Файл: «Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ранее названные этапы демонстрируют насыщенный путь развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, в рамках данных периодов были как времена спада, так и подъема данного вопроса.

- современный период.

В настоящее время в нашем государстве действует Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который вступил в силу 14.08.1995 года (с момента официального опубликования) [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].

Данный нормативно-правовой акт состоит из 6 глав (23 статей) и определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.2. Понятие и основные характеристики органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность

Для большинства преступлений характерным является их сокрытие, в том числе и самих лиц и следов. Это обстоятельство, конечно, весьма затрудняет сам процесс раскрытия преступления и наказания виновного лица. Огромное число ученых в области права и криминалистов весьма красноречиво пишут о том, что в среднем уровень раскрываемости среди зарегистрированных преступлений составляет примерно 40 – 60 % практически в любой стране мира [Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций / Гилинский Я.И. – СПб.: Питер, 2002. С.47 – 48; Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции / Лунеев В.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. С.784 – 787].

Государство в борьбе с преступностью применяет различные методы, в том числе и латентные или так называемые негласные, которые направлены на установления и характер преступления, а также на поиск преступника, совершившего его. Эти методы, которые являются важными составляющими данной деятельности, получили название ОРД.

Отметим, что анализ оперативно-розыскной практики свидетельствует о существовании значительного числа проблем, обусловленных, в том числе, невысоким уровнем правотворчества в Российской Федерации в целом.


Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ не является исключением из этого правила.

В законе об ОРД уже в первой статье дается определение ОРД. Согласно ему ОРД – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].

Несмотря на наличие законодательного определения данного понятия, исследователи предлагают свои интерпретации. К примеру, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин понимают под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Под общ. ред. В.В. Степанова. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С.8].

Несмотря на наличие иных определений оперативно-розыскной деятельности, данных современными исследователями, предполагается актуальным проанализировать положения закона в данном аспекте. При анализе легального определения оперативно-розыскной деятельности становится возможным выделить: формы ее осуществления, ее субъектов и цели.

В качестве форм ОРД можно назвать гласную и негласную деятельность. Целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства от данных посягательств.

Общая формулировка определения включает круг субъектов, которые уполномочены совершать оперативно-розыскную деятельность - оперативные подразделения уполномоченных государственных органов.

Теория ОРД к потенциальным участникам оперативно-розыскных отношений относит граждан и юридических лиц, которые в разовом, индивидуальном порядке или на постоянной основе в зависимости от выполнения оперативно – розыскных мероприятий могут быть вовлечены в эти отношения. Такие участники обычно относятся к категории субъектов оперативно-розыскных отношений.


Органы, осуществляющие ОРД, — это организационно-обособленные управленческие единицы, которым оперативно – розыскным законодательством, а также ведомственными нормативными актами определены задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению ОРД [Железняк Н.С. «Черные дыры» и «белые пятна» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: юридические и лингвистические аспекты / Н.С. Железняк. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2009. С.53].

В оперативно – розыскном законодательстве, а именно в Главе III Федерального Закона «Об оперативно – розыскной деятельности» №144 – ФЗ зафиксированы органы, осуществляющие ОРД [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].

В структуру данных органов входят оперативные подразделения.

Оперативное подразделение — это организационное штатное звено, входящее в структуру российского правоохранительного органа или спецслужбы, которое в соответствии с функциональной специализацией осуществляет решение оперативно-розыскных задач [Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность / А.Н Халиков. – М.: Издательство «РИОР: ИНФРА-М», 2019. С.79 – 80].

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
  2. Органов федеральной службы безопасности.
  3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
  4. Таможенных органов Российской Федерации.
  5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
  6. Федеральной службы исполнения наказаний.

Из смысла ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» следует, что на территории Российской Федерации не могут осуществлять оперативно – розыскные мероприятия правоохранительные и специальные службы других государств. В случае возникновения у них потребности в осуществлении следственных и оперативно – розыскных действий на территории России они должны поступать в соответствии с международно - правовыми договорами и Уставом Интерпола (если являются членами Интерпола).

В этой связи нужно заметить, что руководители органов, осуществляющих ОРД, не могут заключать договоры и соглашения с правоохранительными органами других государств по предоставлению им права проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) на территории России.


В то же время закон не запрещает субъектам, перечисленным в ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности», проводить оперативно – розыскные мероприятия вне пределов Российской Федерации [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995]. Это обусловлено, прежде всего, целями и задачами данных органов, а также стремлением избежать дублирования функций других оперативных служб.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы [Мешков М.В., Минулин Р.М. Оперативно-розыскная деятельность как правовое понятие становится правовой проблемой / М.В. Мешков, Р.М. Минулин // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2017. – №1 (8). – С.77].

Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их компетенция, структура, организация работы определяются ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Как правило, такие перечни оперативных подразделений утверждаются закрытыми ведомственными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих ОРД.

Однако новейшая практика ведомственного нормативного регулирования все в большей степени носит открытый характер.

Это, прежде всего, вызвано потребностями использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве. Подразделения указанных органов, не внесенные в утвержденный перечень, не могут быть отнесены к числу оперативных и, соответственно, не вправе реализовывать оперативно – розыскную функцию.

Органы, осуществляющие ОРД, решают задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации [Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности / К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К. Синилов. – М.: ИНФРА-М., 2014. С.61].


Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы [Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности / К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К. Синилов. – М.: ИНФРА-М., 2014. С.65].

Оперативно-розыскные подразделения характеризуются следующими основными признаками:

- функционируют в составе государственных органов;

- выполняют задачи, предусмотренные оперативно-розыскным законодательством;

- используют в своей деятельности оперативно-розыскные силы, средства и методы;

- используют при решении оперативно-розыскных задач конфиденциальных сотрудников;

- работают под руководством должностного лица — руководителя оперативно-розыскного органа;

- взаимодействуют с оперативными подразделениями своего ведомства, а также с другими органами, осуществляющими ОРД [Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность / А.Н Халиков. – М.: Издательство «РИОР: ИНФРА-М», 2019. С.95].

По ведомственной принадлежности оперативные подразделения могут входить в структуру правоохранительного органа (ОВД, ФСИН); органа, обеспечивающего безопасность государства и объектов государственной охраны (ФСБ, Служба внешней разведки, ФСО).

В соответствии со структурно-штатным построением оперативные подразделения имеют вертикальную (департамент, управление, отдел, отделение, группа) и горизонтальную (специализированные подразделения, оперативно-розыскные бюро по направлениям деятельности) структуру. Структурное разделение на оперативные службы осуществляется в соответствии со штатным расписанием, которым определяются численность и должностное положение оперативных сотрудников. Штаты оперативных сотрудников устанавливаются ведомственными подзаконными нормативными актами. Необходимость создания оперативных подразделений в структуре различных государственных органов обусловлена реализуемыми ими оперативно-розыскными функциями [Теория оперативно-розыскной деятельности. Под ред. К.К. Горяинова и др. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. С.363].

В основу структурного построения оперативных подразделений положены целевое назначение и функциональная специализация, предопределяющая их внутреннее построение, то есть разделение на составные части и определение функциональных обязанностей оперативных сотрудников по объектам, линиям, направлениям оперативно-розыскной работы.