Файл: Стандарт ds1, Том 3Инспекция бурильных колонн Пятое изданиеАвторы Грант Петтит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 515

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47
пронумерованы.
b. Поверхности, указанные в пункте 3.10.1, должны быть очищены до такой степени, чтобы был виден металл, а поверхности не были липкими на ощупь.
c. Любой выступающий металл, который мешает перемещению преобразователя на исследуемом участке, должен быть зачищен заподлицо с поверхностью трубы, иначе труба подлежит забраковке.
3.10.4. Стандартизация в полевых
условиях
a. Положение скачка сдвиговой волны для стандартизации: Ответный сигнал от контрольной насечки на внутренней поверхности должен быть стандартизирован по первому скачку на 1/2 или положению скачка 1-1/2. Первое положение скачка
1-1/2 может использоваться для тонкостенного материала или при наличии избыточного шума в первом положении 1/2 скачка. Ответный сигнал от контрольной насечки на наружной поверхности должен быть стандартизирован по положению первого полного скачка.
b. Установка эталонного уровня: Выбрать исходную настройку усиления. Сравнить ответный сигнал от внутренней насечки, используя первый скачок на 1/2 или положение скачка 1-1/2 (в соответствии с п. 3.10.4a), с ответным сигналом наружной насечки, используя положение первого полного скачка. Отрегулировать усиление так, чтобы нижний ответный сигнал от внутренней насечки или наружной насечки составлял не менее 60% от полной высоты экрана (FSH).
c. Настройка строба: Максимально увеличить отклик от внутренней насечки в положении первого скачка на 1/2 или в положении скачка
1-1/2 (в соответствии с п. 3.10.4a) и расположить внутренний строб так, чтобы индикация была полностью охвачена внутри строба. Затем максимально увеличить отклик от наружной насечки в положении первого полного скачка и расположить наружный строб так, чтобы индикация была полностью охвачена внутри строба.
d. Пороговое значение строба должно быть установлено на 6 дБ ниже эталонных уровней, указанных в пункте 3.10.4b. (Инструкции по регулировке пороговых значений см. в пункте
3.10.5h.)
e. Стандартизация устройства в полевых условиях должна проводиться:
— В начале инспекции.
— После измерения каждых 25-ти длин.
— При каждом включении прибора.
— В случае повреждения прибора или преобрователя.
— При изменении преобразователя, кабеля, оператора или инспектируемого материала.
— В случае сомнений в точности последней действующей стандартизации.
— По завершении работы.
f. Все концы труб, проверенные с момента последней действующей полевой стандартизации, должны быть проверены повторно, если для приведения откликов от насечек контрольного эталона обратно к эталонному уровню требуется настройка прибора более чем на 2 дБ.
g. Для проведения проверки необходимо построить кривую корректировки амплитуда
- расстояние (DAC) между откликами от насечек контрольного эталона по наружному и внутреннему диаметрам.
3.10.5. Процедура
a. После стандартизации и подготовки поверхности необходимо нанести контактное вещество, а инспекционную головку поместить на трубу на расстоянии не менее 36 дюймов от места пересечения конуса 35° или 18°, в зависимости от конкретного случая, и наружной поверхности трубы или высадки, или 48 дюймов от места пересечения конуса бурильного замка
18° и наружной поверхности трубы или высадки.
При ручном сканировании одним искателем поверхность необходимо постоянно смачивать или использовать вязкое контактное вещество, которое обеспечит надежное соединение с трубой.
b. Головка или искатель должны продвигаться по направлению к концу трубы. Сканирование проходит над высадкой по направлению к конусу замка до исчезновения контакта. При сканировании усиление прибора может быть повышено.
c. Процедура сканирования повторяется до тех пор, пока не будет проверено 100% необходимой поверхности.
d. При настройке усиления на эталонный уровень индикации, которые превышают пороговый уровень для строба, указанный в пункте 3.10.4d, должны быть отмечены как подлежащие проверке.
e. Все индикации, отмеченные во время сканирования, должны быть проверены с помощью стандартизированного устройства, описанного в пункте 3.10.4.
f. Для проверки индикаций используется усиление эталонного уровня.
g. Кроме того, для проверки индикаций можно использовать бороскоп или магнитопорошковую дефектоскопию.
h. Пороговое значение для строба можно скорректировать, если при надлежащей проверке подтвердится несоответствие обнаруженных индикаций. Пороговый уровень должен устанавливаться во время проверки, гарантирующей оценку всех будущих индикаций на трубе. Пороговое значение строба не должно быть в пределах 3 дБ от эталонного уровня, указанного в пункте 3.10.4b. Инспектор должен следить за изменениями ответного сигнала, которые могут быть основанием для корректировки порогового значения и/или повторной стандартизации.
Пороговые уровни должны регистрироваться в журналах инспекционного контроля.
Примечание: При ручном сканировании одним искателем преобразователь должен перемещаться только вдоль продольной оси трубы, ±5°, при этом покрытие стенки должно достигать не менее 110%.
3.10.6. Критерии приемки
a. Недоступная индикация (расположенная в месте, где невозможно провести механические


48
измерения) с амплитудой сигнала, превышающей кривую DAC (с усилением, установленным на эталонном уровне), служит основанием для забраковки.
b. Трещина служит основанием для забраковки независимо от амплитуды создаваемого ею сигнала.
c. Другие дефекты не должны превышать установленные пределы согласно Таблицам 3.5.1,
3.5.2 или 3.11.1, в зависимости от конкретного случая, и в 3.6.1, 3.6.2 или 3.11.2, в зависимости от конкретного случая.
3.11. Визуальный контроль
соединений
3.11.1. Область применения
Данная процедура включает визуальный осмотр использованных резьбовых упорных соединений для определения класса прочности трубы; оценки состояния уплотнения, резьбы, наплавки твердых сплавов и фаски; а также поиска признаков утолщения муфты и удлинения ниппеля.
Применительно к утяжеленным бурильным трубам и другим компонентам КНБК также рассматривается визуальный осмотр элементов, предназначенных для снятия напряжений в соединениях. Требования по наплавке твердых сплавов применяются к бурильным замкам, утяжеленным бурильным трубам и центральным высадкам тяжелых бурильных труб, в зависимости от конкретного случая.
3.11.2. Оборудование для инспекции
Требуются
12-дюймовая металлическая линейка с шагом в 1/64 дюйма, металлическая поверочная линейка, откалиброванный люксметр для проверки освещенности, откалиброванные угломеры, откалиброванный твердый и отшлифованный профильный калибр и инструмент для измерения наружного диаметра.
Также требуются откалиброванный прибор для контроля шага резьбы и откалиброванный стандартный шаблон для определения шага резьбы. Требования к калибровке измерителя интенсивности света, угломера, профильного калибра, прибора для контроля шага резьбы и стандартного шаблона для определения шага резьбы см. в разделе 2.21.
3.11.3. Подготовка
a. Все трубы должны быть последовательно пронумерованы.
b. Соединения должны быть очищены таким образом, чтобы при протирании поверхностей резьбы или буртика чистой тканью на ней не оставалось следов окалины, бурового раствора или смазочного вещества.
3.11.4. Процедура и критерии
приемки
Все соединения должно соответствовать следующим требованиям.
a. Трафаретная маркировка веса/марки:
Марка и вес должны быть нанесены трафаретом на профрезерованный паз ниппеля или на шейку ниппеля в соответствии с Рисунком 3.11.1. При нанесении маркировки в обоих местах надпись на шейке ниппеля должна совпадать с надписью на профрезерованном пазу. Если маркировка отсутствует и не применяется альтернативная схема маркировки, одобренная пользователем, соединение подлежит забраковке, за исключением случаев, когда можно отследить марку и вес соединения через серийный номер изготовителя.
b. Твердосплавная наплавка: При наличии наплавки твердых сплавов ее толщина над поверхностью бурильного замка не должна превышать 3/16 дюйма в радиальном направлении, а также должны отсутствовать повреждения или непокрытые наплавкой места, которые по наибольшему размеру превышают 1/8 дюйма.
Наличие микротрещин на наплавке допускается при условии, что они не распространяются на основной металл. Выступающие карбидные обломки или наплывы не допускаются, если это не разрешено конечным пользователем. При возникновении противоречий между данной спецификацией и требованиями к полевой инспекции изготовителя твердосплавной наплавки должны применяться требования к полевой инспекции изготовителя твердосплавной наплавки.
c. Трещины: На всех соединениях и корпусах бурильных замков не должно быть видимых трещин и термического растрескивания, за исключением того, что микротрещины при наплавке твердых сплавов допустимы, если они не распространяются на основной металл
В случае немагнитных соединений следует обращать особое внимание на впадины резьбы в задней части муфты и на поверхности проточки.
На этих поверхностях не должно быть трещин или индикаций возможных трещин. Шлифовка для удаления трещин запрещена.
d. Минимальный уровень освещенности инспектируемой поверхности должен составлять
50 фут-свечей. Требования к остроте зрения изложены в разделе 2.20.2. Уровень интенсивности освещения инспектируемой поверхности должен проверяться:
— В начале каждой инспекционной работы.
— После изменения положения или интенсивности осветительных приборов.
— При изменении положения инспектируемой поверхности относительно осветительного прибора.
— По требованию заказчика или его уполномоченного представителя.
— По завершении инспекционной работы.
Требования не распространяются на условия с прямым солнечным светом. Если требуется корректировка уровня интенсивности освещения инспектируемой поверхности, все компоненты, прошедшие контроль с момента последней проверки уровня интенсивности освещения, подлежат повторному контролю.
e. Воздушный душ: Обработка воздушным душем конусов бурильных замков (эрозия, вызванная потоком частиц во время бурения с подачей воздуха, пример показан на Рисунке
3.11.2), охватывающая более 30% окружности


49
Код марки трубы
Бурильная труба марки E стандартного веса
Бурильная труба марок X, G, S, V нормального веса
Бурильная труба марки E весом больше нормального веса
Бурильная труба марок X, G, S, V весом больше нормального веса
Рисунок 3.11.1a. Система маркировки обычных бурильных труб
Весовой код трубы
Код марки трубы
Весовой код трубы
Код марки трубы
Весовой код трубы
Код марки трубы
Весовой код трубы
Dнар.
(дюймы)
Ном. вес (фунт/фут)
Весовой код
2-3/8 4,85 1
6,65 (нормальный)
2 2-7/8 6,85 1
10,40 (нормальный)
2 3-1/2 9,50 1
13,30 (нормальный)
2 15,50 3
4 11,85 1
14,00 (нормальный)
2 15,70 3
4-1/2 13,75 1
16,60 (нормальный)
2 20,00 3
22,82 4
24,66 5
25,50 6
5 16,25 1
19,50 (нормальный)
2 25,60 3
5-1/2 19,20 1
21,90 (нормальный)
2 24,70 3
5-7/8 23,40 2
26,30 3
6-5/8 25,20 (нормальный)
2 27,70 3
Рисунок 3.11.1b Весовые коды
Марка
Код марки
E-75
E
X-95
X
G-105
G
S-135
S
DS-140
Z*
V
V*
*Z и V используются, если у изготовителя нет другой маркировки, обозначающей марку
Рисунок 3.11.1c Коды марок
Предприятие/
Изготовитель
Обозначение
Algoma
X
DalМин.e
D
Grant-
PrDвнутрeco
GP
Kawasaki
H
Nippon
I
NKK
K
Omsco
QMS
Reynolds
AluМин.um
RA
Seamless Tubes
LTD
B
SDвнутрerca
SD
Sumitomo
S
Tamsa
T
Texas Steel
Conversion
TSC
US Steel
N
Vallourec &
Mannesmann
VM
1 2 3 4 5 6
OMS 689 N G 2
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   78

Примечания:
1.
Изготовитель бурильных замков
2.
Месяц сварки
3.
Год сварки
4.
Изготовитель труб
5.
Марка трубы
6.
Весовой код трубы
Пример: Бурильный замок Omsco, установлен в июне 1989 г. на обычной трубе марки G производства компании US Steel.
Рисунок 3.11.1d Система маркировки шейки ниппеля
API
.813
S
Номинальная толщина стенки трубы
Код марки трубы
Толстостенная бурильная труба
5-1/2*, S-135
Со стенкой .813
Рисунок 3.11.1e. Новая система маркировки
толстостенных бурильных труб

50
конуса бурильного замка, служит основанием для забраковки. Шлифовка с целью ремонта обработанного воздухом участка не допускается. f. Резьбовая смазка и протекторы:
Приемлемые соединения должны быть покрыты подходящей смазкой для бурильных замков по всей поверхности резьбы и буртика, включая конец ниппеля. Резьбовые протекторы накладывают и закрепляют с крутящим моментом приблизительно от 50 до 100 футо-фунтов.
На резьбовых протекторах не должно быть грязи. Если перед перемещением трубы будет проводиться дополнительная инспекция резьбы или буртиков, нанесение резьбовой смазки и протекторов можно отложить до завершения дополнительной инспекции.
3.11.5. Соединения API и
аналогичные незапатентованные
соединения
В дополнение к требованиям пункта 3.11.4 соединения API и аналогичные незапатентованные соединения должны соответствовать следующим требованиям.
3.11.5.1. Ширина фаски
По всей окружности муфты и ниппеля должна присутствовать наружная фаска под углом примерно 45 градусов и шириной не менее 1/32 дюйма.
3.11.5.2. Впадина резьбы и точечная коррозия
поверхности
Этот критерий распространяется на замковые соединения
(нормальных и толстостенных бурильных труб). Рассматриваемые особенности резьбы показаны на Рисунке 3.11.3.
a. Ниппельные соединения:
Питтинговая коррозия не допускается на впадинах резьбы, находящейся на расстоянии менее 1-1/2 дюйма от последней риски. Питтинговая коррозия допускается на других впадинах резьбы, а также на всех боковых поверхностях и вершинах резьбы при условии, что питтинговая коррозия не занимает более 1-1/2 дюйма в длину вдоль любой винтовой линии резьбы, глубина язв не превышает
1/32 дюйма, а диаметр язв не превышает 1/8 дюйма.
b. Соединения с внутренней конической замковой резьбой: Питтинговая коррозия по всей поверхности резьбы не занимает более
1-1/2 дюйма в длину вдоль любой винтовой линии резьбы, глубина язв не превышает 1/32 дюйма, а диаметр язв не превышает 1/8 дюйма.
c. Расположение последней риски:
На
Рисунке 3.11.4 показан пример ниппельного соединения API. Последняя риска создается путем мехобработки вставки по мере ее медленного вытягивания, при этом неполная резьба должна оставаться в задней части соединения. Для определения местоположения последней риски соединение поворачивают до тех пор, пока не станет видна последняя отметка, сделанная при мехобработке вставки.
d. Измерение требуемого расстояния:
Отмеряют
1-1/2 дюйма, как показано на
Рисунке 3.11.5. Резьба на соединении повторяет винтовую линию резьбы.
Следовательно, предусматриваются области, где часть впадины резьбы может попасть в пределы 1-1/2 дюйма, при этом часть впадины резьбы теоретически может оказаться за пределами 1-1/2 дюйма от последней риски. В таких случаях на такой впадине резьбы питтинговая коррозия не допускается даже на тех участках, которые тео-ретически могут находиться за пределами 1-1/2 дюйма от последней риски. Это видно на Рисунке 3.11.5, где линия, отмеченная как
«питтинговая коррозия не допускается», немного выступает за пределы 1-1/2 дюйма (вплоть до вершины следующего витка резьбы), чтобы охватить всю впадину резьбы.
3.11.5.3.
Соединения
компоновки
низа
бурильной колонны с элементами для
снятия напряжений (SRF)
Этот критерий охватывает соединения КНБК с элементами для снятия напряжений (SRF).
Питтинговая коррозия не допускается на впадинах резьбы, находящейся на расстоянии менее 1-1/2 дюйма от последней риски. Питтинговая коррозия допускается на других впадинах резьбы при условии, что питтинговая коррозия не занимает более 1-1/2 дюйма в длину вдоль любой винтовой линии резьбы, глубина язв не превышает 1/32 дюйма, а диаметр язв не превышает 1/8 дюйма.
Допуск на питтинговую коррозию для SRF см. в пункте 3.11.5.4.
a. Расположение последней риски:
На рисунке
3.11.6 показан пример муфтового соединения API с SRF (с продольным разрезом для просмотра внутренней геометрии). Последняя
Вершина
Впадина
Вершина
Боковые поверхности
Рисунок 3.11.3 Части резьбы
Рисунок 3.11. 2 Пример неприемлемого воздушного
душа на конусе бурильного замка


51
риска создается путем мехобработки вставки на муфтовых соединениях с SRF вследствие мехобработки проточки. В результате проточки создается притупленная резьба в задней части муфты с постепенно уменьшающейся высотой. В конечном итоге происходит сбег последнего витка резьбы на проточке, создающий последнюю риску.
Для определения местоположения последней риски соединение поворачивают до тех пор, пока не станет виден сбег последнего витка резьбы на проточке. На Рисунке 3.11.7 показан пример ниппельного соединения API с SRF. Последняя риска создается путем пересечения механически обработанного радиуса
SRF с боковой поверхностью последнего витка резьбы. Для определения местоположения последней риски соединение поворачивают до тех пор, пока не станет видна отметка от механической обработки радиуса, как показано на Рисунке 3.11.7.
b. Измерение требуемого расстояния:
Отмеряют 1-1/2 дюйма, как показано на Рисунках
3.11.8 и 3.11.9. Резьба на соединении повторяет винтовую линию резьбы.
Следовательно, предусматриваются области, где часть впадины резьбы может попасть в пределы 1-1/2 дюйма, при этом часть впадины резьбы теоретически может оказаться за пределами 1-1/2 дюйма от последней риски. В таких случаях на такой впадине резьбы питтинговая коррозия не допускается даже на тех участках, которые теоретически могут находиться за пределами 1-1/2 дюйма от последней риски.
Это видно на Рисунках 3.11.8 и 3.11.9, где линия, отмеченная как «питтинговая коррозия не допускается», немного выступает за пределы 1-1/2 дюйма (вплоть до вершины следующего витка резьбы), чтобы охватить всю впадину резьбы.
3.11.5.4
Соединения
компоновки
низа
бурильной колонны без SRF
Этот критерий распространяется на соединения КНБК без SRF. Питтинговая коррозия не допускается на впадинах ниппельной резьбы, находящейся на расстоянии менее 2-х дюймов от последней риски. Питтинговая коррозия допускается на других впадинах ниппельной резьбы и во всех впадинах муфтовой резьбы с учетом ограничений, указанных ниже. Питтинговая коррозия не должна занимать более 1-1/2 дюйма в длину вдоль любой винтовой линии резьбы, глубина язв не должна превышать 1/32 дюйма, а диаметр язв не должен превышать 1/8 дюйма.
a. Расположение последней риски: См. раздел 3.11.5.2c.
b. Измерение требуемого расстояния:
Отмеряют 2 дюйма, как показано на Рисунке 3.11.10.
Резьба на соединении повторяет винтовую линию резьбы.
Следовательно, предусматриваются области, где часть впадины резьбы может попасть в пределы 2-х дюймов, при этом часть впадины резьбы теоретически может оказаться за пределами 2-х дюймов от последней риски.
В таких случаях на такой впадине резьбы питтинговая коррозия не допускается даже на тех участках, которые теоретически могут находиться за пределами 2-х дюймов от последней риски. Это видно на Рисунке 3.11.10, где линия, отмеченная как
«питтинговая коррозия не допускается», немного
Рисунок 3.11.6 Расположение последней риски на
муфтовом соединении компоновки низа бурильной
колонны с SRF
Сбег последнего витка резьбы на проточке
Последняя риска
Рисунок 3.11.5 Измерение 1-1/2 дюймов от последней
риски на ниппельном соединении бурильного замка
без SRF
Питтинговая коррозия допускается с ограничениями
Питтинговая коррозия не допускается
Последняя риска
Рисунок 3.11.4 Идентификация последней риски на
ниппельном соединении бурильного замка без SRF.
Последняя риска
Отметка от обрабатывающего инструмента постепенно исчезает по мере медленного вытягивания