОРД.


Также органы, осуществляющие ОРД для решения задач предусмотренных ФЗ «Об ОРД» владеют основанием создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995]. Создаваемые предприятия подлежат регистрации как юридические лица и впоследствии функционируют в соответствии с законодательными актами РФ (ст. 48, 120, 132 ГК РФ).

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Таким образом, сотрудники оперативно – розыскных органов наделены широким кругом полномочий, и неповиновение их законному распоряжению, применение насилия при исполнении ими служебных обязанностей или нанесение им оскорбления влекут для граждан дисциплинарную, административную (ст. 19.3 КоАП РФ) [Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Парламентская газета. – №2 – 5. – 05.01.2002], уголовную (ст. 318, 319 УК РФ) [Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – №25. – Ст. 2954] и другую ответственность.

Итак, можно прийти к таким выводам по главе.

Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления в ст. 13 Федеральном законе «Об оперативно – розыскной деятельности», а также предусмотрел их деятельность, направленную на подготовку и проведение ОРМ. Деятельность субъектов регламентирована как самим ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности», так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов ОРД. Субъектам предписывается действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а объектам либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвольных действий со стороны субъектов ОРД.