Файл: Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Пензенской области.pdf
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет
«Экономика и управление»
Кафедра
«Государственное управление и социология региона»
Направление подготовки
38.03.04
Государственное и муниципальное управление
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему
«Оценка эффективности деятельности органов местного
самоуправления Пензенской области»
Студент гр.14ЭГ2
К.С. Кожевникова
Руководитель к.с.н., доцент
Э.В. Алехин
Нормоконтролер к.с.н., доцент
И.А. Мурзина
Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от _____________________ №______)
Заведующий кафедрой
______________________________ С.И. Неделько
Работа защищена с оценкой __________(протокол заседания ГЭК от _________________ №_____)
Секретарь ГЭК
_________________________________ И.А. Мурзина
ПЕНЗА 2018
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3 1
Теоретические и нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления..
8 1.1 Теоретические аспекты формирования системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления..
8 1.2 Нормативно правовая основа системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской
Федерации…………………………………………………………….
11 1.3 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в иностранных государствах………………………
21 2
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере муниципальных образований
Пензенской области………………………………………………….
27 2.1 Анализ отчетов по оценке эффективности работы муниципальных образований районного уровня………………………………………
27 2.2 Анализ отчетов по оценке эффективности работы муниципальных образований городского типа………………………………………...
41 2.3 Анализ отчетов по оценке эффективности работы муниципальных образований поселков городского типа…………………………….
51 3
Основные направления повышения эффективности оценки деятельности органов местного самоуправления в России………..
61
Заключение………………………………………………………………… 68
Список использованных источников…………………………………….. 71
Приложения………………………………………………………………… 76
3
Введение
Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день важнейшей целью деятельности органов государственной и муниципальной власти является улучшение состояния благополучия населения. При этом значительная часть проблем социально-экономического развития страны сосредоточенна именно на уровне муниципальных образований, что непосредственно актуализирует вопрос об эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее вопрос об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации стал подниматься сравнительно недавно. Разработанные в 2008 г. система показателей и методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ
Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов») постоянно реформируются, что непосредственно свидетельствует о нерешенности ряда проблем. Кроме того, основываясь на современных исследований в данной области, а также из собственных наблюдений, мы можем сказать, что существующая система оценки эффективности деятельности органов власти недостаточно результативна и имеет ряд недостатков.
Таким образом, актуальность выбранной темы работы обуславливается осознанием высокой степени важности проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, противоречивым характером методики проведения оценки, а также неразрешенностью ряда проблем в самой системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Научная новизна связана с тем, что в ходе работы были выявлены недостатки в существующей системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также были предложены различные
4 подходы, направленные на повышение эффективности проводимой оценки.
Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей, непосредственно посвящённые специфике оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Теоретические основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно найти в трудах отечественных исследователей:
Вышловой-Пылевой И. И., Ворошилова Н.В., Пресняковой Т.С., Дзюба И.В. и т.д. Из зарубежных исследователей отметим Д. Уильямс, в трудах которого описана история становления системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Особый интерес для данной работы представляет труд Корчагиной Т.С., которая в своем диссертационном исследовании на основе изучения зарубежного опыта провела классификацию систем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее, ряд ведущих специалистов в данной области справедливо констатируют тот факт, что в современной российской практике данная проблема еще недостаточно освоена, что еще раз подтверждает актуальность темы данной работы.
Цель бакалаврской работы – провести анализ отчетов об оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере муниципальных образований Пензенской области, а также выявить существующие недостатки в системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и предложить пути повышения эффективности проведения оценки деятельности органов местного самоуправления в России.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
проанализировать теоретические аспекты формирования системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
5
исследовать нормативно правовую основу системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской
Федерации;
рассмотреть систему оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в иностранных государствах;
провести анализ отчетов по оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области;
выявить в ходе анализа недостатки существующей системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в России;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в России.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления на примере муниципальных образований Пензенской области.
В качестве предмета исследования выступает оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные по итогу работы выводы направлены на совершенствование теоретических и методических основ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления как важного механизма повышения уровня благополучия населения. Предложенные нами рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов РФ в процессе принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы
исследования теоретического уровня:
Структурно-функциональный подход был использован при рассмотрении структуры системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в 1 главе;
6
Системный подход поспособствовал всестороннему изучению предмета работы.
Анализ активно использовался во второй главе, позволил подробно рассмотреть отдельные стороны и свойства итоговых отчетов глав муниципальных образований Пензенской области о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления
Сравнительный метод в ходе работы над исследованием помогал в выявлении общих и особенных характеристик предмета исследования.
Метод научной абстракции позволил разработать ряд рекомендаций, направленных на совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в России.
Метод индукции использовался при составлении выводов по итогам каждой главы.
Эмпирической базой исследования послужили данные региональной статистики, Сводные годовые доклады о результатах мониторинга и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пензенской области за 2015, 2016 И 2017 года, а также отчеты глав муниципальных образований Пензенской области о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и
Пензенской области.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, что соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению бакалаврской работы.
В введении обосновывается актуальность данной работы, раскрывается её цель, объект, предмет исследования, а также её теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические и нормативно-правовые
7 основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Во второй главе, на примере муниципальных образований Пензенской области, проводится анализ отчетов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. В третьей главе выявлены существующие недостатки современной системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также разработаны рекомендации, по совершенствованию данной системы.
В заключении подведены итоги работы исследования.
Выпускная квалификационная работа изложена на 3 страницах.
Приложения дополнительно расположены на 12 страницах. Работа включает 2 рисунка, 12 таблиц, список использованных источников из 39 наименований и 2 приложения.
8
1
Теоретические
и
нормативно-правовые
основы
оценки
эффективности деятельности органов местного самоуправления
1.1 Теоретические аспекты формирования системы оценки
эффективности деятельности органов местного самоуправления
Первостепенной целью деятельности органов местного самоуправления является улучшение качества жизни населения соответствующей территории, а также её устойчивое развитие. При этом, большая часть проблем социально- экономического развития страны территориально локализована именно на уровне муниципальных образований, что актуализирует вопросы теоретического и практического осмысления эффективности деятельности органов местного самоуправления. Но прежде чем перейти к рассмотрению самой системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, разберем отдельно понятие эффективности деятельности.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления можно определить, как степень соответствия достигнутых результатов деятельности по решению вопросов местного значения поставленным целям и задачам. Это не только степень полноты и качества выполнения органами местного самоуправления своих функций, но и степень удовлетворенности потребностей самого населения [14].
С социальной точки зрения, под эффективностью деятельности органов местного самоуправления также понимается соответствие достигнутых результатов деятельности органов местного самоуправления основным социальным целям и потребностям населения [15].
Основной целью концепции эффективности деятельности органов местного самоуправления является определение основных ориентиров и механизмов устойчивого развития территории, путем удовлетворения
9 потребностей населения и улучшения качества жизни [39].
Данная концепция направленна на ориентацию деятельности органов местного самоуправления на социально важный результат, процесс достижения которого обусловлен прозрачной системой принятия решений. При этом должны быть учтены соотношение потребностей, потенциала территории, а также её ресурсов. Особенности муниципального образования, её расположение, инвестиционная привлекательность и т.д. могут быть, как и сильными сторонами территории, так и слабыми. Наличие всех этих составляющих подчеркивает необходимость оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Целью проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития муниципальных образований и принятия соответствующих управленческих решений.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления является неотъемлемой частью процесса управления, которая позволяет получить актуальную информацию о результатах деятельности, достижении плановых показателей, наличии проблем и т.д [39].
Выделяют несколько основных подходов к оценке деятельности органов местного самоуправления [13].
Первый подход характеризуется тем, что эффективность и результативность деятельности отожествляются, то есть при данном подходе оценка эффективности происходит исходя из достигнутых территорией значений показателей социально-экономического развития относительно поставленных плановых показателей.
Второй подход характеризуется тем, что происходит отождествление эффективности деятельности и уровня развития территории, иными словами чем выше уровень социально-экономического развития, тем выше эффективность деятельности органов местного самоуправления.
Рассмотрев первые два подхода, отметим, что к их достоинствам можно
10 отнести простоту получения исходной базы для оценки эффективности и интерпретации расчетов. При этом к слабым сторонам данных подходов относится то, что сам уровень развития территорий зависит от множества факторов, на большую часть из которых органы местного самоуправления не могут влиять в полной мере. Отсюда возникает неясность в соотношении результатов развития территории и деятельности самих органов местного самоуправления.
Третий подход – затратно-результативный подход. Его суть заключается в том, что непосредственно результаты развития территории сопоставляют с теми бюджетными средствами и действиями, которые были направлены на его достижение. При этом отметим, что, хотя данный подход и символизирует изначальную сущность и содержание оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, сложности с данным подходом могут возникать при проведении оценки в части затрат.
Четвертый подход характеризуется оценкой внутренней эффективности управления: оценка организации управления в органах местного самоуправления, оценка их сотрудников, эффективности процесса управления.
К данному подходу относится международная методика CAF (Common
Assessment Framework – общая схема оценки), которая является технологией менеджмента качества в государственном и муниципальном управлении. Более подробно данную технологию мы рассмотрим в пункте 3 данной главы.
К основным достоинствам данного подхода относится то, что он позволяет точно определить проблемы в организации управленческого процесса в самом органе власти, оценить эффективность деятельности конкретного сотрудника.
При этом недостатком является сложность проведения самой оценки, трудоемкость получения исходной базы.
Помимо рассмотренных подходов, можно выделить самостоятельные методы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления: социологический метод, связанный непосредственно с опросами населения по оценке эффективности деятельности и экспертный метод, построенный в