ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧУДЕСА СВЕТА 1
Цель обучения: 5.2.2.1 (42) определять основную мысль текста на основе
содержания композиции
Критерий оценивания: Обучающийся
- определяет основную мысль текста
Заилийский Алатау
Путешественника в горах Заилийского Алатау поражает решительно всё: алые маки и тюльпаны, изумрудная трава и темно-зеленые ели, сверкающие белизной вершины и завораживающая взгляд густая синева небес. Ночью на небе сверкают мириады огромных ярких звезд, которые кажутся совсем близкими.
Поднявшись на высоту в 2000 метров, вы увидите грандиозную картину горной страны и плывущих у ваших ног облаков.
Бескрайние, иссушенные солнцем степи подходят прямо к горам... Оттуда, с равнины, горы выглядят громадной стеной, закрывающей полсвета, а их сверкающие на солнце вершины, «отрезанные» низкими облаками, порою как бы парят в воздухе. Если отъехать еще дальше, то склоны гор тонут в дымке, и их белые пики сами кажутся облаками. Это оставляет поистине (не)забываемое впечатление.
Задание 1. Запишите основную мысль текста
Задание 2. Объясните условие слитного написания НЕ с именем прилагательным в выделенном предложении
Задание 3. Имя числительное запишите словами в нужной для предложения форме, определите его падеж.
Дескрипторы | Максимальные баллы | Набранные баллы |
Определяет основную мысль текста | 2 | |
Объясняет условие слитного написания НЕ с именем прилагательным | 3 | |
Правильно определяет форму числительного | 4 | |
ИТОГО | 14 | |
Цель обучения: 5.4.4.1 (СРН 4) использовать знаки препинания в предложениях с
однородными членами, а также с обобщающим словом при однородных членах
Критерий оценивания: Обучающийся
- использует знаки препинания в предложениях с однородными членами
Алтын-Эмель
1. Разнообразие казахстанской природы представлено в государственном национальном природном парке «Алтын-Эмель». 2. Он занимает площадь свыше 520 тысяч гектаров; на севере охватывает склоны Джунгарского Алатау и доходит по равнине до Кстчагайского водохранилища.
-
В парке обитают разнообразные животные, из них 56 видов занесены в Красную книгу Казахстана. 4. Здесь можно увидеть стада изящных джейранов, а если повезет, то и проворного горного козла — тау-теке или осторожного кулана.
-
Поражает богатство местной флоры: из 1800 видов произрастающих здесь растений 21 вид находится под охраной государства, а 60 являются редкими.
Задание 1. Подберите родственные слова к слову местный
Задание 2. Числительные, употреблённые в тексте, запишите словами и укажите их разряд
Задание 3. Укажите номера предложений с однородными членами
Дескрипторы | Максимальные баллы | Набранные баллы |
Подбирает родственные слова | 4 | |
Правильно записывает числительные и определяет их разряд | 6 | |
Определяет предложения с однородными членами | 2 | |
ИТОГО | 12 | |
3
Цель обучения. 5.3.Т.1 (117) корректировать текст, исправляя орфографические
ошибки с помощью словаря, редактируя предложения
Критерий оценивания: Обучающийся
- корректирует текст, исправляет орфографические ошибки, редактирует предложения
Загадочное озеро
В ущелье Кунгей Алатау расположено самое загадочное озеро Каинды, которое держит в плЕну своих вод множество деревьев. Из-под воды торчат пики, это вИршины деревьев, которые 100 лет назад росли здесь.
Произошло землетрЕсение, ущелье затАпило, стройные величественные ели ушли под воду, а над поверхностью остались только их вЕрхушки, которые как будто «вынырнули» из воды и на несколько метров возвышаются над водной гладью. Ветра иссушили их и сорвали зИленый покров. Словно копья древних воинов, поднимаются из воды вЕковые стволы, охрОняющие покой озера. Вода совсем (не)повредила деревья, и сквозь ее прозрачную гладь видна даже хвоя. Она сохранилась и при двИжении воды плавно колышется в разные стороны.
Задание 1. Из слов с выделенными гласными определите такие, в которых допущены ошибки, исправьте их, правильно запишите слова
Задание 2. Объясните написание НЕ со словом в выделенном предложении, определите, какая это часть речи. Приведите 3 примера слитного написания не с этой частью речи.
Задание 3. Выпишите из текста 3 прилагательных-эпитета
Дескрипторы | Максимальные п баллы | Набранные баллы |
Корректирует текст, исправляет орфографические ошибки | 6 | |
Определяет часть речи, объясняет написание НЕ, подбирает свои примеры | 6 | |
Правильно определяет эпитеты | 3 | |
ИТОГО | 15 | |
4
Цели обучения: 5.4.1.1(СРН 1) правильно писать гласные и согласные в корне слова,
НЕ с именами существительными, прилагательными, отрицательными местоимениями, глаголами, а также окончания в разных частях речи.
5.4.4.1(СРН 4) использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, а также с обобщающим словом при однородных членах
Критерии оценивания: Обучающийся
-
правильно пишет окончания в разных частях речи -
использует знаки препинания в предложениях с однородными членами
Задание 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы в словах. Определите, какой частью речи являются эти слова и в какой части слова пропущены буквы.
Бурабай
С Кокшетауской возвышенности можно увидеть пейзаж, похожий на настоящ...
чудо.
Посреди бескрайн... степи... океана возникает обширнейшее гранитное царство, наполненное сочн... ароматами пышных трав и густых вечнозелёных лесов. Стройные сосны поражают своими гигантск... размерами. Самым старым из этих пушистых красавиц - около двух сотен лет.
У подножия гор сверкают своей голубизной озёра: Бурабай (Боровое), Щучье,
Большое и Малое Чебачье. На их берегах раскинулись рощи «танцующих» берёз. Глядя на них, застываешь в изумлении: так причудливы изгибы их стволов. А на лесн... полянах можно собрать полн... корзины грибов или ягод встретить оленя белку кабана услышать радостн... пение птиц.
Задание 2. В выделенном предложении расставьте знаки препинания и составьте схему, объясняющую их постановку.
Дескрипторы | Максимальные баллы | Набранные баллы |
1 .Правильно вставляет пропущенные буквы | 7 | |
2.Правильно определяет часть речи | 2 | |
3.Правильно определяет часть слова, где пропущена орфограмма | 2 | |
4.Правильно ставит знаки препинания в указанном предложении | 4 | |
5. Правильно составляет схему предложения | 2 | |
Итого: | 17 | |
Контрольный тест
4 четверть
-
Определите тип текста
Велосипед - экологически чистый вид транспорта.
Если будешь ездить на велосипеде, то не будет вредных выбросов в атмосферу, не будет раздражающего людей шума. Велосипед не доставит беспокойства другим.
Перегруженные транспортом улицы тебе не помеха. Ты сможешь избежать любых пробок. А ещё у тебя не будет стресса. Ты будешь всегда бодрым и в хорошей спортивной форме.
Сев на велосипед, ты поможешь сберечь окружающую среду.
-
повествование D) описание -
повествование с элементами Е) повествование с элементами
рассуждения описания
-
рассуждение
-
Определите тип текста
Сила музыки.
Однажды аль-Фараби пришёл во дворец правителя. Туда были созваны учёные, люди искусства. Он сел и заиграл на изобретённой им домбре. Окружающие смеялись.
В другой раз после его игры люди плакали. В третий раз, когда он заиграл, люди заснули.
Аль-Фараби покинул дворец, написав записку: «Эти юои сыграл аль-Фараби». Сколько ни искал его правитель, однако не смог найти.
-
описание С) описание с элементами рассуждения -
рассуждение с элементами D) повествование
повествования Е) рассуждение
-
Определите вариант с эмоционально окрашенными словами
-
дом, жук D) друг, с другом -
нога, рука Е) слоник, слонище -
телевизор, машина
-
Определите слово с непроизносимой согласной
-
вкус... ный D) сверс... ник -
ровес...ник Е) уча.. .ствовать -
чудес...ный
-
Определите предложение с существительными в И.п. и П.п.
-
Словами поля не засеешь. -
Друга за деньги не купишь. -
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. -
Словами поля не вспашешь. -
Ум всегда пригодится в жизни.
-
Определите вариант имён существительных с буквой// в окончании
-
мечтать о мор..о собак... D) поговорить о поездк..о книг... -
находиться в санатори..., на площад... Е) купить учебники по алгебр..., по -
приехать к бабушк4747анаториидушк... литератур...
-
Определите вариант с однокоренными словами
-
вода - водитель D) краснеть - краснели -
гора - горный Е) вязать - вязкий -
дорога - дороги
-
Определите вариант местоимения с приставкой НЕ
-
н... кому не пожаловался D) н... кто не пришёл -
н.. .чего не сказал Е) н.. .кого не встретил -
н.. .чем гордиться
-
Укажите предложение с заимствованным словом
-
Скейтборд - это короткая доска на D) Это мой любимый город,
роликах. Е) Лето — прекрасная пора для отдыха.
-
Правда глаза колет. -
Лужи на дорогах появились после дождя.
-
Определите вариант слитного написания НЕ с глаголами
-
(не) понравиться, (не) справиться D) (не) испытывать, (не) пойти -
(не) сдобровать, (не) годовать Е) (не) догадываться, (не) справиться -
(не) чувствовать, (не) хочется
-
Определите имена существительные с буквой И в окончании
-
мечтать о счасть... D) жить в деревн... -
остановиться на полян... Е) ошибка в решении... задачи -
заблудиться в чащ... леса
-
Определите вариант с порядковыми числительными ^
-
столетний дуб D) пятимесячный ребёнок -
тридцатый день Е) двухъярусная кровать -
одноразовый стакан
-
Определите имя числительное с Ь в середине
-
девят(?) надцать D) сем(?)десят -
воз(?)ми Е) прос(?)ба -
тон(?)ше
-
Определите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения (знаки не расставлены)
-
В нашем лесу водятся зайцы лисы медведи. -
Звуки слышатся слева справа сверху. -
В квартиру привезли столы стулья диван. -
Народ толпился на улице в переулке во дворе. -
Не видно ничего ни скал ни моря ни дороги.
-
Определите правильный вариант пропущенных букв: св...репый, м...тель, к...вычки, зап...тая
-
и-е — a-я D)e — и-о-и -
и-и-о-е Е)и — и-а-я -
е-и — а — и
Цели обучения: 5.1.1.1 (СГ1) - понимать основное содержание текста, определяя главную информацию
5.1.3.1( СГ 3) - пересказывать содержание текстов (повествование, описание)
5.2.1.1(4 1) понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему
5.2.6.1(4 6) использовать ознакомительный вид чтения 5.3.4.1(114) создавать тексты-повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление) с учетом целевой аудитории
5.4.3.1(СРН 3) - использовать имена существительные и прилагательные, согласуя слова в роде, числе и падеже
5.4.4.1(СРН 4) - использовать знаки препинания в предложениях при обращении Критерии оценивания: Обучающийся
-
понимает основное содержание текста, определяя главную информацию; -
пересказывать содержание текстов (повествование, описание); -
понимает основную информацию несплошного текста, определяя тему; -
использует ознакомительный вид чтения; -
создаёт тексты-повествования в художественном и разговорном стилях с учётом целевой аудитории; -
использует имена существительные и прилагательные, согласуя слова в роде, числе и падеже; -
использует знаки препинания в предложениях при обращении
1 вариант
Задание 1. Прослушайте текст и перескажите его.
А знаете ли вы, что алматинское метро строилось целых 23 года - с 1988 по 2011
годы?
Первым его почётным пассажиром стал Нурсултан Назарбаев. На открытии он сказал: «Триста маршрутных автобусов сокращают, выхлопов будет меньше. Воздух чище станет. Но и это не главное. Главное, что приобретается новая современная культура транспорта».
Метрополитен города Алматы работает каждый день с 6 утра до полуночи. Поезда ходят каждые 10 минут.
Стоимость проезда - 80 тенге. Для детей с 7 до 15 лет - 40 тенге. Действуют в метро и смарт-карты, баланс которых можно пополнять до 90 поездок.
Проект метро разработан с запасом прочности до 7-8 баллов на случай землетрясения.
Добро пожаловать в метро!
Задание 2. Прочитайте текст. Восстановите порядок следования абзацев текста.
А. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу. Он сказал: «Ты, внучек, пойдёшь в школу, которую выберу я сам!» Дед сам пошёл искать школу.
Б. Родители выбрали для сына лучшую школу и лучшего учителя. Утром дед повёл внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор школы, их окружили дети. Они кричали, скакали вокруг деда и внука и дразнили их. Зазвенел звонок, и дети убежали.
В. Учитель сказал, что их школа небольшая, но старик уже всё решил и, вернувшись домой, объявил о своём решении.
ГНаконец он вошёл в небольшой дворик незаметной школы и присел на скамейку. Зазвенел звонок, дети выбежали во двор. Увидев старого человека, они стали заботиться о нём, кто- то из учеников предложил воды. Когда пришёл учитель, дед поздоровался с ним и сказал, что хотел бы привести к нему своего внука.
Задание 3. Определите тему данного текста.
Задание 4. Выпишите предложение с прямой речью, подчеркните в нём обращение.
Задание 5. Найдите в абзаце Б предложение с однородными сказуемыми, подчеркните их соответствующей линией.
Задание 6. Допишите предложения. Составьте небольшой шуточный текст, используя одно из дописанных слов (на выбор) в качестве ключевого.
А) Его проглатывают, не желая говорить; он хорошо подвешен; за него тянут, заставляя высказаться. Это - ...
Б) Они ранят, не двигаясь, отравляют, не прикасаясь, могут выразить и ложь, и правду. Это
Дескрипторы | Максимальные баллы | Набранные баллы |
1.Понимает основное содержание прослушанного текста. Точно и последовательно пересказывает текст, сохраняя структуру, соответствующую стилю изложения. | 12 | |
2. Правильно восстанавливает порядок следования абзацев в тексте | 4 | |
3. Верно определяет тему текста | 3 | |
4. Правильно находит предложение с прямой речью, выделяет в нём обращение | 2 | |
5. Находит предложение с однородными сказуемыми | 2 | |
6. Правильно подбирает пропущенные слова в предложении, соответствующие их образному определению. Составляет текст, используя ключевое слово | 7 | |
Итого: | 30 | |
1 2 3 4 5