Файл: Литература по теме Практические задания Тема Частное и коллективное предпринимательство Вопрос Частное предпринимательство и частная собственность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример:
ООО «Гибкое колесо».
· Входит в портфель фондов: ООО «ФПИ РВК».
· Год включения в портфель: 2013.
· Инвестиционный статус проекта: Посевная и начальная.
· Сектор экономики: Промышленное оборудование.
· Направление модернизации: Иные.
· Город: Омск.
· Венчурный партнёр: ЗАО «Инновационная Бизнес Группа».
· Производство колесной пары принципиально новой конструкции для грузового железнодорожного вагона «Гибкое колесо».
Источник: http://www.rusventure.ru/ru/investments/fpi/.
Задание 4.
Изучите ситуацию и ответьте на вопросы: Что такое краудфандинг и какова его история возникновения и развития в мире? Каковы перспективы развития краудфандинга в России? Какова классификация проектов в краудфандинге? Какие российские краудфандинговые проекты Вам известны?
Ситуация.
Краудфандинг в России: проблемы и перспективы развития.
Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd — толпа, funding — финансирование) — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Другими словами, краудфандинг - это новый способ финансировать креатив, когда напрямую деньги вкладываются в идеи, которые будут реализованы, если проект соберет нужную сумму.
Считается, что термин Краудфандинг появился одновременно со своим старшим братом Краудсорсингом в 2006 году и его автором является Джефф Хауи (Jeff Howe), однако само явление народного финансирования, конечно, значительно древнее. Достаточно вспомнить строительство статуи свободы в Нью-Йорке, средства на которую собирали всем народом.
При всей своей древней истории Краудфандинг является относительно новым методом финансирования проектов при помощи Интернета.
После серии удачных воплощений в области некоммерческих культурных и социальных проектов Краудфандинг набирает свою силу и в сфере финансирования стартапов и локальных бизнесов.
Социальные медиа играют не последнюю роль в развитии и продвижении Краудфандинга. Например, Facebook, Вконтакте, Twitter, а также некоторые специализированные сайты являются важнейшими инструментами для обмена информацией о Краудфандинговых проектах и способствуют преобразованию социального капитала в капитал финансовый. Социальные сети позволяют создавать контент, распространять его и, конечно, обсуждать, минуя тем самым цепь привычных посредников.
Уменьшение роли посредников характерно и для Краудфандинга в целом. Ведь теперь можно получить финансирование без участия банков, венчурных капиталистов или бирж.
Данный процесс стал намного проще, прозрачнее и демократичнее. Надо сказать, что традиционные посредники относятся к Краудфандингу с некоторой осторожностью, потому что видят в нем потенциальную угрозу. Однако и для них Краудфандинг в своем роде полезный инструмент. Ведь с его помощью они могут отслеживать инновационные идеи и использовать «мудрость толпы» для оценки потенциального успеха того или иного проекта с целью создания его клона или инвестирования в него традиционными способами.
Что касается темпов роста рынка Краудфандинга, то они действительно впечатляют! За 2012 год было собрано $2,7 млрд., превысив при этом на 81% показатели 2011 года. В 2013 год – рост превысил почти в 2 раза до уровня $5,1 млрд.
По своей классификации Краудфандинга можно разделить по следующим категориям:
· По цели Краудфандингового проекта (бизнес проект, креативный, политический, социальный).
· По виду вознаграждения для спонсоров (без вознаграждения (пожертвование), нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение (Краудинвестинг)).
Что касается развития краудфандинга в России, то на просторах нашей необъятной Родины он еще только набирает обороты и далеко не так популярен как на Западе – прослеживается отставание на 3-4 года. По сути, только 2012 год стал полноценной точкой отсчета для коммерческого Краудфандинга в России.
Пожалуй, самыми заметными игроками рынка на данный момент являются Краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta, вышедшие в середине 2012 года, стремительно набирающие популярность и собравшие к данному моменту уже более 30 млн. руб. каждая. Обе площадки работают по модели предоставления спонсору «нефинансового вознаграждения» и копируют западные проекты Kickstarter и Indiegogo соответственно.
Из известных российских краудфандинговых проектов стоит отметить восстановление храма Святой Троицы в Язвищах, конференция в Москве по массовому спорту, ряд проектов в области искусства, музыки и науки. Только на одной краудфандинговой платформе Planeta.ru было собрано свыше 82 миллионов рублей.
Пионером рынка Краудинвестинга в России стала платформа SmartMarket.net. Сервис не ориентирован на мелких инвесторов (минимальная сумма вложения составляет 30 тыс. руб.) и на старте позволяет претендовать только на часть прибыли компании. Об участии в структуре владения самой компании речь пока не идет, поэтому сервис скорее можно отнести к модели Роялти, чем акционерного Краудфандинга. Через несколько месяцев после своего старта платформа была заморожена на неопределенное время.
Наряду с социальными и не коммерческими задачами, Краудфандинг обладает потенциалом стать альтернативной формой финансирования бизнес-проектов на ранней стадии. Ключевыми преимуществами и целями Краудфандинга являются:
· Демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирование дополнительного дохода для индустрии развлечений.
· Поддержка инновационных решений и стартапов, что в том числе позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей.
· Создание прозрачного и эффективного механизма для народного финансирования проектов.
Источник: http://www.e-vestnik.ru.
http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdfunding.
http://www.planeta.ru.
Задание 5.
Изучите ситуацию и ответьте на вопросы: В какие проекты инвестирует венчурный фонд Промсвязьбанк? В чем состоит особенность фонда и его задачи?
Ситуация.
Венчурный фонд Промсвязьбанка.
Венчурный фонд Промсвязьбанка – это совместный проект банка c «Опорой России» для поддержки молодых предпринимателей. Фонд не инвестирует в IT-стартапы, но только в проекты из традиционных сфер бизнеса.
Размер фонда составляет 300 миллионов рублей.
Фонд ищет молодых предпринимателей, уже зарекомендовавших себя в бизнесе и помогает им запустить новые проекты и подняться на качественно новый уровень.
Фонд дает не только денежные инвестиции, но и сильную менторскую поддержку. Среди экспертов фонда: Андрей Коркунов, основатель бренда «А. КОРКУНОВ», и Максим Каширин, создатель виноторговой компании SIMPLE.
Фонд ищет молодых предпринимателей в возрасте от 18 до 35 лет, которые:
· имеют предпринимательский опыт и начинают новый проект;
· хотят увеличить масштаб существующего бизнеса;
· побеждали или участвовали в конкурсах для молодых предпринимателей.
Андрей Коркунов, основатель бренда «А. КОРКУНОВ»:
· «Это эффективный способ увеличить число молодежных проектов в сферах, где традиционно сложно получить инвестиции: торговле, сфере услуг».
Максим Каширин, основатель и директор виноторговой компании SIMPLE:
· «Когда фонд PSB выстрелит, страна увидит больше успешных примеров предприимчивой молодежи!»
Источник: http://www.psbfund.ru/.
Задание 6.
В форме таблицы опишите преимущества и недостатки бутстрэппинга.
Задание 7.
Изучите ситуацию и ответьте на вопросы: В чем плюсы «народных» IPO как методов приватизации? Почему размещение «ВТБ» не стало успешным? Какие проблемы могут возникнуть при IPO? Как их можно решить?
Ситуация.
«Народное» IPO ВТБ.
После «народного IPO» Банка ВТБ в мае 2007 года после первых же торговых сессий на бирже акции банка опустились значительно ниже уровня размещения (13,6 коп.) и больше к нему не приближались. На минимальных отметках бумаги стоили менее 20% от цены размещения, а в начале февраля 2012 года их стоимость составляла около 7,2 коп.
История знает немало провальных размещений, когда котировки в течение длительного периода не возвращались к уровням IPO. Причиной обычно становились негативные тенденции на рынке вкупе с просчетами менеджмента и недобросовестной работой компаний. В подобных случаях инвесторы не так легко забывают и прощают ошибки, однако у эмитентов всегда есть крайнее средство — поддержать котировки обратным выкупом своих бумаг.
Ситуация с акциями ВТБ чем-то похожа на другие истории неудачных IPO, а чем-то отличается. Ценные бумаги были размещены практически в пиковый период стоимости российских банковских акций, когда мультипликаторы составляли почти 4 (P/BV[4] текущего года). Перспективы российской банковской системы выглядели привлекательно, учитывая значительный потенциал роста финансового сектора. Банковские акции были на рынке в дефиците, поэтому притягивали особенное внимание инвесторов. В момент размещения мультипликатор ВТБ составлял 2,5 P/BV по сравнению с 3,3 для Сбербанка, и, хотя бизнес банков и их прибыльность отличались, инвесторы с готовностью купили акции ВТБ.
Объем участия частных инвесторов в IPO ВТБ оказался значительно выше, чем при размещении Сбербанка и «Роснефти»: $1,5 млрд (из привлеченных $8 млрд) против $500 млн и $750 млн соответственно. Условия участия в размещении ВТБ были проще, чем у Сбербанка: и в части минимального объема средств, на которые можно было приобрести акции, и в части набора документов, необходимых для того, чтобы стать акционером банка. Слишком ли дорого проданы акции? Однозначного ответа нет. Если инвесторы (а среди них частные лица купили бумаг лишь на 18% от суммарного объема) готовы были заплатить столько — значит, это и была своего рода справедливая цена. Напомню также, что многие аналитики перед размещением оценивали потенциал роста бумаг ВТБ на десятки процентов вверх.
Между тем по итогам 2007 года российский банковский сектор в целом уже выглядел хуже рынка, а в 2008-м ситуация на фоне разразившегося финансового кризиса усугубилась еще больше. Однако, когда в следующем году банковский сектор пошел в рост, ВТБ значительно отстал. Думается, на это повлияли агрессивная стратегия развития, негативно сказавшаяся на результатах в 2008–2009 годах и потребовавшая новых вливаний в капитал, и сделки по поглощению других банков. В 2009-м при размещении допэмиссии банка в размере около 55% от капитала цена была установлена выше рыночной, и единственным покупателем выступило государство. При этом доля в капитале миноритарных инвесторов размылась с 4 до 2,5%. Несомненно, средства государства помогли ВТБ и поддержали банк в условиях кризиса, но это была в первую очередь помощь, а не фундамент для дальнейшего агрессивного развития банка, что также сказалось на будущей динамике котировок.
Миноритарии ВТБ неоднократно выказывали свое недовольство динамикой акций, которым не помогало ни улучшение рыночной конъюнктуры, ни принятие банком стратегии, преследующей возвращение котировок на уровень IPO в 2011–2012 годах с последующим ростом до 15 копеек к 2013-му. Вопрос о выкупе акций у миноритарных акционеров поднимался уже не раз.
Осенью 2011 года президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин признал, что «народное IPO» было одной из главных неудач за период его руководства банком, и объяснил динамику акций, прежде всего влиянием рыночных факторов, а недовольство частных инвесторов — отсутствием у них должной экспертизы при принятии решения. И это притом, что банк сам при IPO делал ставку на привлечение широких слоев неквалифицированных инвесторов.
В феврале 2012-го премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Андрею Костину проработать возможность выкупа акций у участников «народного IPO», отвечая на вопрос одного из участников «Форума Россия 2012» о готовности правительства РФ принять меры по защите интересов миноритариев ВТБ в условиях кризиса. Вряд ли этот вопрос касался исключительно судьбы частных акционеров ВТБ, купивших акции во время IPO. Поддержать акции банка в условиях кризиса может выкуп бумаг с рынка по низкой цене или увеличение дивидендов, и, скорее всего, именно об этом шла речь. Но премьер-министр отреагировал на этот вопрос по-своему, сняв напряжение, наблюдавшееся в отношениях банка и частных инвесторов уже более четырех лет. Думается, эта инициатива носила скорее эмоциональный характер и вполне вписалась в предвыборную программу кандидата в президенты.
Как и поручил премьер-министр, ВТБ в течение нескольких дней разработал варианты выкупа и уже 9 февраля 2012 года объявил параметры планируемой сделки. Банк выкупил акции по цене размещения у всех акционеров, которые приобрели бумаги в ходе IPO в 2007 году и являлись их владельцами по состоянию на 1 февраля 2012-го. Объем выкупа не превысил 500 тыс. рублей в пересчете на акционера, а в сделке смогли принять участие как физические, так и юридические лица.
Решение было принято, но не всем акционерам оно понравилось. Сначала рынок отреагировал на новость позитивно, однако довольно быстро инвесторы разочаровались в таком решении, а представленные детали и вовсе привели к падению бумаг почти на 10%. Давление на котировки оказал тот факт, что банк потратит собственные средства на этот выкуп, при этом принять участие в сделке смогли лишь отдельные акционеры.