Файл: «Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) в ходе розыскных мероприятий привлекаются судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов для оказания содействия при проверке всех адресов предположительного места нахождения разыскиваемых должников;

6) проводится разъяснительная работа с родственниками должников, направленная на установление местонахождения должников и их имущества, они информируются об определенных социальных последствиях невыполнения должниками своих обязательств по уплате штрафов;

7) в ходе проведения розыскных мероприятий судебный пристав-исполнитель по розыску активно используют глобальную сеть Интернет: социальные сети и другие Интернет – сайты [Гуреев В.А. Отдельные вопросы законодательной регламентации исполнительного розыска в России / В.А. Гуреев // Современное право. – 2015. – №6. – С.130].

Также организовано взаимодействие судебных приставов-исполнителей по розыску и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Еженедельно в электронном виде в Отделе розыска формируется список разыскиваемых лиц, который передается в отдел организации обеспечения установленного порядка деятельности судов [Толмачева М.А., Дементьев О.М. Проблемы и перспективы развития исполнительного розыска должника / М.А. Толмачева, О.М. Дементьев // SCIENCE TIME. – 2016. – №10 (34). – С.374].

Судебные приставы по ОУПДС при проверке документов, удостоверяющих личность, либо при осуществлении привода, сверяют сведения в документах со списком разыскиваемых лиц [Пособило Н.В., Мурзин А.Е. Проблемы и перспективы развития исполнительного розыска должников / Н.В. Пособило, А.Е. Мурзин // Российская наука: актуальные исследования и разработки. Сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. В 2-х частях. Саратов: СГЭУ, 2017. С.485].

Для повышения эффективности работы по линии розыска начальники структурных подразделений ФССП:

1. Включают в планы работы структурных подразделений те мероприятия, которые наиболее эффективно повлияют на осуществление качественного розыска в рамках розыскных дел.

  1. 2. Осуществляют постоянный контроль за работой судебных приставов-исполнителей по розыску в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 02.12.2019) // Парламентская газета. – №131. – 10.10.2007], приказом Минюста России от 19.05.2015 №111дсп «Об утверждении Порядка организации проведения исполнительно-розыскных действий», приказом ФССП России от 09.04.2015 №228-дсп «О тактике проведения исполнительно-розыскных действий», Методическими рекомендациями по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов от 11.12.2015 № 0014/15-ДСП в целях повышения эффективности исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц [Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность / Е.С. Дубоносов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. С.177].

В качестве примера так же можно привести созданную 5 апреля 2016 года Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации [Юров Н.Н. Создание войск национальной гвардии, как модернизированного правового института – принцип исторической обусловленности / Н.Н. Юров // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – №2. – С.212].

Она так же наделена широким кругом оперативно – розыскных функций, а именно таких как:

1) поддержание общественного порядка;

2) ведение полномасштабной борьбы с террористическими и экстремистскими группировками и образованиями;

3) территориальная оборона страны;

4) защита государственных объектов и особо важных грузов;

5) помощь ФСБ при организации защиты пограничных территорий;

6) регулирование и контроль частной охранной деятельности;

7) ведение вневедомственной охраны;

8) противостояние организованной преступности;

9) реализация политики государства в сфере оружейного оборота;

10) пресечение несанкционированных масштабных акций и др. [Михайлова Ю.Н., Суфянова Е.З. Создание национальной гвардии / Ю.Н. Михайлова, Е.З. Суфянова // Аллея науки. – 2018. – Т.4. – №1 (17). – С.91].

Помимо этого, очевидно, что в случае введения военного положения на гвардию будет возложены задачи по организации тыловой защиты и охраны коммуникаций страны, противодействие диверсионно-разведывательным группам, несение гарнизонной службы и т.д.

Проще говоря, главной задачей национальной гвардии является защита страны от внешних и внутренних врагов и охрана конституционного порядка, а также прав и свобод граждан России.

Но при всем при этом Федеральная служба войск национальной гвардии не наделена статусом – орган, осуществляющий ОРД.

Росгвардии не нашила закрепления в ФЗ «Об ОРД», и так же эту службу не наделяют органом, осуществляющим ОРД ни указы Президента РФ, ни иные федеральные законы Российской Федерации.

В юридической литературе под компетенцией понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, уполномоченных осуществлять данную им функцию [Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность / Е.С. Дубоносов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. С.180].

Итак, можно сделать такие выводы. ОРД – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.


Органы, осуществляющие ОРД, являются составной частью содержания ОРД. Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно – розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности, использования результатов ОРД и др. Содержание оперативно – розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта ОРД и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Цель органов, осуществляющих ОРД, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших.

Глава 2. Компетенция органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность

2.1. Обязанности органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность

Ст. 2 Конституции РФ провозглашает, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Обязанность государства – их признание, соблюдение и защита. В ст. 17 – 64 Конституции РФ названы правовые основы статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, определенном Конституцией РФ [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – №31. – Ст. 4398].

Органы, осуществляющие ОРД, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – №31. – Ст. 4398].


Под обязанностями оперативных сотрудников следует понимать круг действий, необходимых для решения задач ОРД, который определен для них законодательством [Теория оперативно-розыскной деятельности. Под ред. К.К. Горяинова и др. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. С.360].

Обязанности оперативно – розыскных органов могут быть не только закреплены в законодательных предписаниях, но и зафиксированы в различных ведомственных подзаконных нормативных актах.

В практической работе необходимо руководствоваться требованиями ФЗ «Об ОРД», согласно которому на оперативные аппараты возлагается комплекс обязанностей, выполнение которого обеспечивает практическую реализацию задач ОРД ее субъектами.

Специфика деятельности оперативных подразделений обусловлена тем, что их персонал разделен на кадровых легальных сотрудников и законспирированных оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам или спецслужбам скрывается [Пудаков Е.Р. Проблема соотношения понятий «мера», «мероприятие», «действие» в оперативно-розыскной деятельности / Е.Р. Пудаков // Вестник Владимирского юридического института. – 2018. – №2 (47). – С.137].

Первая категория сотрудников оперативных подразделений вправе сочетать ОРМ с иными правовыми действиями (уголовно-правовыми, уголовно-исполнительными), которые предусмотрены законодательными актами, определяющими нормативно-правовой статус органов, осуществляющих ОРД.

Вторая категория специальных сотрудников обладает возможностями применять только разведывательные методы добывания информации [Павличенко Н.В. Взаимодействие оперативно-разыскных органов и населения: правовые и теоретические проблемы / Н.В. Павличенко // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2016. – №4 (39). – С.95].

Так в ст. 14 ФЗ «Об ОРД» изложены основные обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].

При решении определенных Федеральным законом «Об оперативно – розыскной деятельности» задач оперативно – розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

  1. принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
  2. исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно – розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам – речь идет о так называемом оперативном сопровождении расследования преступлений.

Данная обязанность прямо связана с положениями норм УПК РФ, определяющими право следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий [Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Ведомости Федерального Собрания РФ. – 01.01.2002. – №1. – Ст.1].

В поручении не может определяться вид и тактика проведения ОРМ. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих ОРД, а определение исполнителей поручения - руководителей этих органов;

  1. выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

Заметим, что такие запросы согласно ст. 7 ФЗ «Об ОРД», являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ. Запросы направляются в письменной форме или с помощью любых средств, предоставляющих возможность составить письменную запись. При чрезвычайных обстоятельствах и в случае согласования этого порядка государствами-участниками запросы могут быть переданы и в устной форме, но с последующим их письменным подтверждением [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995];

  1. информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
  2. соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно – розыскной деятельности – посредством мер конспирации обеспечивается эффективность оперативно-розыскных мероприятий, безопасность их участников, лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД;
  3. содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств – заключается в применении всего арсенала оперативно-розыскных средств, направленных на решение этих задач [Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. – №160. – 18.08.1995].