Файл: Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Пензенской области.pdf
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63 самоуправления ограничены в возможности эффективного влияния на доходные статьи местных бюджетов. Таким образом одним из предложенных нами путей реформирования системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления будет связан с необходимостью совершенствования законодательства, регулирующего вопросы регистрации земельных участков и иной собственности, которое бы содержало законодательно определенную ответственность потенциальных налогоплательщиков местных налогов.
К сожалению, это не все проблемы, которые существуют на сегодняшний день в системе оценки деятельности органов местного самоуправления. Так сам процесс проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в идеале не должен приводить к дополнительным затратам. При этом на практике небольшие муниципалитеты сталкиваются с такими проблемами, поскольку не обладают всеми необходимыми ресурсами. Процесс проведения мониторинга достаточно трудоемкий, он требует большого количества данных, времени, а также высококвалифицированных специалистов.
Иначе данный мониторинг станет не больше чем формальной отчетной работой, которая не предполагает дальнейшего положительного эффекта.
Виной данной проблемы также является и ограниченность доступа органам местного самоуправления к государственной статистике. Органы статистики и органы местного самоуправления взаимодействуют лишь на общих принципах, то есть для получения статистической информации органам местной власти приходится вносить дополнительные средства. На безвозмездной же основе информация доступна лишь основе федеральным органам государственной власти и управления, территориальным комитетам Госкомстата
России и государственным организациям, имеющим право на получение информации Госкомстата России [9].
Здесь же хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что законодательно регламентирован процесс размещение отчетов и докладов органами власти в сети Интернет, на практике найти нужный документ на официальных сайтах органов власти оказалось проблематично. Не все органы власти выкладывают
64 полную информацию, либо она отсутствует на сайте в общем.
Еще один недостаток, который мы хотели бы обозначить в рамках данной главы, это ежегодный характер мониторинга, что непосредственно влияет на полезность и актуальность применяемых результатов.
Проводя оценку деятельности органов местного самоуправления лишь по истечению отчетного года, результаты данной оценки утрачивают эффективность в оперативной поддержке усилий муниципалитетов в решении задач местного значения. В соответствии с Указом Президента № 607 Доклады о достигнутых показателях представляются до 1 мая года, следующего за отчетным, т.е. результаты деятельности невозможно учесть в ходе бюджетного планирования на очередной год. Органы власти субъекта Российской Федерации не имеют возможности принять меры к оказанию поддержки муниципалитетам в достижении более высоких целевых показателей [21].
Отсюда, следующее направление повышения эффективности оценки деятельности органов местного самоуправления в России, которое будет предложено нами в рамках данной работы, это рассмотрение сроков проведения мониторинга оценки эффективности. Иными словами, мы предлагаем проводить мониторинг отдельных ключевых показателей эффективности чаще, чем один раз в году, при этом получаемой информации при таком способе мониторинга должно быть достаточно для оперативного управления и решения актуальных задач.
Таким образом оперативная информация по показателям, характеризующимися интенсивной динамикой изменений в течение года, поспособствует получению органами местного самоуправления предварительных сведений об эффективности исполнения своих функций. При этом результаты, полученные путем оперативного мониторинга, могут использоваться для определения объемов финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на очередной финансовый год, принятия решений по содействию муниципальным образованиям в достижении целевых показателей и повышению эффективности деятельности в целом. На
65 региональном уровне данная система позволит более эффективно распределять бюджетные средства среди муниципалитетов.
Механизм предлагаемого нами мониторинга мог бы складываться из следующих действий. В начале определялись бы ключевые сферы ответственности местных органов власти и их оптимальный набор полномочий, оперативный мониторинг которых мог бы поспособствовать повышению деятельности органов местного самоуправления за счет более гибкого управления территории. Затем для уже определенного списка полномочий и сфер ответственности выделялись бы показатели из уже утвержденных либо
Указом Президента, либо Постановлением Правительства, мониторинг которых можно было бы проводить ежеквартально, либо более часто, в зависимости от частоты сбора необходимых сведений территориальным органом статистики или госорганом региона. В отношении же нового перечня показателей следовало бы составить обновлённую методику оценки эффективности. То есть, таким образом, органы региональной власти получили бы такую систему оценки эффективности деятельности муниципальных образований, которая бы позволяла более эффективно отслеживать ситуацию в определенном муниципалитете и оперативно реагировать на неё, а местные власти – систему, которая бы не требовала дополнительных средств для проведения оценочных работ.
Ещё одно направление повышения эффективности оценки деятельности органов местного самоуправления в России, которое мы хотели бы предложить, связанно с автоматизацией данного процесса, что могло бы поспособствовать облегчению процесса трудоемких расчетов показателей. Как известно, сегодня на рынке программных продуктов представлено большое число различных информационно-аналитических систем (ИАС), которые позволяют в автоматизированном режиме проводить различные работы с базами данных. К сожалению, среди них пока что нет специализированных программ, которые могли бы удовлетворить потребностям в сфере оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Отсюда мы видим
66 необходимость в разработке такой программы, в которую бы были заложены параметры на работу со статистическими данными муниципальных образований, формулы, по расчету показателей и т.д. На наш взгляд, такая программа могла бы сократить время на проведение мониторинга, исключить ошибки процесса оценки и облегчить составление отчетных работ, иными словами применение единой ИАС в области оценки деятельности органов местного самоуправления во многом бы облегчило работу самих органов власти и повысило эффективность самой оценки [38].
Как отмечалось выше, одной из основных проблем существующей системы оценки в нашей стране является её унифицированность. Отсюда, на наш взгляд, возникает необходимость в реформировании существующего перечня показателей с учетом особенностей и специфики различных территорий [22].
Как нам представляется, новый перечень показателей для оценки эффективности должен быть многоуровневый. Первый уровень включал бы показатели, которые можно было бы отнести к базовым, то есть достижение значений которых было бы обязательным для всех муниципальных образований, не смотря на особенности территории. В перечень базовых показателей добавился бы показатель, связанный с социально-экономическим развитием территории и содержащий информацию по наличию стратегии территории и уровня её реализации. Также, в данный перечень следовало бы добавить показатель, связанный с гражданской активностью. Оценка гражданской активности при этом бы строилась как из объективных, так и из субъективных показателей.
Второй уровень включал бы показатели, связанные со спецификой территории. Сюда могли бы входить, например, показатели, касающиеся эффективности муниципального менеджмента, учитывающие квалификацию специалистов, скорость обработки обращений, введение собственных стандартов и т.д.
При этом результаты первого уровня показателей учитывались бы при составлении итоговых отчетов на региональном уровне, а показатели второго
67 уровня были бы дополнительным основанием для поощрения отличившихся муниципальных образований, что могло бы стать достаточно эффективным механизмом мотивации органов местного самоуправления.
Представленный нами перечень проблем и направлений повышения эффективности оценки деятельности органов местного самоуправления не является исчерпывающим. При этом, стоит отметить, что сама система оценки деятельности органов местного самоуправления в России постоянно реформируется. Актуальность данного вопроса, дает нам надежду на то, что путем нововведений и реформаций, в скором времени система оценки деятельности органов местного самоуправления в России примет такой вид, который позволит нам говорить действительно о её результативности и полезном эффекте.
68
1 2 3 4 5 6
Заключение
В выпускной квалификационной работе проведен глубокий анализ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в России, в ходе исследования которой автор пришел к следующим выводам:
1)
Основной целью проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития муниципальных образований и принятия соответствующих управленческих решений. При этом, конечным результатом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления являются определение проблемных мест и направлений в организации управления, а также разработка ориентиров повышения эффективности деятельности.
2)
Рассмотрев системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в различных иностранных государствах, мы сделали вывод о том, что существует два способа формирования системы оценки: активный и пассивный. Также в зависимости от входящих в систему оценки показателей, её можно классифицировать на унифицированную и оригинальную.
Также мы выявили, что наиболее результативной системой является оригинальная система оценки, сформированная активным образом.
Тем не менее, в ходе исследования мы выяснили, что для нашей страны характерен пассивный способ формирования и единый перечень всех показателей оценки.
3)
В ходе проведения анализа отчетов об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований
Пензенской области, мы выявили, что ряд показателей не зависит напрямую от деятельности органов местного самоуправления. К таким показателям, в первую очередь мы отнесли показатель, связанный с числом субъектов малого и среднего предпринимательства, показатель, отвечающий за потребление
В выпускной квалификационной работе проведен глубокий анализ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в России, в ходе исследования которой автор пришел к следующим выводам:
1)
Основной целью проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития муниципальных образований и принятия соответствующих управленческих решений. При этом, конечным результатом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления являются определение проблемных мест и направлений в организации управления, а также разработка ориентиров повышения эффективности деятельности.
2)
Рассмотрев системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в различных иностранных государствах, мы сделали вывод о том, что существует два способа формирования системы оценки: активный и пассивный. Также в зависимости от входящих в систему оценки показателей, её можно классифицировать на унифицированную и оригинальную.
Также мы выявили, что наиболее результативной системой является оригинальная система оценки, сформированная активным образом.
Тем не менее, в ходе исследования мы выяснили, что для нашей страны характерен пассивный способ формирования и единый перечень всех показателей оценки.
3)
В ходе проведения анализа отчетов об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований
Пензенской области, мы выявили, что ряд показателей не зависит напрямую от деятельности органов местного самоуправления. К таким показателям, в первую очередь мы отнесли показатель, связанный с числом субъектов малого и среднего предпринимательства, показатель, отвечающий за потребление
69 энергоресурсов, а также показатель, связанный с общей площадью жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя.
4)
По итогу проведения исследования, мы составили ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, могли бы поспособствовать повышению эффективности проведения оценки деятельности органов местного самоуправления в РФ: а.
Первое наше предложение было направленно на решение проблемы, связанной с тем, что некоторые показатели связанны напрямую с доходными статьями местных бюджетов, при этом органы местного самоуправления ограниченны в своих возможностях эффективного влияния на них. Отсюда, первой нашей рекомендацией мы определили необходимость совершенствования законодательства, регулирующего вопросы регистрации земельных участков и иной собственности, которое бы содержало законодательно определенную ответственность потенциальных налогоплательщиков местных налогов. б.
Вторым нашим предложением стало рассмотрение сроков проведения мониторинга оценки эффективности. Иными словами, мы предложили проводить мониторинг отдельных ключевых показателей эффективности чаще, чем один раз в году, что должно было быть необходимым при оперативном управлении и решении актуальных задач. в.
Следующим предложенным нами направлением повышения эффективности процесса проведения оценки стало предложение автоматизации данного процесса, что должно было быть направленно на упрощение проведения мониторинга деятельности, а также на повышение качества оценки. г.
Последняя наша рекомендация заключалась в реформировании существующего перечня показателей с учетом особенностей и специфики различных территорий, что было направленно на решение проблемы унифицированности системы.
Таким образом, по итогу выпускной квалификационной работы мы составили ряд рекомендаций, которые в последствии могли бы использоваться
70 органами власти субъектов РФ в процессе принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Тем не менее, проблема эффективности проведения оценки деятельности органов местного самоуправления остается актуальной и по сей день. Но мы будем надеяться, что в скором времени, путем нововведений и реформаций, данная система примет должное состояние, что в свою очередь положительно повлияет на эффективность деятельности самих органов местного самоуправления.
71
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (НК РФ) от
05.08.2000 года № 117-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 13.04.2016.
Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2018.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 18.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2018.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 13.07.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант
Плюс» – 2018.
4. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента
РФ от 28.04.2008 № 607 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 04.11.2016.
Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2018.
5. О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28 апреля2008 г. № 607
«Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и в перечень, утвержденный этим
Указом: указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1384 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 13.12.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант
Плюс» – 2018.
6. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317