Файл: Литература по теме Практические задания Тема Частное и коллективное предпринимательство Вопрос Частное предпринимательство и частная собственность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приведите примеры стратегических ошибок в управлении бизнесом.

 

Задание 6.

Изучите ситуацию и ответьте на вопросы: Какие положительные и отрицательные черты бизнес-модели доткомов Вы может выделить? Какое влияние «эпоха доткомов» оказала на развитие мировой Интернет-индустрии?

 

Ситуация._Бизнес-модель_доткомов.'>Ситуация.

Бизнес-модель доткомов.

«Дотком» (dotcom, dot-com, dot.com) - компания, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет. Бурное развитие таких компаний началось в конце 90-х гг. XX века. Название происходит от английского dot-com « («точка-com») - домена верхнего уровня. COM, в котором зарегистрированы преимущественно коммерческие организации.

Бурное развитие «доткомов» было связано с повышенным вниманием общества к новым возможностям, предоставляемым всемирной сетью. Для периода расцвета «доткомов» также весьма характерным являлась низкая стоимость привлечения заемного и инвестиционного капитала для любых проектов, связанных с Интернетом. Не в последнюю очередь именно это и повлекло за собой возникновение огромного количества фирм, которые, используя «Интернет» в качестве магического заклинания, легко получали значительные инвестиции не только от венчурных фондов, но и от более традиционных финансовых институтов.

Закончился бум доткомов в марте 2000 года обвальным падением фондового индекса NASDAQ и банкротством сотен компаний, порожденных  Силиконовой долиной. Крах доткомов вызвал масштабный отток финансовых средств из Интернет-сектора экономики и потерю доверия к данному типу бизнеса.

С 2004 Интернет-проекты снова начали набирать силу, но уже как более взвешенные и продуманные. Немалую положительную роль в этом сыграло наличие ряда сложившихся бизнес-площадок и технологий, которые продолжали эффективно работать, несмотря на общий спад индустрии, а также весьма впечатляющее IPO компании Google, которая продемонстрировала в то время капитализацию компании на уровне 27 миллиардов долларов.

В настоящее время, благодаря накопленному опыту и налаженной системе, сетевой бизнес ничуть не уступает другим более «материальным» отраслям.

Несмотря на впечатляющий крах, «эпоха доткомов» имела и свои положительные последствия: привлечение большого числа людей к Интернету, развитие инфраструктуры, переосмысление методов ведения бизнеса в Интернет.


Крах «эпохи доткомов», подействовал на интернет-индустрию как «холодный душ». Бизнесмены поняли, что ведение бизнеса в Интернете очень отличается от «традиционных» форм бизнеса. Начался активный поиск более эффективных способов Интернет-рекламы, и др.

Из огромного количества фирм-доткомов, после 2001 года остались лишь единицы. Это фирмы, которые, впоследствии, стали ключевыми, системообразующими в Интернет-индустрии: Amazon.com, AOL, EBay, Google, MSN, Yahoo!.

 

Источникhttp://life-prog.ru/view_internet.php?id=23.

 

Задание 7.

Изучите ситуацию и ответьте на вопросы: Назовите основные составляющие 9 ключевых структурных блоков бизнес-модели Groupon по А. Остервальдеру и И. Пинье. Охарактеризуйте дополнительные блоки бизнес-модели: ключевые конкуренты, инвестиции в дальнейшее расширение и развитие бизнеса. В чем состоит суть изменения бизнес-модели Groupon, какие структурные блоки в результате подверглись изменениям? На какие структурные блоки необходимо сделать упор в дальнейшем, чтобы бизнес-модель могла далее успешно существовать.

 

Ситуация.

Бизнес на купонах или бизнес-модель Groupon.

Группонная лихорадка. В начале своей карьеры 26-летний программист из Чикаго Эндрю Мэйсон при финансовой поддержке интернет-предпринимателя Эрика Лефкофски и Чикагского университета работал над проектом Thepoint.com — на этом сайте люди могли договариваться о проведении совместных мероприятий. Проект наделал много шума, но оказался коммерчески неэффективным. Тогда-то Мэйсону и пришло в голову сыграть на страсти американцев к скидкам, и в 2008 году это воплотилось в сайт Getyourgroupon.com, а вскоре название сократилось до Groupon.com.

Благодаря удачной идее объединять потребителей в группы для получения скидок чикагскому сайту удалось достичь беспрецедентных даже по меркам онлайна показателей роста (за один только 2011 год выручка выросла с $313 млн. до $1,61 млрд.), что сделало Мэйсона миллиардером. Клиентами Groupon стали сотни миллионов пользователей.

Суть бизнеса компании такова. Groupon собирает деньги с клиентов, а потом оплачивает согласованную цену товара или услуги продавцу, с которым заключено соглашение на продажу. Для получения скидки необходимо просто купить купон на сайте сервиса, распечатать его и предъявить продавцу. Выручка Groupon — разница между тем, что он получил от клиента, и тем, что он оплатил заказчику. При этом размер «комиссионных» компании — 50%. Заказчиками выступают магазины, туристические агентства, рестораны, спа-салоны и другие заведения, с которыми Groupon договаривается о сверхскидках в обмен на гарантии привлечения определенного количества клиентов. Выгода для продавцов — предложение их товара большой аудитории, для покупателей — скидки, достигающие иногда 90%.


Компания предлагает один купон в день на каждом рынке, где они присутствуют. Groupon является своего рода гарантийным контрактом. Если определенное количество людей покупают купон, то тогда скидочное предложение становится доступным для всех. Если минимум покупок не набран, то никто не может воспользоваться этой скидкой в этот день. Это уменьшает риск для ритейлеров, для которых купоны являются как количественными скидками, так и инструментами увеличения продаж. Groupon зарабатывает деньги, удерживая примерно половину суммы, которую платит покупатель купона.

Например, если вы купите ролл Калифорния в ресторане Япоша за 89 рублей (обычная цена – 275р.), то Groupon и Япоша разделят 89 рублей пополам. Таким образом, ресторан продает вам ролл, который стоит 275 рублей, всего за 45 рублей.

Groupon работает не со всеми компаниями подряд. Например, они воздерживаются от сотрудничества со стриптиз-клубами, клиниками для абортов и т.д.

Бизнес-клиенты Groupon ничего не платят за участие сразу. Groupon собирает персональные данные от желающих приобрести купоны покупателей и затем связывается исключительно с теми (в основном, по email), кто может быть заинтересован в данном конкретном скидочном предложении.

Большинством покупателей купонов от Groupon являются женщины. По этой причине, большое количество предложений содержит продукты и услуги для здоровья, фитнеса и красоты.

В бизнес-модели Groupon есть и свои проблемы. Например, слишком привлекательная скидка может “завалить” малый бизнес клиентами и негативно повлиять на качество обслуживания. Также, продуктов или услуг на всех может просто не хватить.

Многие бизнесы надеялись, что купоны от Groupon помогут им построить базу лояльных клиентов, которые затем будут приходить к ним и без купонов. Однако, в большинстве случаев Groupon привлекает лишь «охотников за скидками», которые больше не вернутся к вам, если не получат еще один купон. Это, в свою очередь, повлияло на лояльность бизнес-клиентов к самому Groupon. В январе 2012 года около 400 опрошенных бизнесов сказали, что они не планируют пользоваться услугами Groupon в ближайшие 6 месяцев.

«Мы поняли, что строили что-то очень уникальное... мы надеемся подсоединить в интернете каждый местный бизнес...» — проповедовал несколько лет назад Мэйсон. Он шутил, что хочет создать нечто похожее на Amazon, крупнейший интернет-магазин потребительских товаров.

Все это дало старт «купонной лихорадке»: так называемая модель Groupon была подхвачена и скопирована сотнями интернет-предпринимателей по всему миру. К 2011 году в Америке насчитывалось более 400 клонов Groupon, а в Китае  — около 3000 похожих сайтов, подсчитали журналисты Forbes.com. В России первые сервисы коллективных покупок появились в 2010 году, и уже через год объем этого рынка в нашей стране оценивался в $400–500 млн. По исследованию J’son & Partners Consulting, основными игроками (лидерами по посещаемости) на начало 2012 года являлись Biglion, Kupikupon, Groupon Russia, Bigbuzzy и Vigoda (в порядке убывания).


Пока потребители не стали более требовательными и покупались на интересную новацию, сайты успели окупиться, заработать, а некоторые и удачно себя продать. Cам Groupon захватывал один американский штат за другим, а вскоре вышел за пределы США и обосновался еще в десятках стран либо самостоятельно, либо скупив собственные клоны. Мэйсон купил купонные сервисы в Индии, Чили, Германии, Турции. На российский рынок Groupon вышел в  августе 2010 года, купив контрольный пакет здешнего клона — сервис «Дарберри» — у пяти его основателей во главе с предпринимательницей Еленой Масоловой, которой тогда не было и 25 лет («Дарберри» тут же превратился в «Groupon Россия»). Сделку оценивали в $50 млн, причем ни покупатель, ни продавцы никогда не оспаривали эту сумму; правда, сколько получила сама Масолова, неизвестно.

В 2010 году Google предложил за Groupon $6 млрд, и эта сделка могла стать одной из крупнейших в интернете. Но владельцы отказались продать сервис, вызвав недоумение журналистов и участников рынка. Зато спустя год Мэйсон доказал, что Groupon может стоить и больше. В ноябре 2011 года компания вывела свои акции на биржу и привлекла $700 млн, продав их по $20 за штуку. Инвесторы оценили компанию в $12,8 млрд, несмотря на показанные ею в предшествовавшем году $456 млн убытка.

«Пузырь» лопнул. Уже спустя три месяца эйфория стала проходить. Инвесторы, взглянув на фундаментальные показатели Groupon, поняли, что переоценили купонный бизнес. По итогам 2011 года, в котором состоялось громкое IPO, выручка сервиса составила $1,61 млрд, чистый убыток — $373,5 млн. С марта 2012 года акции Groupon пребывают в свободном падении: они подешевели со времени IPO почти на 75% и сейчас стоят около $5 за штуку.

Недавние восторги участников рынка сменились глубоким скепсисом: о Groupon заговорили как о новом «пузыре», надувшемся на мировом интернет-рынке. Основатель российского интернет-магазина Wikimart Максим Фалдин сравнивает Groupon с финансовыми пирамидами, как МММ в начале 1990-х, и с интернет-компаниями конца 1990-х, «в которых ранние участники зарабатывают на более поздних». Правда, крах «доткомов» вспомнили не только из-за резкого падения акций Groupon: одновременно на рынке из-за слабых финансовых результатов обвалились котировки социальной сети Facebook и крупнейшего производителя игр для социальных сетей Zynga.

Первые инвесторы стали покидать Groupon в июне 2012 года после снятия запрета на продажу акций. Осенью вышел из бизнеса Алишер Усманов (№1 в рейтинге богатейших Forbes — 2012), еще до IPO инвестировавший в Groupon около $150 млн и в результате ничего не заработавший (его инвестиционная компании DST и Mail.ru Group продали свои доли в Groupon).


Старший аналитик Sberbank Investment Research Анна Лепетухина отмечает, что идея помогла компании вырасти до огромных размеров, но это сделало ее бизнес громоздким и неэффективным. Из основных недостатков модели Groupon она называет низкую цену входного билета в этот бизнес — аналогичные сервисы стали возникать повсеместно. У Groupon появились тысячи клонов и рост собственных доходов замедлился.

Зато расходы не уменьшились. Компании необходимо вкладывать деньги в постоянный поиск партнеров для продажи их товаров со скидками. На Groupon работает 5400 так называемых звонил — менеджеров по связям с партнерами. А всего в штате компании около 12 000 человек. У партнеров эйфория от работы с купонными компаниями постепенно проходит. «Наше сотрудничество не было эффективным. Аудитория Groupon восприимчива только к радикально высоким скидкам и не готова к покупке цифровой техники по разумно низкой цене», — отмечает представитель российской розничной сети «Связной» Елена Ноготкова.  По ее словам, «Связной» пробовал предложить посетителям Groupon купоны на скидку номиналом 500 рублей: из 900 скачанных купонов были использованы только два. «Аудитория Groupon любит скидки, а не поставщиков скидок, поэтому превратить хотя бы часть подписчиков Groupon в лояльных клиентов и тем самым простимулировать продажи практически невозможно», — говорит Лепетухина. Представитель «Groupon Россия» утверждает, впрочем, что 80% российских партнеров пользуются Groupon повторно.

Деформация модели. В 2012 году Groupon начал предлагать не только купоны, но и обычные потребительские товары, пытаясь компенсировать потери от ключевого бизнеса более традиционной коммерцией. Кроме того, компания изрядно сократила затраты на маркетинг — с 40% от выручки в III квартале 2011 года до 12% в III квартале 2012 года. Это приостановило рост числа активных покупателей. Зато в результате по итогам II квартала 2012 года Groupon получил первую чистую прибыль — $28,4 млн.

«Фундаментальные показатели компании стали лучше, поэтому надеюсь, что спекуляции закончились и компания просто стала реально оцениваться рынком», — отметил в беседе с Forbes один из миноритарных акционеров, попросивших его не называть. По словам генерального директора «Groupon Россия» Вадима Федотова, курс на «оптимизацию затрат» будет продолжен.

Интересно, что клоны Groupon, в том числе и в России, вслед за лидером совершили маневр в сторону торговли обычными товарами. У начинавших как купонные сервисы Vigoda.ru и Biglion.ru примерно треть выручки в 2012 году пришлось 
на обычную онлайн-торговлю. У Groupon остается серьезное преимущество перед более молодыми конкурентами — его огромная аудитория. Из 200 млн зарегистрированных пользователей компании активными покупателями являются только 40 млн, но Анна Лепетухина из Sberbank Investment Research отмечает, что у Groupon есть неиспользованные возможности, связанные с собранной компанией базой предпочтений его армии клиентов.