Файл: Литература по теме Практические задания Тема Частное и коллективное предпринимательство Вопрос Частное предпринимательство и частная собственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответчик на это заявил, что непосредственно акции «РН Холдинга» «Роснефть» не приобретала и поэтому обязанности направлять оферту у компании нет. По закону обязанность направить оферту наступает, когда компания напрямую приобрела акции, а получение косвенного контроля не предусматривает обязанности по направлению оферты, отметил юрист НК. Суд в решении поддержал позицию ответчика.

«Роснефть» 11 марта 2013г. объявила о выкупе акций ОАО «РН Холдинга» по цене добровольной оферты 67 руб. за обыкновенную акцию и 55 руб. за привилегированную, чтобы консолидировать 100% акций компании. Согласно данным на конец марта 2013г., «Роснефти» принадлежит 99,54% акций «РН Холдинга».

 

Источник: http://www.oilcapital.ru/company/240600.html.

 

Задание 6.

Изучите ситуацию и ответьте на вопросы. Почему «Стройтрансгаз» кардинально изменил структуру управления? С какой целью был расширен состав совета директоров «Стройтрансгаз»? В каких случаях в совет директоров АО привлекают деловых партнеров?

 

Ситуация.

«Стройтрансгаз» пригласил группу поддержки.

«Стройтрансгаз» нашел нетрадиционный способ развития бизнеса. Компания кардинально изменила структуру управления, расширив совет директоров и включив в него представителей своих основных заказчиков «Роснефти», «Транснефти», «Атомстройэкспорта», НОВАТЭКа, а также Банка развития. В компаниях уверяют, что долю в «Стройтрансгазе» не покупали. Тем не менее, эксперты уверены, что строительное предприятие, демонстрирующее падение финансовых показателей, сможет увеличить количество заказов.

Суть изменений в уставе и положениях «Стройтрансгаз» не раскрывает, однако состав нового совета директоров известен. Он расширен с 8 до 11 человек. Если раньше четыре места в совете занимал менеджмент «Стройтрансгаза», теперь его представляет только гендиректор Виктор Лоренц. В то же время представители «Газпрома» и Газпромбанка получили дополнительное кресло — теперь их пятеро.

Наиболее интересны новые члены совета. Это первый вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов, председатель Банка развития Владимир Дмитриев, вице-президент «Роснефти» Павел Заблоцкий (отвечает в компании за капитальное строительство), председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон и президент «Атомстройэкспорта» Сергей Шматко.

«Стройтрансгаз» занимается проектированием и строительством нефтегазовых объектов — трубопроводов, подземных хранилищ газа, объектов энергетики, а также гражданским строительством в России и за рубежом. Среди текущих проектов — нефтепроводы Ванкор--Пурпе, ВСТО, газопровод Ковыкта--Саянск--Иркутск, объекты для Юго-Западной ТЭЦ, Калининской АЭС, Ново-Уренгойского газохимического


В «Стройтрансгазе» отказались объяснить изменения в совете директоров. «В первую очередь подобные изменения происходят при продаже доли новым акционерам»,— отмечает замглавы компании «Технологии корпоративного управления» Галина Тарасова.

Но в компаниях, чьи представители вошли в совет, отрицают вхождение в капитал «Стройтрансгаза». «Мы не имеем доли в компании»,— заверили «Ъ» в «Роснефти». В НОВАТЭКе пояснили, что Леонид Михельсон приглашен «в качестве независимого директора, имеющего соответствующее профилю компании образование и большой опыт работы в системе Миннефтегазстроя». Источник в компании также уверяет, что у нее нет доли в «Стройтрансгазе». То же самое сообщили в «Транснефти», назвав «нормальной практикой, когда компании, которые имеют общие производственные интересы, делегируют в совет директоров своих представителей».

Источник «Ъ», близкий к совету директоров «Стройтрансгаза», подтверждает, что изменений в его уставном капитале не произошло, а в совет пригласили «всех тех, кто каким-то образом является заказчиком компании». Действительно, все названные компании работают со «Стройтрансгазом». Среди заказчиков компании есть и частные структуры, но в совет директоров вошли представители только компаний, связанных с государством.

Эксперты отмечают падение финансовых показателей у «Стройтрансгаза» и полагают, что включение представителей подрядчиков в совет директоров может помочь компании расширить портфель заказов. «Ведь теперь заказчики смогут осуществлять независимый контроль за деятельностью подрядчика, понимать, как формируется стоимость его услуг»,— говорит аналитик ИГ «Капиталъ» Виталий Крюков.

 

Источник: «Стройтрансгаз» пригласил группу поддержки //Газета «Коммерсантъ». 14 марта 2008г.  http://www.kommersant.ru/doc/866753.

 


Тема 5. Государственное предпринимательство

 

Цели и задачиизученияданной темы – изучить теоретические и практические аспекты управления бизнесом в форме государственного предпринимательства.

 

В результате успешного изучения темы Вы:

узнаете:

·     сходства, различия и возможные формы ведения бизнеса на основе государственного предпринимательства;

·     особенности создания и ведения бизнеса на основе государственного предпринимательства;

·     формы и особенности процесса национализации;

 

приобретете следующие профессиональные компетенции:

·     уметь определять принадлежность предпринимательской фирмы к государственному предпринимательству и эффективно применять соответствующие организационно-правовые формы.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Государственная собственность – это право владения, пользования, распоряжения средствами производства, которым обладает государство, а реализует уполномоченный орган государственного управления.

Унитарное предприятие – это юридическое лицо, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником.

Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации.

Национализация – это превращение негосударственной фирмы в государственное предприятие.

 

Обратите внимание на:

·     существование различных форм ведомственных и бюджетных учреждений в России;

·     факторы, которые становятся причиной проведения национализации частных предприятий;

·     специфику государственного акционерного предпринимательства в России.

 

Вопросы темы:


1.  Виды государственного предпринимательства.

2.  Национализация негосударственных фирм.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Виды государственного предпринимательства.

 

Государственное предпринимательство состоит в участии государства в предпринимательской деятельности различных юридических лиц на основе государственной собственности.

Полная государственная собственность на средства производства включает такие виды, как федеральная собственность, собственность субъекта РФ и различные виды муниципальной собственности.

Наряду с этим в собственности государства могут оказываться доли в уставном капитале АО и соответствующие им пакеты акций АО. Такие АО находятся в частичной собственности государства или в смешанной государственно-негосударственной собственности.

Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. Критериями эффективного функционирования государственных предприятий может быть признано:

·     использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности;

·     возможность установления жесткого контроля над вполне определенными фирмами со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов;

·     государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами;

·     государственное субсидирование убыточных отраслей национальной экономики.

 

Особенности участия современного российского государства в предпринимательской деятельности:

·     государственное предпринимательство выступает в некоторых секторах российского рынка как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении предприятий;

·     в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на «государственнических» традициях российских чиновников;

·     в России традиционно силен «государственнический» менталитет.

 

Ведомственные (бюджетные) предприятия не имеют юридической и хозяйственной самостоятельности. По своему положению они входят в систему государственного административного управления и непосредственно подчиняются министерству, ведомству либо органу местного самоуправления. Они не платят налоги на получаемую прибыль, все их доходы и расходы в безакцептном порядке (без возражений со стороны предприятий и без специального уведомления их) перечисляются в государственный бюджет.


Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы, можно считать организационно-правовую форму российского предпринимательства, которая называется «государственные и муниципальные унитарные предприятия» (рис. 10), а также государственные и муниципальные учреждения.

 



 

Рис. 10. Виды унитарных предприятий

 

Государственные унитарные предприятия учреждаются непосредственно государством в лице своих уполномоченных органов. Таковыми могут быть органы государственного управления — министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.

Уполномоченным органом управления объектами недвижимости (здания, сооружения), находящимися в федеральной собственности, являетсяФедеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Уполномоченными органами управления объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, являются соответствующиемуниципальные комитеты по имущественным отношениям.

Предприятие, созданное исключительно на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства Российской Федерации называется федеральным казенным предприятием.

Единоличным руководителем (единоличным исполнительным органом) унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником унитарного предприятия либо органом, уполномоченным собственником, и им подотчетен.

Схожей формой государственного предпринимательства являются государственные и муниципальные учреждения, под которыми понимаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным.

Бюджетные учреждения во многом схожи с частными учреждениями, за исключением того, что создаются они государством, а не физическими и юридическими лицами, и принадлежат государству. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником, имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Финансирование бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.