Файл: Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Пензенской области.pdf
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 основном на балльной системе оценки деятельности специалистами-экспертами в определенной сфере.
Отметим, что все рассмотренные нами подходы применимы как в российской, так и в зарубежной практике, при этом каждый из них может использоваться отдельно в зависимости от цели исследования.
Конечным результатом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления являются определение проблемных мест и направлений в организации управления, а также разработка ориентиров повышения эффективности деятельности [34].
Таким образом, мы видим, что оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет определить дальнейшее направление социально-экономического развития муниципального образования, выявить актуальные проблемы территории, а также определить необходимые управленческие решения. На сегодняшний день процесс проведения оценки эффективности четко регламентирован, что делает данную систему результативнее. Отсюда особый интерес представляет рассмотреть нормативно- правовую базу системы оценки деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.
1.2 Нормативно правовая основа системы оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации
Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в РФ начала складываться с 2007 года. Осознавая степень важности построения системы эффективных органов местного самоуправления,
18 ноября 2007 года в Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» была введена статья 18.1 «Оценка эффективности деятельности
12 органов местного самоуправления» (введена Федеральным законом от
18.10.2007 № 230-ФЗ), в которой определен порядок составления перечня показателей оценки, а также обосновывается возможность выделения грантов муниципальным образованиям в целях поощрения и(или) содействию достижения наилучших значений показателей [2; 3].
В дальнейшем, в целях исполнения требований упомянутого выше федерального закона, в 2008 г. Президент Российской Федерации издал Указ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [4]. Для реализации указа было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября
2008 г. № 1313-р «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»» [7]. В свою очередь, для реализации перечисленных выше нормативных актов, в каждом субъекте России был принят указ высшего должностного лица «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления».
Отметим, что коренные изменения в системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления произошли в 2012 году, когда был издан
Указ Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1384 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28 апреля2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и в перечень, утвержденный этим Указом» и Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля2008 г. № 607
«Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [5; 6].
В соответствии с данными нормативно правовыми актами были значительно сокращены перечни показателей (основной перечень показателей –
13 с 30 до 13, дополнительных показателей – 31 до 27, перечень рекомендуемых показателей, используемых для определения размера гранта – с 21 до 11), а также была упрощена методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления [6].
Что касаемо Пензенской области, то в свою очередь, в целях реализации
Указа Президента РФ, в 2013 году Губернатор Пензенской области принял постановление от 10 апреля 2013 года № 71 «О мерах по реализации Указа
Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [8].
До 2013 года в Пензенской области также велась оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, но данная деятельность была регламентирована сразу несколькими нормативно-правовыми актами. Так в
2011 году Губернатор Пензенской области принял Постановления, которые отдельно регламентировали целевые значения показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов городских округов и муниципальных районов
Пензенской области, порядок выделения грантов городским округам и муниципальным районам Пензенской области, а также порядок организации и проведения социологических опросов для определения уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пензенской области.
Соответственно для более результативной оценки было необходимо утвердить единый нормативно-правовой акт, который бы регламентировал процесс проведения оценки эффективности деятельности муниципальных образований Пензенской области и который бы соответствовал высшим нормативно-правовым актам. Следствием чего и стало принятие в 2013 году
Постановления Губернатором Пензенской области, по которому и сегодня ведется оценка эффективности, деятельности органов местного самоуправления Пензенской области [8].
Система оценки эффективности деятельности органов местного
14 самоуправления в РФ на протяжении всего периода своего существования постоянно реформируется. В неё вносились коррективы, касающиеся перечня показателей, методики расчетов показателей, а также процесса проведения опросов населения. Постоянный поиск наиболее оптимальной модели системы оценки эффективности, говорит нам об актуальности данной темы.
На сегодняшний день нормативно-правовую базу системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской
Федерации составляют Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указ
Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», а также Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 (ред. от
06.02.2017) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от
28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Проанализировав выше перечисленные нормативные акты, мы выделили ряд характеристик, относящихся непосредственно к российской системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления:
1.
Оценка эффективности деятельности строится в отношении результатов деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах: экономическое развитие; дошкольное образование; общее и дополнительное образование; культура; физическая культура и спорт; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; организация муниципального управления; энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
2.
Для оценки эффективности применяются как абсолютные, так и относительные показатели (например, среднегодовая численность постоянного
15 населения и объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа (муниципального района) (тыс. рублей)).
3.
Оценка эффективности строится на объективных данных и на субъективной оценке населением деятельности органов местного самоуправления
4.
Источниками информации являются данные субъектов официального статистического учета, формирующих официальную статистическую информацию по показателям в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
Рассмотрим непосредственно структуру показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В целом показатели можно разделить на две группы: утвержденные
Указом президента и утвержденные Постановлением Правительства. Первая группа включает 12 показателей (до 1 января 2017года их было 13). Вторая группа включает 27 показателей, разделенных на 8 групп [4; 6]:
I.
Экономическое развитие – 3 показателя:
1.Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников
(рублей):
крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций;
муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе учителей;
муниципальных учреждений культуры и искусства;
муниципальных учреждений физической культуры и спорта.
2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей).
3. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе
(процентов).
II.
Дошкольное образование – 2 показателя:
16 1.
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет
(процентов).
2.
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (процентов).
III.
Общее и дополнительное образование – 7 показателей:
1.
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений
(процентов).
2.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений
(процентов).
3.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений (процентов).
4.
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях
(процентов).
5.
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях
(процентов).
6.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на
1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях (тыс. рублей).
17 7.
Доля детей в возрасте 5 – 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно- правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой возрастной группы (процентов).
IV.
Культура – 3 показателя:
1.
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры (процентов).
2.
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности (процентов).
3.
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности (процентов):
клубами и учреждениями клубного типа;
библиотеками;
парками культуры и отдыха.
V.
Физическая культура и спорт – 1 показатель:
1.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (процентов).
VI.
Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем – 2 показателя:
1.
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию (кв. метров):
объектов жилищного строительства - в течение 3 лет;
иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет.
2.
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, в том числе земельных участков,
18 предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства
(гектаров).
VII. Жилищно-коммунальное хозяйство – 2 показателя:
1.
Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления указанными домами (процентов).
2.
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях
(процентов).
VIII. Организация муниципального управления – 7 показателей:
1.
Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда
(включая начисления на оплату труда) муниципальных учреждений в общем объеме расходов муниципального образования на оплату труда (включая начисления на оплату труда) (процентов).
2.
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (процентов).
3.
8.3 Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования (рублей).
4.
Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года, по полной учетной стоимости) (процентов).
19 5.
Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа (муниципального района) (тыс. рублей).
6.
Наличие в городском округе
(муниципальном районе) утвержденного генерального плана городского округа (схемы территориального планирования муниципального района) (да/нет).
7.
Среднегодовая численность постоянного населения (тыс. человек).
Что касаемо методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, то здесь можно сказать, что непосредственно целью данной методики является определение единых методических подходов к организации мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления для оценки динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.
Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг. Также следует отметить, в зависимости от результатов мониторинга может быть предусмотрено выделение грантов органам местного самоуправления за счет средств бюджета субъекта РФ в целях содействия достижению и(или) поощрения достижения наилучших значений показателей.
Что касаемо нормативно-правовой базы системы оценки эффективности деятельности органов муниципальных образований Пензенской области, то помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, данную деятельность в Пензенской области также регламентирует Постановление Губернатора
20
Пензенской области от 10 апреля 2013 года № 71 «О мерах по реализации Указа
Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [8].
Данное постановление регламентирует план мероприятий по реализации
Указа Президента № 607, перечень исполнительных органов государственной власти Пензенской области, ответственных за анализ показателей, изложенных в докладах глав администраций городских округов и муниципальных районов
Пензенской области, порядок выделения грантов, а также перечень показателей, используемых для определения размера грантов. Помимо этого, данное постановление регламентирует проведение опросов граждан и работу экспертной комиссии [8].
Отметим, что данное Постановление Губернатора Пензенской области определяет 40 показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, разделенных на 9 групп, а также 10 показателей, используемых для определения размера грантов [8].
Рассмотрев нормативно-правовую базу системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в РФ, следует отметить, что данная система в Российской Федерации начала развиваться сравнительно недавно. Из всего выше сказанного, особый интерес представляет рассмотреть систему оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере иностранных государств, где проблемой повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления начали заниматься значительно раньше.