Файл: Литература по теме Практические задания Тема Частное и коллективное предпринимательство Вопрос Частное предпринимательство и частная собственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комплексная бизнес-модель – это бизнес-модель фирмы как бизнес-единицы во всем многообразии реализуемых данной фирмой бизнес-проектов.

Предпринимательская тактика – это совокупность целевых установок и управленческих решений, применяя которые, фирмы совершают сделки, организуют конкретные бизнес-процессы по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, участвуют в бизнес-коммуникациях.

Тактическое ядро бизнеса– это совокупность приоритетных направлений деятельности владельцев бизнеса в течение фиксированного временного периода, необходимого для достижения текущего успеха.

 

Обратите внимание на:

·     наличие 12 основных, а также дополнительных структурных блоков в бизнес-модели;

·     различные способы визуализации и графического представления бизнес-модели;

·     соотношение стратегии и тактики в процессе управления бизнесом;

·     особенности бизнес- моделирования на каждом из трех уровней управления бизнесом.

 

Вопросы темы:

1.  Бизнес-моделирование и бизнес-модели.

2.  Применение бизнес-моделей.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Бизнес-моделирование и бизнес-модели.

 

Бизнес-моделированием называется управление бизнесом на основе бизнес-моделей.

Основные виды бизнес-моделей: «наживка-крючок», «бритва-лезвие». В современной практике бизнеса также выделяют бизнес-модель доткомов, бизнес-модели Freemium и Free-to-play, бизнес-модели, названные в по имени впервые применивших их компаний, инноваторов в своих отраслях: бизнес-модели Wal-Mart, Amazon.com, Groupon, и др.

Наиболее последовательным и устойчивым является следующее понимание бизнес-модели: каждая бизнес-модель представляет собой формализованное и упрощенное описание того, каких результатов должна добиться фирма, выполняющая бизнес-проект, с помощью собственных и заемных ресурсов, принятых к исполнению бизнес-процессов и предполагаемых бизнес-коммуникаций. Поэтому бизнес-модели обычно не только описываются словами, но и визуализируются.

Принятые к применению бизнес-модели всегда являются результатом достигнутых договоренностей партнеров в общем бизнесе.Для успешного применения бизнес-моделей в процессе управления собственным бизнесом предпринимателям следует видеть отличия бизнес-моделей от бизнес-идей и бизнес-планов.


Бизнес-моделирование является составной частью стратегического управления собственным бизнесом, которое предпринимают владельцы бизнеса – участники фирм.

Разработанная предпринимательская стратегия включает:

·     совокупность целевых установок на достижение долговременных конкурентных преимуществ и конечного успеха в бизнесе на весь обозримый период профессиональной деятельности предпринимателей; такие установки включаются в стратегические планы ведения фирмами своего бизнеса и называются стратегическими целевыми установками в предпринимательстве;

·     совокупность управленческих решений, определяющих направление движения к реализации стратегических целевых установок в длительном периоде, иногда — в течение всего жизненного цикла бизнеса либо всей жизни владельцев бизнеса; такие решения называются стратегическими решениями в предпринимательстве.

 

На практике разработка фирмами стратегий деятельности сопровождается построением бизнес-моделей; при этом бизнес-модели фирмы призваны отражать основные элементы их целевых (нацеливающих на достижение результатов), ресурсных, процессных и коммуникационных стратегий.

Бизнес-моделирование всегда призвано опираться на стратегические установки и решения фирм и отражать стратегически значимые бизнес-процессы и бизнес-коммуникации со стратегическим окружением.

В центре внимания разработчиков бизнес-моделей должно стать стратегическое ядро бизнеса. Обоснование стратегического ядра бизнеса позволяет каждому предпринимателю определить свои стратегические интересы.

Прежде чем бизнес-модель становится инструментом стратегического управления, она должна быть создана: разработана и построена. Создание любой бизнес-модели является творческой задачей, требующей проявления креативных (творческих) компетенций от владельцев бизнеса и топ-менеджмента, ведающего вопросами бизнес-моделирования. В основе разработки бизнес-моделей лежит создание и обоснование бизнес-идей.

По мнению Александра Остервальдера, автора ряда признанных во всем мире работ по бизнес-моделям, последние должны содержать девять структурных блоков (рис. 22.)

 




 

Рис. 22. Структурирование бизнес-модели по А. Остервальдеру и И. Пинье

 

В бизнес-модели целесообразно включать также такие структурные блоки, как:

·     ключевые конкуренты: какие конкурентные действия следует предпринять и какие конкурентные преимущества сформировать для нейтрализации или использования ключевых конкурентов в бизнес-процессах;

·     ключевые обязательства перед государством и обществом: сотрудничество с конкретными учреждениями и организациями и ведение социально ответственного бизнеса;

·     инфраструктура собственного бизнеса и предпринимательский климат: использование объективных обстоятельств в интересах собственного бизнеса;

·     инвестиции в дальнейшее расширение и развитие одноименного бизнеса: аккумулирование собственных ресурсов и вовлечение внешних инвесторов;

·     репутация собственного бизнеса, фирмы, ведущей этот бизнес, и самих себя – участников фирмы и владельцев бизнеса: какие действия и в сотрудничестве с кем следует предпринимать для формирования и поддержания положительной репутации;

·     организационная структура бизнеса: какие действия следует предпринимать, кого в них вовлекать и какие каналы внутрифирменных бизнес-коммуникаций следует поддерживать в целях эффективного управления бизнес-процессами.

 

Наряду с бизнес-моделями отдельных бизнес-проектов, фирмы применяют также комплексные бизнес-модели. Одна компания может развивать различные направления бизнеса или продуктовые линейки.

Комплексная бизес-модель представляет собой формализованное описание того, как именно та или иная фирма, одновременно осуществляющая совокупность различных бизнес-проектов, добивается бизнес-результатов, которые положительно признавались бы окружением, позволяли ей самой избегать убытков, опережать конкурентов, получать доходы и развивать бизнес, не вступая в непреодолимый конфликт с окружением, обществом и государством.

Все комплексные бизнес-модели различаются между собой в зависимости от направления предпринимательства (например, бизнес-модели банка, инвестиционного фонда, агропредприятия, магазина, строительной компании, завода, турфирмы, фирмы-франчайзера, Интернет-портала, др.), организационно-правовой формы предпринимательства, размеров бизнеса.

 

Вопрос 2. Применение бизнес-моделей.


 

В управлении собственным бизнесом – его планировании, стимулировании, организации, контроле – следует выделить стратегический, тактический и ситуационный уровни. Разработанные бизнес-модели проектов и комплексные бизнес-модели фирм применяются, прежде всего, в процессе стратегического планирования деятельности фирм.

Практическое применение бизнес-моделей производится субъектами предпринимательства в конкретных условиях и обстоятельствах рынка и всегда имеет тактический и ситуационный характер.

Разработанные на стратегическом уровне управления бизнесом бизнес-модели становятся основой не только стратегического, но и тактического управления бизнесом.

Чрезмерное увлечение тактикой деятельности в ущерб предпринимательской стратегии приводит к негативным последствиям. К ним относятся:

·     несвоевременное и конфликтное прекращение выгодных деловых отношений без возможности их восстановления;

·     игнорирование стратегических действий конкурентов по расширению рынков сбыта, разработке новых товаров, созданию опасных для собственного бизнеса стратегических альянсов и др.;

·     игнорирование закономерностей развития избранного направления предпринимательства;

·     непоследовательность в планировании развития кадрового, материального, финансового, коммерческого потенциала бизнеса, отсутствие логики в выдвижении и обосновании новых бизнес-идей.

 

Стратегическое планирование содержит стратегические установки, определяемые в отношении всех объектов бизнеса, а тактическое планирование охватывает конкретные мероприятия, намечаемые для воплощения в жизнь этих установок. В состав стратегического контроля (контроллинга) входит «сверка стратегии и тактики», а текущий контроль состоит в мониторинге выполнения тактических и оперативных планов. При обнаружении отклонений от плановых показателей можно попробовать вернуться на плановую траекторию движения. Можно внести корректировки и в сам план.

Наряду с тактическим уровнем в применении бизнес-моделей следует выделять также ситуационный уровень (другие определения - управление ситуацией, управление конъюнктурой в бизнесе).

Каждая ситуация в бизнесе обладает своей неповторимой спецификой, на которую следует постоянно оглядываться в процессе совершения любых тактических действий. Поэтому на ситуационном уровне управления бизнесом управленческие решения находятся под воздействием особенностей конкретных ситуаций. Они могут достигать большой вариативности в рамках одной и той же стратегии и тактики предпринимательства.


В этой связи для достижения высоких бизнес-результатов очень важно соблюдать равновесие между различными уровнями управления бизнесом, стратегией и бизнес-моделью. Стратегия бизнеса и бизнес-модель составляют основу операционного управление бизнесом. Именно в рамках принятой бизнес-модели должно вестись каждодневная деятельность компании. При этом все принимаемые решения должны соответствовать принятой стратегии развития.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Что представляет собой бизнес-моделирование и бизнес-модель как одни из ключевых инструментов управления бизнесом?

2.  Как бизнес-модель связана со стратегией бизнеса?

3.  Как процесс разработки бизнес-модели связан с разработкой и осмыслением бизнес-идей?

4.  Какие основные структурные блоки входят в бизнес-модель А. Остервальдера и И. Пинье?

5.  Что такое комплексная бизнес-модель?

6.  Какие уровни управления бизнесом выделяют?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Рубин Ю.Б. Управление собственным бизнесом: учебник для высшей школы. – М.: МФПУ «Синергия», 2015. Гл.9.

 

Дополнительная литература:

1.  Дебелак Д. Бизнес модели: Принципы создания процветающей организации. М.: Издательский дом «Гребенников», 2009.

2.  Лудольф Ф., Лихтенберг С. Бизнес план. Профессиональная подготовка и убедительная презентация. М.: Олма Пресс, 2004.

3.  Маллинс Д., Комисар Р. Поиск бизнес модели. Как спасти стартап, вовремя сменив план. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

4.  Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.:Альпина Паблишер, 2013 http://baguzin.ru/wp/?p=1999.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Приведите примеры применения основных бизнес-моделей бизнеса.

 

Задание 2.

Приведите примеры формирования стратегического ядра бизнеса.

 

Задание 3.

Раскройте содержание 9 структурных блоков, которые составляют модель А. Остервальдера и И. Пинье на примере конкретной фирмы

 

Задание 4.

Опишите графически возможные варианты описания и графического представления комплексных бизнес-моделей.

 

Задание 5.