ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль
-
Государственный земельный надзор
Такой надзор осуществляют три госоргана. Какой из них будет проводить надзор, зависит от того, какие требования земельного законодательства проверяются (п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1; далее - Положение о земельном надзоре):
1) Росреестр и его территориальные органы. Этот орган проверяет требования, перечисленные в п. 3 Положения о земельном надзоре. К ним относятся, в частности, требования:
- о недопущении самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использование участка лицом, не имеющим на него прав;
- переоформлении организациями права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности;
- использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию;
- обязательном использовании в течение установленного срока участков, которые предназначены для строительства, в этих целях;
2) Россельхознадзор и его территориальные органы. Он осуществляет надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения (п. 4 Положения о земельном надзоре). Они проверяют соблюдение требований, которые перечислены в п. 4 Положения о земельном надзоре, например:
- о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель из-за неправильного обращения с пестицидами, агрохимикатами и другими опасными веществами и отходами производства и потребления;
- об обязательном использовании участков из земель сельхозназначения для ведения сельхозпроизводства или иной связанной с этим деятельности;
3) Росприроднадзор и его территориальные органы. Он проводит надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель, кроме тех, которые поднадзорны Россельхознадзору (п. 5 Положения о земельном надзоре). Он осуществляет надзор за соблюдением, в частности (п. 5 Положения о земельном надзоре):
- требований по рекультивации земель, например, при осуществлении строительных работ;
- предписаний, выданных должностными лицами Росприроднадзора по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений.
Как проводятся плановые проверки и в какой срок
Они осуществляются в соответствии с ежегодными планами проведения проверки. Такие проверки бывают документарными и выездными (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Необходимость в выездной проверке возникает в случае, если при документарной проверке невозможно установить (ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
1) достоверность и полноту сведений в документах организации, которые имеются в распоряжении госоргана;
2) соответствует ли деятельность организации требованиям земельного законодательства без проведения выездной проверки.
Срок проведения каждой из проверок - 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). По земельным участкам, отнесенным к категории умеренного риска, Росреестр проводит проверки в течение 17 рабочих дней (п. 10(4) Положения о земельном надзоре).
Как часто могут проводиться плановые проверки
Это зависит от органа, который проводит такие проверки, и категории риска, к которой отнесен ваш земельный участок:
1) Росреестр и Россельхознадзор проводят проверку земельных участков со следующей периодичностью (п. п. 4(3), 10(4) Положения о земельном надзоре):
- если присвоена категория среднего риска - не чаще одного раза в три года;
- умеренного риска - не чаще одного раза в пять лет;
- низкого риска - проверка не проводится;
2) Росприроднадзор осуществляет плановые проверки со следующей периодичностью (п. 18 Положения об экологическом надзоре):
- если объект отнесен к категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
- высокого риска - один раз в два года;
- значительного риска - один раз в три года;
- среднего риска - не чаще одного раза в четыре года;
- умеренного риска - не чаще одного раза в пять лет;
- низкого риска - проверки не проводятся.
Что такое проверочные листы и как они используются при проведении плановой проверки
В этих листах указан перечень вопросов об обязательных требованиях земельного законодательства. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) в обязательном порядке должны использоваться при проведении плановой проверки (п. п. 7(1), 7(3) Положения о земельном надзоре).
Предмет плановой проверки исчерпывается только теми вопросами, которые имеются в проверочных листах
Как проводятся внеплановые проверки
Как и плановые проверки, они проводятся в форме документарной и выездной проверки. При этом в некоторых случаях выездная проверка должна быть согласована с органами прокуратуры.
5.1. В каких случаях могут проводиться внеплановые проверки
В отношении организаций они проводятся только в следующих случаях (п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ):
1) указанных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Например, если истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения. В этом случае госорганы должны проверить только исполнение такого предписания (п. 1 ч. 2, ч. 21 ст. 10 названного Закона);
2) если по результатам административного обследования выявлены признаки нарушения тех требований земельного законодательства РФ, за которые установлена ответственность;
3) если в органы земельного надзора поступило обращение (заявление) организации, ИП, граждан либо информация от органов госвласти или местного самоуправления о нарушении прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, организаций и граждан;
4) если истек год после того, как вы приобрели на публичных торгах участок из земель сельхозназначения, при этом ранее такой участок (п. 16 ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения):
- был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований земельного законодательства РФ;
- по информации Россельхознадзора не использовался по целевому назначению три года и более.
-
Муниципальный земельный контроль
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.
-
Общественный земельный контроль
Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.
-
Общая характеристика ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель.
Земельное законодательство предусматривает следующие меры ответственности за его нарушения: гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную и земельно-правовую.
Специфичность ответственности за земельные правонарушения обусловлена в первую очередь тем, что само земельное правонарушение представляет собой совокупность преступлений, административных и дисциплинарных проступков и деликтов в сфере использования и охраны земель в Российской Федерации.
Земельно-правовая ответственность представляет собой принудительное прекращение права на земельный участок в случае его ненадлежащего использования и выражается в его изъятии по основаниям и в порядке, которые установленны законом.
Понятие земельно-правовой ответственности. Земельно-правовая ответственность выражается в принудительном прекращении права на землю в качестве санкции за нарушения земельного законодательства, т. е. за ненадлежащее использование земельного участка.
Формой земельно-правовой ответственности является также отказ в предоставлении нового земельного участка, необходимого лицу для продолжения хозяйственной деятельности. В предоставлении участка может быть отказано, если ранее предоставленный земельный участок не был приведен в состояние, пригодное для использования по первоначальному целевому назначению. Так, организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель (п. 4 ст. 88 ЗК РФ).
Принудительное изъятие земельного участка за ненадлежащее с ним обращение допускается в случаях, когда участок используется на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве безвозмездного срочного пользования земельным участком. Принудительное изъятие допускается при условии соблюдения требований особой процедуры, предусмотренной ст. 54 ЗК РФ, на основании решения суда.
Не является принудительным изъятием земельного участка прекращение права аренды земли даже в тех случаях, когда арендатор допускает такие же нарушения, которые являются основанием и для изъятия земельного участка у землевладельцев и землепользователей. Указанная процедура изъятия не применима к случаям аренды земли, и договор аренды может быть прекращен по инициативе арендодателя. Порядок прекращения договора аренды земельного участка определен в ст. 46 ЗК РФ.
Основанием применения мер земельно-правовой ответственности являются только случаи нарушений земельного законодательства, указанные в п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Субъекты ответственности — лица, использующие земельный участок на законных основаниях.
Земельный кодекс РФ предусматривает, что изъятию подлежит весь земельный участок, независимо от того, допущено нарушение в отношении всего участка или его части. Если, например, нарушение допущено в отношении земельного участка, одна часть которого находится в собственности, а другая — в пожизненном наследуемом владении, то изъять можно только ту часть, которая находится во владении лица-правонарушителя.
Статья 239 ГК РФ регулирует вопрос об отчуждении недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится. В случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов.
Основания принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования земельным участком. Решение о прекращении указанных прав на земельный участок в принудительном порядке может быть принято только судом.
В качестве таких оснований п. 2 ст. 45 ЗК РФ предусматривает следующие случаи:
1) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;